ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-9842/17 от 13.12.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14554/2017

г. Челябинск

20 декабря 2017 года

Дело № А47-9842/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2017 по делу № А47-9842/2017 (судья Калитанова Т.В.).

В заседании приняли участие представители:

Администрации Переволоцкого района Оренбургской области: ФИО1 (доверенность от 13.09.2017 № 01-13/2118, паспорт);

Публичного акционерного общества "Оренбургнефть": ФИО2 (доверенность от 09.12.2016 № 476, паспорт).

Администрация Переволоцкого района Оренбургской области (далее - истец, Администрация, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к публичному акционерному обществу «Оренбургнефть» (далее - ответчик, ПАО "Оренбургнефть) о взыскании задолженности в размере 21 680 602 руб. 72 коп.

Судом первой инстанции принят к производству встречный иск ПАО «Оренбургнефть» к Администрации Переволоцкого района Оренбургской области о признании договора №361 от 21.03.2002, заключенного между ПАО «Оренбургнефть» и Администрацией Переволоцкого района Оренбургской области, расторгнутым с момента издания акта госоргана (дополнения №1 от 25.11.2014 к лицензии), а именно с 25.11.2014.

Решением суда первой инстанции от 06.10.2017 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении встречного иска.

Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к следующему.

По мнению истца, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что правоотношения между сторонами возникли из договора пожертвования.

Договор от 21.03.2002 не может быть рассмотрен как существенное условие лицензии и не подлежит отнесению его к основным условиям пользования недрами.

При заключении указанного договора стороны определили размер вклада в социально-экономическое развитие территории на период действия лицензии до 20.03.2023.

Податель жалобы полагает, что после внесения изменений в условия лицензирования правоотношения сторон не подлежат изменению либо прекращению.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 270 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, обществу "Оренбургнефть" была выдана лицензия ОРБ 00757 HP от 02.06.1998 на пользование недрами с целью геологического изучения и добычи углеводородов на Кичкасской площади.

Указанная лицензия закрепляла обязанность ответчика участвовать за счет собственных средств в развитии социальной инфраструктуры Переволоцкого и Александровского районов, путем обеспечения жидким топливом котельных и возведения твердого покрытия автодороги Кичкасс-Ждановка. Данная обязанность конкретизирована в п. 11.1, 11.2 ст. 11 Приложения №1 к Лицензии - Соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Кичкасской площади (далее Лицензионное соглашение).

Дополнительным соглашением к указанной лицензии, ст. 11.2 лицензионного соглашения изложена в следующей редакции: «Владелец лицензии за счет собственных средств участвует в развитии социальной инфраструктуры Переволоцкого и Александровского районов в размере 6,8 млн. рублей в ценах 1998 года согласно условиям конкурса.

Средства расходуются по договоренности с Администрациями Переволоцкого и Александровского районов. По условиям конкурса предусматривается произвести твердое покрытие существующей автодороги Кичкасс-Ждановка, обеспечить в зимнее время жидким топливом существующие котельные районов или ежегодно в течение срока действия лицензионного соглашения выплачивать денежные средства, необходимые для обеспечения газовым топливом котельных районов в размере, эквивалентном стоимости жидкого топлива».

21.03.2002 между Администрацией Переволоцкого района Оренбургской области и ОАО «Оренбургнефть» заключен договор №361 об участии в развитии социальной инфраструктуры Переволоцкого района (далее - договор).

Договор заключен во исполнение Соглашения об условиях геологического изучения и добыче углеводородов на Кичкасской площади (л.д. 20-28), являющегося приложением №1 к лицензии на право пользования недрами серии ОРБ № 00757НР.

Как указано в исковом заявлении, в 2016 году лицензия ОРБ № 00757НР в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр ОАО «Оренбургнефть» на ПАО «Оренбургнефть», переоформлена и зарегистрирована, как лицензия ОРБ № 15995 HP на срок до 30.04.2048. (Основание Приказ Федерального Агентства по недропользованию от 22.01.2016 №25), о чем Администрации Переволоцкого района Оренбургской области стало известно посредством информационного письма «ПАО Оренбургнефть» от 06.04.2016 № 22-22/0119.

