ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-4131/2021 от 12.11.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 ноября 2021 года Дело №А48-4131/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.,

судей Аришонковой Е.А.,

Пороника А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Межрайонной ИФНС №9 по Орловской области: Рева О.С. – представитель по доверенности №4 от 16.04.2021;

от общества с ограниченной ответственностью «МЕГА»: ФИО1 – представитель по доверенности от 29.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Орловского областного суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС №9 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2021 по делу № А48-4131/2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МЕГА» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС №9 по Орловской области (юридический адрес: 302030, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 17.082020 № 992 и признании незаконным исключение ООО «МЕГА» из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МЕГА» (далее - заявитель, Общество, ООО «МЕГА») обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС №9 по Орловской области (далее – МИФНС №9 по Орловской области, Инспекция, регистрирующий орган), в котором просило признать:

-недействительным решение МИФНС № 9 по Орловской области от 17.08.2020 N 992 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,

-незаконным исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (запись от 07.12.2020 за государственным регистрационным номером 2205700136893).

Решением от 17.08.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, МИФНС № 9 по Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в нарушение с п.п.5 п.1 ст. 150 АПК РФ суд первой инстанции не прекратил производство в отношении ликвидированного лица ООО «МЕГА», исключенного из ЕГРЮЛ 07.12.2020. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса ООО «МЕГА» от 09.10.2018 произведено в соответствии с положениями Закона №129-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступил акт осмотра от 28.08.2018 №98, из которого следует, что ООО «МЕГА» не располагается по адресу указанному в ЕГРЮЛ: <...>. По данному адресу находится одноэтажное нежилое административное здание - сельская библиотека и клуб, вывеска с реквизитами, объявления и другая информация об ООО «МЕГА» отсутствовали.

Инспекцией, 05.09.2018 в адрес ООО «МЕГА», генерального директора ФИО2 и участнику ООО «МЕГА» ФИО3 были направлены уведомления исх. № 0505/12684, исх. № 05-05/12683, исх. № 05-05/12682 о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица.

Уведомление исх. № 05-05/12684 направлено ООО «МЕГА» по юридическому адресу: <...> и по другим адресам: <...>, <...>.

Уведомление, направленные в адрес ООО «МЕГА» по адресу: 303011, <...> Обществом не получено, что подтверждается распечаткой с сайта почты России и почтовым реестром.

Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ срок документы, подтверждающее достоверность сведений об адресе ООО «МЕГА», Обществом в Инспекцию не представлены, Инспекций 09.10.2018 в отношении ООО "МЕГА" в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности юридического лица за ГРН 2185749216387.

В связи с тем, что ООО «МЕГА» не устранило имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, МИФНС № 9 по Орловской области 06.04.2020 в отношении Общества было принято решение №455 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 15.05.2021.

07.07.2020 принято решение о прекращении процедуры исключения ООО «МЕГА» из ЕГРЮЛ, о чем внесена в запись за ГРН 2205700079319. Причина внесения указанной записи - представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Поскольку ООО «МЕГА» не устранило имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, Инспекцией 17.08.2020 повторно, в отношении вышеуказанного юридического лица было принято решение № 992 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N129-ФЗ решение Инспекции № 992 о предстоящем исключении ООО «МЕГА» опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 №33(800) от 19.08.2020/6015.

Одновременно с указанным решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными вицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд и заявлением по настоящему делу.

При разрешении данного спора судебная коллегия руководствуется следующим.

Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральным законом №129-ФЗ,Закон № 129-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона №129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона №129-ФЗ, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт и).

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из пункта 1 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

В силу положений пункта 6 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном для исключения недействующего юридического лица.

В соответствии с изложенной в указанной статье процедурой (п. 2-4)регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Форма письменного возражения утверждена Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ" (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195).

Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ содержит, сведения об адресе места нахождения юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, либо иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ адресом (месте нахождения) Общества указано: 303011, <...>.

ООО «МЕГА» зарегистрировало право собственности на земельный участок, общей площадью 19451 кв.м по адресу: Орловская область, Мценский район, Чахинский с/с от н.п. Новоселки по направлению на юго - запад (свидетельство от 22.06.2010 57-АА 995083).

Обществом заявлен основной вид деятельности - деятельность в области спорта (ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения <***> от 28.09.2004).

Судом установлено, что на момент исключения общества из реестра, ООО «МЕГА» не имело признаков недействующего юридического лица.

Общество 22.10.2020, 29.07.2020, 29.04.2020, 31.01.2020, 31.03.2020, 07.02.2020, 28.10.2019 30.07.2019, 30.04.2019, 01.02.2019, 01.04.2019, 30.01.2019, 30.10.2018, 26.07.2018, 03.05.2018, то есть еще до публикации о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, а также в период после публикации подавало расчеты по страховым взносам и налоговые декларации.

Указанное свидетельствует о том, что Инспекция была фактически информирована о том, что Общество является действующим.

Предоставленные законом гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N10-П).

В судебной практике сложился однозначный правовой подход, согласно которому недопустим формальный подход к разрешению указанных споров в ситуации, когда заявитель добросовестно принимал меры к исключению возможности прекращения юридического лица в указанном выше порядке (определение ВС РФ от 12.02.2019 по делу N 304-КГ18-18451, Постановление Арбитражного суда СКО от 14.05.2020 по делу N А32-20318/2019).

Согласно пункту 3.3 Письма ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)" исключение юридических лиц из реестра (прим, ЕГРЮЛ) не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.

Исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи, не допускается.

На недопустимость формального подхода к разрешению подобных споров указано и в определение Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2019 по делу N 304-КГ18-18451.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности. Однако исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается".

Судом первой инстанции установлено, что Инспекции ранее было известно о возражениях Общества против его исключения из ЕГРЮЛ, так согласно выписки из ЕГРЮЛ от 14.05.2021 Инспекцией 07.07.2020 принято решение о прекращении процедуры исключения ООО «МЕГА» из ЕГРЮЛ, о чем внесена в запись за ГРН 2205700079319. Причина внесения указанной записи - представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Из пояснений заявителя следует, что деятельность Общество осуществляет в зимний период при наличии значительного снежного покрова. В период с ноябрь 2019 года по апрель 2020 года снежный покров, приемлемый для катания на горных лыжах, отсутствовал, и Общество никакой деятельности не осуществляло.

На здании имеется вывеска Общества. Также имеется сайт горнолыжного парка «Юбилейный» и телефоны.

Приведенный в жалобе довод о том, что Инспекцией соблюден установленный Законом №129-ФЗ порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку перед принятием решения "о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" регистрирующий орган обязан с достоверностью убедиться, что организация действительно фактически прекратила свою финансово-хозяйственную деятельность.

Непредставление достоверных сведений об адресе юридического лица само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

Более того, с Обществом была возможность поддержания связи.

Учитывая вышеизложенное, суд правомерно признал недействительным решение МИФНС № 9 по Орловской области от 17.08.2020 N 992 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, и незаконным исключение заявителя из Единого государственного реестра юридических лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2021 по делу №А48-4131/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья А.И. Протасов

судьи Е.А. Аришонкова

А.А. Пороник