ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-3075/17 от 16.01.2018 Суда по интеллектуальным правам

СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ

Огородный проезд, д. 5 стр. 2, Москва, 127254
http://ipc.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области 

на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.06.2017 

(судья Клименко Е.В.) по делу № А48-3075/2017 и постановление 

Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 

(судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по тому же делу

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 

Николаевича (Орловская обл., ОГРНИП <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской 

области (ул.Салтыкова-Щедрина, д.21, г. Орел, Орловская обл., 302028, 

ОГРН <***>)

о признании недействительным постановления № 083 от 17.04.2017 

о наложении штрафа по делу № 051-17АЗ об административном 


правонарушении, 

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской  области: ФИО1 (по доверенности от 25.12.2017), 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2  (далее - заявитель, ИП ФИО2, предприниматель) обратился в  Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее -  ответчик, УФАС по Орловской области) о признании недействительным  постановления № 083 от 17.04.2017 о наложении штрафа по делу № 051- 17АЗ об административном правонарушении. 

Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.06.2017 по  делу № А48-3075/2017, оставленным без изменения постановлением  Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по тому  же делу, постановление Управления Федеральной антимонопольной  службы по Орловской области № 083 от 17.04.2017 о наложении штрафа  по делу   № 051-17АЗ об административном правонарушении признано незаконным  и отменено полностью. 

Не согласившись с указанными судебными актами, УФАС по  Орловской области обратилось с кассационной жалобой, в которой,  ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм  материального и процессуального права, а также на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и,  не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. 

Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды первой и  апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела в нарушение  части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О 


защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135- ФЗ) и пункта 1 части 1 статьи 20 Федеральный закон от 07.06.2013 № 108- ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата  мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ), пришли  к выводу о том, что действия предпринимателя не образуют состав  административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.33  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  (далее - КоАП РФ). 

Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку  суды пришли к выводу, что антимонопольным органом не доказан факт  совершения предпринимателем административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, а действия  предпринимателя подлежат квалификации по части 1 статьи 14.33 КоАП  РФ, то им следовало самостоятельно изменить квалификацию действий  индивидуального предпринимателя. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции УФАС по  Орловской области поддержало свою кассационную жалобу по доводам, в  ней изложенным, просило принятые по делу судебные акты отменить  полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый  судебный акт. 

ИП ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и  месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не  явился, что не является препятствием для рассмотрения дела в его  отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной  жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых  судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из  доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной  инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения кассационной жалобы в связи с нижеследующим. 

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки  исполнения законодательства о защите интеллектуальных прав FIFA при  использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года  Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проведенной прокуратурой  Глазуновского района Орловской области, выявлен факт реализации  ИП ФИО2 в магазине «Одиссей», расположенном по адресу:  <...>, футбольного  мяча с символикой FIFA без заключения соответствующих договоров с  FIFA или уполномоченными организациями FIFA, что отражено в Акте  проверки от 16.01.2017. 

Комиссией УФАС по Орловской области по рассмотрению дел,  возбужденных по признакам нарушения антимонопольного  законодательства 10.03.2017 вынесено решение по делу № 044-17/04 АЗ о  признании недобросовестной конкуренцией действия ИП ФИО2  по продаже спортивного инвентаря- футбольного мяча с незаконным  использованием символа «FIFA Quality А», который сходен до степени  смешения с зарегистрированным товарным знаком FIFA, в отсутствие  документов, подтверждающих легальность и оригинальность указанного  товара, и выдано предписание о прекращении нарушения требований  части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и пункта  1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ, а  именно: прекратить продажу спортивного инвентаря с незаконным  использованием символа «FIFA Quality А», который сходен до степени 


смешения с зарегистрированным товарным знаком FIFA, в отсутствие  документов, подтверждающих легальность и оригинальность указанного  товара. 

Заместителем руководителя Орловского УФАС России 17.04.2017  вынесено Постановление № 083 о наложении штрафа по делу № 051-17 АЗ  об административном правонарушении, в соответствии с которым  ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП и ему  назначено административное наказание в виде административного штрафа  в размере 20 000 руб. 

ИП ФИО2 полагая, что в его действиях отсутствует состав  вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного  частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконным постановления № 083 от 17.04.2017. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  исходил из того, что приобретение предпринимателем продукции,  находящейся в гражданском обороте, и ее последующая реализация не  образует состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, а УФАС по Орловской области не  доказало, что именно ИП ФИО2 первым вводил в гражданский  оборот спорный товар. 

Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы,  оставив в силе решение суда первой инстанции. 

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой  и апелляционной инстанции ввиду нижеследующего. 

Из пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) следует, что является незаконным и влечет  ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, в том числе  КоАП РФ, использование результата интеллектуальной деятельности или 


средства индивидуализации (в том числе их использование способами,  предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без  согласия правообладателя. 

На основании пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе  использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным  знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых  товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в  результате такого использования возникнет вероятность смешения. 

В силу статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  недобросовестная конкуренция не допускается. Перечень действий,  предусмотренных указанной нормой, признаваемых недобросовестной  конкуренцией, является открытым (неисчерпывающим). 

Согласно статье 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения  хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать  смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с  товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом- конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации. 