Согласно п. 1.3. договора ПАО «Оренбургнефть» в счет участия в развитии социальной инфраструктуры выплачивает ежегодно Переволоцкому району сумму равную 190 400 рублей, в ценах 1998 года, с учетом индекса потребительских цен, характеризующих уровень инфляции по Оренбургской области, установленного Территориальным Органом Федеральной Службы Государственной Статистики по Оренбургской области (Оренбургстат).

В соответствии с п.2.3 договора до окончания срока лицензии - до 30.04.2023 совместная комиссия ежегодно в срок до 1 сентября текущего года определяет потребность котельных Переволоцкого района в жидком топливе на очередной отопительный сезон. Решение Совместной комиссии с определением соответствующих котельных и графика поставки жидкого топлива оформляется протоколом, подписываемым представителями Владельца лицензии и Администрации. Доставка жидкого топлива до котельных Переволоцкого района в соответствии с графиком, определенным в протоколе Совместной комиссии, осуществляется транспортом владельца лицензии.

С 2008 года на основании п. 1.2. дополнительного соглашения к лицензии обеспечение газовым топливом котельных производилось в размере, эквивалентном стоимости жидкого топлива, путем заключения дополнительных соглашений к договору от 21.03.2002 №361.

Условия договора №361 от 21.03.2002 ежегодно пересматривались, протоколом совместной комиссии с учетом потребности котельных в топливе и изменения индекса потребительских цен. ПАО «Оренбургнефть» исполняло обязательства по договору в период с 2002 по 2014 год.

Во исполнение п. 1.3, п. 2.3. договора, Администрацией района были направлены на подписание в адрес ПАО «Оренбургнефть» Протоколы совместной комиссии представителей администрации МО Переволоцкий - район и представителей ОАО «Оренбургнефть» по вопросам определения потребности котельных Переволоцкого района в газовом топливе на периоды отопительных сезонов 2015, 2016 годов (письма от 19.05.2015 № 01-13/1244, от 29.02.2016 № 01-13/436).

Согласно доводам истца, в нарушение условий договора № 361 от 21.03.2002 по состоянию на 01.08.2017 обязательства, определенные п. 1.3 и п. 2.3. договора, ответчиком не выполнены, в адрес Администрации района не осуществлены платежи за 2015 и 2016 в размере 21680602 руб. 72 коп., в том числе: за 2015 год: по пункту 1.3. - 2045333,92 рублей; по пункту 2.3.-9065 770,00 рублей; за 2016 год: по пункту 1.3. - 2 258 048,80 рублей; по пункту 2.3. - 8311450,00 рублей, что подтверждается служебной запиской заместителя главы администрации района по финансовым вопросам от 04.08.2017 № 588, расчетом задолженности по договору №361 за 2015, 2016 от 04.04.2017.

Из пояснений Администрации следует, что невыполнение обязательств ответчиком повлекло образование кредиторской задолженности (просроченной) бюджетных и автономных учреждений района по коммунальным услугам, так как предполагаемые платежи по договору учтены в доходной части бюджета района.

Претензии истца от 22.04.2016 № 01-13/926, от 07.06.2017 № 01-13/1296 о выплате задолженности по договору аренды в размере 21680602 руб. 72 коп. ответчик добровольно не удовлетворил, с требованиями указанными в претензии не согласен (письмо ПАО «Оренбургнефть» от 22.05.2017 №02-22/1049и).

Администрация района отказала в заключении Соглашения о расторжении вышеуказанного договора, ссылаясь на то, что переоформление лицензии ОРБ 00757 HP на право пользования недрами Кичкасскойплощади, расположенной в Оренбургской области в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр открытого акционерного общества «Оренбургнефть» на Публичное акционерное общество «Оренбургнефть» и переходом права пользования недр в соответствии со ст. 17.1. Закона Российской Федерации «О недрах» не является существенным и достаточным обстоятельством для расторжения договора №361 от 21.03.2002.

Как указано истцом, на момент подачи иска договор №361 от 21.03.2002 как по соглашению сторон, так и судом не расторгался, договором №361 от 21.03.2002 не предусмотрено, что переоформление лицензии (окончание срока действия лицензии) влечет прекращение обязательств сторон по договору, следовательно, договор признается действующим до определенного в нем момента окончания - 20.03.2023.

