Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6555/23
Екатеринбург
17 ноября 2023 г.
Дело № А47-9147/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Суспициной Л.А., Татариновой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Луковниковым Д.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу акционерного общества «Племенной завод имени Свердлова» (далее - общество «Племенной завод имени Свердлова») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2023 по делу
№ А47-9147/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа
В судебном заседании путем использования системы
веб-конференции приняли участие представители:
акционерного общества «Племенной завод имени Свердлова» –
ФИО1 (доверенность от 11.05.2022).
общества с ограниченной ответственностью «ННК-Оренбургнефтегаз» (далее – общество «ННКОренбургнефтегаз») – ФИО2 (доверенность №110/22 от 14.10.2022), ФИО3 (доверенность №43/2023 от 01.01.2023).
Общество «Племенной завод имени Свердлова» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу «ННК-Оренбургнефтегаз» с исковым заявлением об устранении обществу «Племенной завод имени Свердлова» препятствия в уточнении границ земельного участка с кадастровым номером № 56:32:0000000:29 в целях его дальнейшего приобретения в собственность.
А также с требованием признать не возникшим право собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз» на:
- выкидную линию от скв. № 64 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:247,
- выкидную линию от скв. № 65 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:248,
- выкидной трубопровод от скв. № 67 Свердловского месторождения до АГЗУ-2 с кадастровым номером 56:32:1912002:249;
Прекратить права собственности и погасить в ЕГРН записи о регистрации права собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз»:
- на выкидную линию от скв. № 64 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:247,
- на выкидную линию от скв. № 65 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:248,
- на выкидной трубопровод от скв. № 67 Свердловского месторождения до АГЗУ-2 с кадастровым номером 56:32:1912002:249.
Снять указанные объекты недвижимого имущества с кадастрового учета и исключить из ЕГРН все сведения в отношении указанных выше объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, администрацию муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество «Племенной завод имени Свердлова» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов о невозможности сопоставления расположения объектов недвижимого имущества принадлежащих обществу «ННК-Оренбургнефтегаз» и границ земельного участка подлежат исключению.
Общество «Племенной завод имени Свердлова» также указывает на то, что в материалах дела имеется ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. Полагает, что судом первой интенции неправомерно отказано в отложении разбирательства по делу в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. В частности, общество намеревалось представить межевой план уточняемого земельного участка и доказательства незаконности возведения скважин №№ 64, 65, 67, составной частью которых, якобы, являются указанные выкидные линии, в том числе судебные решения, на которые общество ссылалось, что трубопроводы имеют наземные части и не являются линейными объектами, поскольку относятся к скважинам №64,65,67, которые незаконно выстроены в границах земельного участка истца.
Кроме того, в материалы дала приобщены выписки на выкидные линии и трубопровод, в которых указано, что они образованы в границах земельного участка с кадастровым номером № 56:32:0000000:29, однако не получили оценки судов.
В отзыве общество «ННКОренбургнефтегаз» просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области
от 10.12.2017 по делу № А47-3092/2016 установлено, что за совхозом имени Свердлова Тоцкого района Оренбургской области исполнительным комитетом Тоцкого районного Совета народных депутатов закреплен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 32 369 гектаров, что подтверждается государственным актом на право пользования землей
от 09.04.1982 А-1 № 379560.
Решением администрации Тоцкого района от 22.01.1993 № 32-р Госплемзаводу имени Свердлова Тоцкого района Оренбургской области в постоянное (бессрочное) пользование переданы земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 17 895 гектаров, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 17.02.1993 № 170.
Распоряжением администрации Тоцкого района от 14.10.1993 № 299-р утвержден проект перераспределения земель в сельскохозяйственных предприятиях Тоцкого района Оренбургской области, в том числе совхоза имени Свердлова.
Земельный участок, площадью 17 890 000 кв. м, находящийся по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования от 17.02.1993 № 170 поставлен на кадастровый учет без определения границ, ему присвоен кадастровый номер 56:32:0000000:29.
Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации (номер и дата регистрации 56-56/021-56/999/001/2016-372/1 от 20.06.2016).
Из собственности Российской Федерации никогда не выбывал, поскольку в силу требований статьи 69 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25.04.1991 № 1103-1 (действовавшего до 24.12.1993) совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получали от государства землю в бессрочное (постоянное) пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 (далее - Закон № 137-ФЗ), предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Закон № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53- ФЗ) дополнен статьей 3.1., в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из пункта 10 статьи 3 названного Федерального закона, действовавшего до 01.03.2015, следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.
Из приведенных норм права в их совокупности следует, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации. По смыслу статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:32:0000000:29 зарегистрировано в установленном законом порядке 20.06.2016.
Вышеизложенное подтверждается решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-3092/2016, вступившим в законную силу, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018, которыми установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:32:0000000:29 не вошел и не мог войти в перечень имущества, подлежащего приватизации в ходе реорганизации предприятия в силу положений пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации (в редакции по состоянию на 29.12.2005).
