ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 сентября 2022 года Дело № А48-1222/2022
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
от Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур»: ФИО1 – представитель по доверенности №5 от18.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, предъявлен паспорт;
от Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2022 по делу № А48-1222/2022 по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» о признании незаконным постановления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 08.02.2022 №05-ГТС-08/3,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» (далее – заявитель, ФГБУ «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур», ФГБУ ФНЦ ЗБК, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Приокское управление Ростехнадзора) от 08.02.2022 №05-ГТС-08/3.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ ФНЦ ЗБК обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает постановление о привлечении ФГБУ ФНЦ ЗБК к административной ответственности незаконным, поскольку вина Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана. Учреждение ссылается на то, что гидротехнические сооружения относятся к непрофильным активам предприятия, учтено за балансом и на них не зарегистрировано вещное право.
Представитель ФГБУ ФНЦ ЗБК поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Приокского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв до «17» часов «10» минут «07» сентября 2022 года.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
С 1 по 21 апреля 2021 года Приокским управлением Ростехнадзора проводилась плановая проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении ФГБУ ФНЦ ЗБК.
По результатам проверки был составлен акт проверки 08-ГТС-08/3 от 21.04.2021 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
ФГБНУ ФНЦ ЗБК было предупреждено, что за невыполнение предписания в установленный срок юридическое лицо попадает под действие части 11 ст. 19.5 КоАП РФ за которое предусмотрено административное наказание в виде штрафа на юридическое лицо от 400 000 до 700 000 руб.
ФГБУ ФНЦ ЗБК выданное предписание в установленном законом порядке не обжаловалось.
По результатам проверки были привлечены к административной ответственности врио. директора ФИО2 и мастер Опытной станции «Стрелецкая, филиала ФГБУ ФНЦ ЗБК ФИО3 , штрафы оплачены.
04.02.2022 на основании решения от 17.01.2022 года № Р-232-42-рш заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора о проведении внеплановой выездной проверки, проведена выездная внеплановая проверка в соответствии с в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом ФГБНУ ФНЦ ЗБК ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушениях обязательных требований от 21.04.2021 года № 08-ГТС-08/3, КНМ№ 71220141000001565537.
Указанные в предписании нарушения не устранены, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Определением от 04.02.2022 по делу №05-ГТС-08/3 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении была назначена дата рассмотрения дела 08.02.2022 года в 11 часов 00 минут.
08.02.2022 вынесено постановление №05-ГТС08/3 о привлечении ФГБУ ФНЦ ЗБК к административной ответственности по части 11 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Административное правонарушение выразилось в невыполнении ФГБУ ФНЦ ЗБК в срок пунктов 1,7,8 предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (в отношении других пунктов предписания истек срок давности привлечения к административной ответственности).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления уполномоченным органом в области промышленной безопасности в установленном законом порядке контрольных (надзорных) функций, в том числе, права на предъявление обязательных для исполнения предписаний, выданных в целях устранения выявленных нарушений.
Объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок или ненадлежащее выполнившее законное предписание.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются нормами Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ, Закон о безопасности ГТС), который устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Ответственность за безопасность гидротехнического сооружения несет собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
В соответствии со статьей 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений, представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу статьи 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Таким образом, в силу требований закона собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за обеспечение безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
В силу пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пояснений заявителя, в соответствии с актом приема в эксплуатацию от 15.08.1992 государственной приемочной комиссией принят объект строительства пруда ОПХ ВНИИ зернобобовых культур Орловского района, полезной емкостью – 292 куб.м. В данном акте указано, что хозяйство принимает на баланс строительство пруда.
На основании договора от 30.11.2004 №II.21.3 и дополнительного соглашения к нему от 22.05.2013 за федеральным государственным унитарное предприятие «Стрелецкое» на праве хозяйственного ведения был закреплен «Пруд» номер 66, 292 куб.м.
Согласно кадастровой выписке 22.11.2016 на кадастровый учет поставлен объект «Плотина земляная насыпная с бетонным покрытием», кадастровый номер: 57:10:0000000:2175, год ввода в эксплуатацию - 1992 год, протяженность 156 метров, площадь 5594, 5 кв.м.
Согласно выписки из ЕГРН на объект недвижимости: «Плотина земляная насыпная с бетонным покрытием», кадастровый номер: 57:10:0000000:2175, протяженность 156 метров, расположенная по адресу: Орловская область. Орловский район, с/п Пахомовское, п. Бойцовский 26.04.2017 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства РФ от 17.01.2018 №32-р федеральное государственное унитарное предприятие «Стрелецкое» реорганизовано в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Опытная станция «Стрелецкая» с целью его последующего присоединения к ФГБУ ФНЦ ЗБК.
На основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ от 17.08.2018 №667 ФГБУ ФНЦ ЗБК было реорганизовано в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения «Опытная станция «Стрелецкая». Реорганизация была завершена 01.03.2019.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Опытная станция «Стрелецкое» является филиалом ФГБНУ ФНЦ ЗБК.
Данная «Плотина» учитывается ФГБНУ ФНЦ ЗБК согласно
Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, как «объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод» на забалансовом счете 02.3 («не признанные активом»).
Право оперативного управления в установленном порядке за ФГБУ ФНЦ ЗБК не зарегистрировано, соответствующих распорядительных актов о закреплении не установлено, доказательств того, что заявитель является эксплуатирующей организацией не имеется.
Следовательно, достаточных, допустимых доказательств того, что ФГБУ является субъектом вмененного правонарушения не усматривается. Административным органом не доказано наличия у него обязанности по содержанию указанного имущества.
Ответственность по вмененной норме может наступить только в случае неисполнения в срок законного предписания.
Законность предписания, в том числе и его исполнимость при таких обстоятельствах нельзя считать доказанной.
Таким образом, апелляционная коллегия не усматривает противоправности поведения учреждения, а следовательно его вины и состава вмененного нарушения.
В связи с чем, привлечение Учреждения к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания является незаконным, поскольку Управлением изначально неверно определен субъект для его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Таким образом, в связи с отсутствием состава административного правонарушения постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.02.2022 №05-ГТС-08/3 является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2022 по делу № А48-1222/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 08.02.2022 №05-ГТС-08/3 о привлечении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи И.В. Ушакова
П.В. Донцов