По мнению ПАО "Оренбургнефть" спорный договор носит добровольный характер, исходя из правовой природы пожертвования, таким образом, понуждение к исполнению в судебном порядке недопустимо.

ПАО «Оренбургнефть» в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции задолженность не признало, ссылаясь, что Соглашение об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Кичкасской площади (приложение № 1 к лицензии ОРБ 00757НР) признано утратившим силу, (без согласия сторон соглашения), в связи с чем договорные отношения, вытекающие из договора от 21.03.2002 №361 завершены. Администрации муниципального образования Переволоцкий район, поступило предложение от ПАО «Оренбургнефть» о расторжении договора № 361 от 21.03.2002 в связи с перерегистрацией лицензии на пользовании недрами Кичкасского участка недр.

Отсутствие добровольного исполнения ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически между сторонами сложились правоотношения из договора пожертвования, понуждение к исполнению которого в судебном порядке недопустимо.

Также суд первой инстанции счел, что спорный договор, рассматриваемый Администрацией как гражданско-правовая сделка, а также обязательства, возникшие из данного договора, следует считать прекращенными с даты издания акта органа государственной власти о внесении изменений в лицензионное соглашение на основании п.1 ст. 417 ГК РФ, а договор в связи с этим следует признать с этой же даты расторгнутым, то есть с 25.11.2014.

С доводами суда первой инстанции следует согласиться.

В силу статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождающих гражданские права и обязанности.

Гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся её неотъемлемой частью и определяющие основные условия пользования недрами.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2258-О, Закон Российской Федерации "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Исходя из данной правовой позиции указанный в ст. 11 Закона «О недрах» договор, заключаемый между уполномоченными органами государственной власти и пользователями недр, не идентичен договору, упомянутому в ст.420 ГК РФ.

Обозначенный подход согласуется с положениями п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно преамбуле договора от 21.03.2002, указанный договор заключен во исполнение Соглашения об условиях геологического изучения и добыче углеводородов на Кичкасской площади, являющегося приложением № 1 к лицензии на право пользование недрами серии ОРБ № 00757.

В этой связи усматривается, что заключенный во исполнение лицензионного соглашения договор от 21.03.2002 не породил у ответчика никаких дополнительных гражданско-правовых обязанностей по сравнению с теми публичными обязательствами, которые возникли на основании лицензионного соглашения.

Дополнением № 1 к лицензии ОРБ 00757 НР, зарегистрированным Федеральным агентством по недропользованию 25.11.2014 (приложение № 15 к лицензии) были приняты новые Условия пользования недрами, при этом ранее действовавшее лицензионное соглашение, в том числе приложение № 1 к лицензии (Соглашение об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Кичкасской площади).

Названными Условиями пользования недрами обязанность владельца лицензии по участию в развитии социнфраструктуры муниципального района не предусмотрена.

Как сказано выше, согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать помимо прочего условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами (пункт 6 статьи 12 Закона о недрах).

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 этого же Закона пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, а также своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

В систему платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 39 Закона о недрах входят: разовые и регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий, а также другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 40 Закона о недрах определено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Таким образом, структура и виды платежей за пользование недрами определена поименованными нормами права.

Следует отметить, что платежи в счет развития инфраструктуры муниципального района не предусмотрены действующим законодательством в качестве платы за пользование недрами.

При указанных обстоятельствах оснований для признания спорного договора в качестве гражданско-правовой сделки, заключенной в ходе обычной хозяйственной деятельности, не имеется.

Если рассматривать отношения по прекращению обязательства из спорного договора с точки зрения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, то следует признать, что обязательства прекратились по основаниям предусмотренным ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом ст.ст. 422, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению.

В соответствии с п. 1 ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

В рассматриваемой ситуации после изменения лицензионного соглашения оснований для сохранения сформировавшейся между сторонами структуры обязательственных правоотношений не имеется.

Основания для вывода о наличии у ответчика обязанности по уплате платежей в развитие инфраструктуры муниципального района отсутствуют.

При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически по приведенным выше основаниям.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 октября 2017г. по делу № А47-9842/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья М.В. Лукьянова

Судьи: О.Б. Фотина

Е.В. Ширяева