В связи с приведением учредительных документов в соответствие с требованиями вступившего в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия «Племенной завод имени Свердлова» (далее - предприятие «Племенной завод имени Свердлова»), зарегистрированный администрацией Тоцкого района 30.12.1998.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 1124-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2005 год», распоряжения Территориального управления от 29.12.2005 № 1201-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия племенного завода им. Свердлова» предприятие «Племенной завод имени Свердлова» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Племенной завод имени Свердлова» с уставным капиталом
64 402 000 руб., состоящим из 64 402 обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая.
Регистрирующим органом 25.01.2006 принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество «Племенной завод имени Свердлова», в Единый государственный реестр юридических лиц 25.01.2006 внесена запись о создании общества «Племенной завод имени Свердлова» за основным государственным регистрационным номером № 1065617000459, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 56 № 002406066.
Из устава Федерального государственного унитарного предприятия племенного завода имени Свердлова, утвержденного главой администрации Тоцкого района в 1998 году, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 20.10.1998 усматривается, что указанное предприятие является правопреемником ГП госплемзавода им. Свердлова, который, в свою очередь, является правопреемником государственного племенного завода им. Свердлова на базе совхоза «Овцевод», организованного в 1929 году. Имущество предприятия является федеральной собственностью и закреплено на праве хозяйственного ведения.
Учитывая изложенное, общество «Племенной завод имени Свердлова» является правопреемником в части пользования спорным земельным участком, поскольку к обществу «Племенной завод имени Свердлова», как правопреемнику государственного предприятия Госплемзавод имени Свердлова, перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 17 895 га, ранее учтенным под кадастровым номером
№ 56:32:0000000:29.
Полагая, что права общества «Племенной завод имени Свердлова» нарушены, оно обратилось в суд с иском об устранении препятствия в уточнении границ земельного участка с кадастровым номером
№ 56:32:0000000:29 в целях его дальнейшего приобретения в собственность путем признания не возникшим права собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз» на указанные в иске объекты (выкидные линии, выкидной трубопровод), прекращения права собственности и погашения в ЕГРН записи о регистрации права собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз» на указанные объекты, снятия объектов с кадастрового учета и исключения из ЕГРН всех сведений о них.
В обоснование своих требований общество «Племенной завод имени Свердлова» указывало, что постановка указанных объектов недвижимого имущества на кадастровый учет в границах земельного участка с кадастровым номером № 56:32:0000000:29, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, без ведома и согласия общества, а также регистрация права собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз» на них, являются незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
Руководствуясь указанными положениями, суды верно определили, что из существа спорных правоотношений следует заявление обществом «Племенной завод имени Свердлова» негаторного иска об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ему земельным участком.
В силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает факт индивидуализации объекта гражданских прав.
Кадастровый учет земельных участков позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановкой на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
К уникальным характеристикам объекта недвижимости относится, в частности, описание местоположения границ земельного участка и его площадь.
На основании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
При этом на основании действовавшей до 01.01.2017 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) земельный участок общества, хотя и не имел установленных границ, относился к ранее учтенным, поскольку имел условный номер, право общества по его безвозмездному пользованию было зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) уникальной характеристикой земельного участка является месторасположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Порядок проведения кадастровых работ установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер) (пункт 4 статьи 1 Закона № 221-ФЗ).
Результаты кадастровых работ, применительно к земельным участкам, оформляются в межевом плане. Содержащиеся в нем сведения в процессе государственного кадастрового учета воспроизводятся в ГКН.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921
«Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, что предусмотрено частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.
Согласно части 4.2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ, часть 2 статьи 8 Закона
№ 218-ФЗ границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
В силу 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
С заявлениями о кадастровом учете объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные их владельцы, а также их представители.
Статьей 39 Закона № 221-ФЗ установлен порядок согласования границ земельных участков.
С учетом положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» суды установили, что обществу «Племенной завод имени Свердлова» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 17895 гектаров (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 17.02.1993 № 170).
Установив, что, согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости), границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, межевые работы в отношении данного земельного участка не проводились, суды пришли к обоснованному выводу, что границы спорного земельного участка на местности не закреплены, местоположение и фактическая площадь данного участка определенно не установлены.
В случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 39 Закона № 221-ФЗ).
Результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка (часть 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ).
В силу части 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу № 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В постановлении от 22.03.2011 № 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 56:32:0000000:29 с момента своего возникновения не имел границ, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, межевые работы в отношении данного земельного участка правообладателем в установленном порядке не проводились, каких-либо доказательств наложения границ на объекты, принадлежащие обществу «ННК-Оренбургнефтегаз», в материалах дела также не имеется, в отсутствие установленных границ земельного участка сопоставить расположение объектов недвижимого имущества относительно границ участка невозможно, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для рассмотрения заявленных требований как спора о границах земельного участка в вышеуказанном порядке, такое требование было бы преждевременным.