В силу частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 07.06.2013   № 108-ФЗ FIFA принадлежат имущественные права, связанные с  осуществлением мероприятий, включая права на использование символики  спортивных соревнований, которые FIFA вправе использовать в любой  форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав  третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего  договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. 

Согласно пункту 1 части 1статьи 20 Федерального закона от  07.06.2013 № 108-ФЗ продажа, обмен или иное введение в оборот товаров  либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно  использовались символика спортивных соревнований и обозначения, 


тождественные или сходные до степени смешения с символикой  спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных  соревнований, признается недобросовестной конкуренцией и влечет за  собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным  законодательством Российской Федерации. 

Статьей 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за недобросовестную конкуренцию. 

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что недобросовестная  конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,  за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП и частью 2  названной статьи, влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что недобросовестная  конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной деятельности и  приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица,  средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч  рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц -  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки  правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке  которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,  поскольку частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за  недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении в 


оборот товара с незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации  продукции, работ, услуг, а не за любое незаконное использование таких  результатов или средств, субъектом административной ответственности за  административные правонарушения, предусмотренные названной нормой,  по смыслу указанной части может быть лишь лицо, которое первым ввело  в оборот товар с незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации  продукции, работ, услуг. 

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет  законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа,  принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные  основания для привлечения к административной ответственности,  соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для  дела. 

С учетом установленного положениями статей 65, 210 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации распределения бремени  доказывания по делам об оспаривании решений административных  органов о привлечении к административной ответственности по данной  категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения к административной ответственности, 


возлагается на административный орган, принявший оспариваемое  решение. 

Таким образом, именно на антимонопольный орган законом  возложена обязанность по предоставлению доказательств совершения  вмененного правонарушения предпринимателем. 

Суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне, полно и  объективно исследовав и оценив по правилам, установленным статьей 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон,  обоснованно пришли к выводу о том, что УФАС по Орловской области не  доказан факт совершения ИП ФИО2 административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, а  именно, не доказано, что предприниматель является лицом, которое  первым ввело спорный товар в гражданский оборот. 

Доводы кассационной жалобы в изложенной части основаны на иной  оценке УФАС по Орловской области представленных в материалы дела  доказательств, что не является основанием для отмены или изменения  принятых по делу судебных актов. 

Также судебная коллегия не может согласиться с доводом УФАС по  Орловской области о том, что действия ИП ФИО2 должны были  быть переквалифицированы судом первой инстанции. 

Действительно, как отмечено в пункте 20 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях» (далее –  постановление Пленума ВС РФ № 5), несмотря на обязательность указания  в протоколе об административном правонарушении наряду с другими  сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной  статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, 


предусматривающей административную ответственность за совершенное  лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации  действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.  Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет  установлено, что протокол об административном правонарушении  содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то  судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица,  привлекаемого к административной ответственности, на другую статью  (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения,  имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае,  если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных  лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не  ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по  делу. 

Вместе с тем согласно разъяснениям пункта 9 постановления 

Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 

в судебной практике при рассмотрении дел об административных 

правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 10) если 

при рассмотрении заявления об оспаривании постановления 

административного органа о привлечении к административной 

ответственности суд установит, что оспариваемое постановление 

содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято 

неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 

принимает решение о признании незаконным оспариваемого 

постановления и о его отмене.

Как было отмечено судом апелляционной инстанции, довод УФАС  по Орловской области о необходимости применения положений 


постановления Пленума ВС РФ № 5 не свидетельствует о неправомерности  применения судом первой инстанции правового подхода, изложенного в  постановлении Пленума ВАС РФ № 10, поскольку последнее не утратило  силу. 

Суд кассационной инстанции считает необходимым обратить  внимание, что согласно буквальному содержанию разъяснений,  содержащихся в пункте 20 постановления Пленума ВС РФ № 5,  переквалификация действия (бездействие) лица судом возможна только в  случае рассмотрения этим судом заявления административного органа о  привлечении лица к административной ответственности. В данном деле  имел место иной спор с иным предметом и основанием – рассматривалось  заявление предпринимателя о признании незаконным постановления  административного органа о привлечении к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, в виде  штрафа. Эта ситуация полностью соответствует правовому подходу,  изложенному в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ № 10, который и  был правомерно учтен судами нижестоящих инстанций при рассмотрении  настоящего дела. 

Ссылка на судебную практику, приведенную в кассационной жалобе,  судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в приведенных  случаях судами рассматривались дела с иными фактическими  обстоятельствами. 

В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о  несогласии ее заявителя с судебными актами судов первой и  апелляционной инстанции, что само по себе не является основанием для их  отмены в кассационном порядке. С учетом изложенного кассационная  жалоба удовлетворению не подлежит. 

Суд кассационной инстанции также не находит и безусловных  оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как не 


усматривает процессуальных нарушений, перечисленных в части 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 28.06.2017 по делу   № А48-3075/2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.09.2017 по тому же делу оставить без  изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного  производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Т.В. Васильева  Судьи Н.А. Кручинина 

 Н.Н. Погадаев