Суды верно не усмотрели оснований для вывода о создании ответчиком препятствий истцу в установлении в предусмотренном законом порядке границ принадлежащего ему земельного участка, приняв также во внимание следующее.
Как установлено судами, внеочередным общим собранием акционеров акционерного общества «Оренбургнефть» принято решение о реорганизации акционерного общества «Оренбургнефть» в форме выделения общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» (далее – общество «Оренбург-Нефть»).
В силу пункта 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (пункт 1 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, права и обязанности реорганизуемого в форме выделения юридического лица (в том числе и возникшие из договоров) не прекращаются, а либо сохраняются за этим лицом, либо переходят к создаваемым в результате реорганизации юридическим лицам.
На основании пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Процедура реорганизации завершена 30.04.2021, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесены сведения о создании общества «Оренбург-Нефть» путем реорганизации в форме выделения.
Решением единственного участника общества «Оренбург-Нефть»
от 11.01.2022 фирменное наименования общества изменено на общество
«ННК-Оренбургнефтегаз» и изменен адрес местонахождения общества на: 461040, Российская Федерация, Оренбургская область, городской округ город Бузулук, <...> домовладение 88.
Подписанный 30.04.2021 передаточный акт содержит Приложение № 3.2 «Опись основных средств к передаточному акту акционерного общества «Оренбургнефть», реорганизуемого в форме выделения из него общества «Оренбург-Нефть», по состоянию на 30.04.2021, согласно которому были переданы: выкидная линия от скв. № 64 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:247, дата ввода в эксплуатацию - 2016 год; выкидная линия от скв. № 65 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения с кадастровым номером 56:32:1912002:248, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год; выкидной трубопровод от скв. № 67 Свердловского месторождения на АГЗУ-2 с кадастровым номером 56:32:1912002:249, дата ввода в эксплуатацию - 2016 год.
Право собственности общества «ННК-Оренбургнефтегаз» на указанные объекты зарегистрировано на основании передаточного акта от 30.04.2021.
Согласно представленным материалам реестровых дела по объектам с кадастровыми номерами 56:32:1912002:247, 56:32:1912002:248, 56:32:1912002:249, выкидные линии от скважин № 64, 65, 67 до АГЗУ-2 Свердловского месторождения являются вспомогательными объектами по отношению к соответствующей скважине Свердловского месторождения, позволяющими обеспечивать эксплуатацию основного объекта в соответствии с его функциональным назначением.
Установлено, что выкидные линии являются вспомогательными объектами по отношению к скважинам № 64, 65, 67, которые построены и введены в эксплуатацию в одно время с указанными скважинами.
Спорные объекты недвижимости входят в состав единого объекта нефтедобычи, который был предметом судебного разбирательства по делу
№ А47-4603/2017 (требования об устранении препятствий в пользовании земельным участком, понуждении к сносу (ликвидации) объектов).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2019 по делу № А47-4603/2017, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020,
постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2020, в удовлетворении требований истцу отказано.
Доводы истца о том, что общество «ННК-Оренбургнефтегаз» не получало в установленном порядке разрешения на строительство выкидных линий, отклонены судами на основании следующего.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Как установлено судами администрация Тонкого района Оренбургской области информировала государственного регистратора в процессе постановки на государственный кадастровый учет объектов с кадастровыми номерами 56:32:1912002:247, 56:32:1912002:248, 56:32:1912002:249.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» для линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов получение разрешения на строительство не требуется.
Судами также приняты доводы общества «ННК-Оренбургнефтегаз» о том, что для постановки выкидных линий на государственный кадастровый учет не требуется предоставление правоустанавливающих документов на земельные участки, поскольку в силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014
№ 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В частности, к указанным видам объектов отнесены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; газопроводы давлением до 1,2 мегапаскаля, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Из Письма Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и следует, что если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Согласно позиции Росреестра (письмо № 14-02676-ГЕ/18 от 14.03.2018), предоставление правоустанавливающих документов на земельные участки, независимо от того, находятся ли такие земельные участки в государственной, муниципальной собственности либо в собственности физического, юридического лица, а так же независимо от того, предусмотрено ли возведение сооружения в соответствии с разрешением на строительство либо на основании иных, предусмотренных законодательством документов, для размещения подземных сооружений не требуется.
Поскольку выкидные линии являются вспомогательными объектами по отношению к скважинам и являются подземными, судами сделан обоснованный вывод о том, что правоустанавливающие документы на земельные участки для их постановки на государственный кадастровый учет не требуются.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что спорные объекты ответчика не создают препятствий к установлению обществом «Племенной завод имени Свердлова» границ земельного участка, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Фактические обстоятельства дела судом установлены в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании заявителем приведенных норм права применительно к установленным обстоятельствам, правильность выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска не опровергают, в части направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу частей 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2023 по делу
№ А47-9147/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Племенной завод имени Свердлова» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Торопова
Судьи Л.А. Суспицина
И.А. Татаринова