ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-4976/17 от 01.02.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 февраля 2018 года                                                        Дело № А48-4976/2017

г. Воронеж                                                                                                                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2018 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

                ФИО1,

судей

                               ФИО2.,

                       ФИО3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО4,

при участии:                    

от муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла: ФИО5, представитель по доверенности №33 от 04.12.17, ФИО6, представитель по доверенности №31 от 04.12.17;

от Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: ФИО7, представитель по доверенности №36 от 01.09.17;

от Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: ФИО7, представитель по доверенности №9 от 01.09.17;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2017 по делу №А48-4976/2017 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла (ИНН <***>) к 1) Субъекту Российской Федерации Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ИНН <***>), 2) Субъекту Российской Федерации Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (ИНН <***>) о взыскании 7 690 552 руб. 61 коп.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 г. Орла (далее истец, МУ ПАТП-1) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - ответчик (1), Департамент) о взыскании 7 690 552 руб. 61 коп. убытков по перевозке льготных категорий граждан.

Определением суда от 14.09.2017 суд в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ненадлежащего ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области на надлежащего - Субъект Российской Федерации Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, а также в соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика Субъект Российской Федерации Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что расчетная формула приведенная заключенных договорах на возмещение  расходов за предоставление транспортных услуг  не содержит необходимого показателя для определения неполученной суммы за перевозку пассажиров как «провозная плата», в связи с чем полного возмещения расходов истца не произведено.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции от Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области и от Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые суд приобщил к материалам дела.

Представители муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных исковых требований истец приводит довод о том, что расчет убытков должен производиться путем использования следующих показателей: количество совершенных поездок по ЕСПБ в автобусах МУ ПАТП-1, выручку от продажи ЕСПБ, сумму субсидии, поступившей из областного бюджета, стоимость разового проезда в автобусах, установленной Решениями городского Совета народных депутатов, исходя из которых при перерасчете стоимости количества совершенных поездок по ЕСПБ от стоимости разового проезда в городских автобусах размер недополученных перевозчиком денежных средств за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 составил 483 145 руб. 10 коп., в 2015 года - 982 811 руб. и в 2016 году - 5 950 239 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.

С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

На основании статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Постановлением Правительства Орловской области от 18.10.2010 года N 365 "О едином социальном проездом билете в Орловской области" на территории Орловской области с 01.01.2010 года введен единый социальный проездной билет (далее ЕСПБ) стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов отдельным категориям граждан в соответствии с утвержденным перечнем, а также утверждено Положение об обеспечении отдельных категорий граждан ЕСПБ для проезда на всех видах городского транспорта на территории Орловской области.

Постановлением Правительства Орловской области от 05.05.2015 года N 212 в Постановление Правительства Орловской области от 18.10.2010 года N 365 внесены изменения, согласно которым на территории Орловской области с 06.05.2015 года стоимость ЕСПБ составила 350 рублей, а также утверждено Положение об обеспечении отдельных категорий граждан ЕСПБ для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Орловской области (далее Положение).

Согласно пункту 4 Положения реализация ЕСПБ осуществляется за наличные денежные средства уполномоченными Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области организациями.

Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 года за N 479 был утвержден "Порядок возмещения перевозчикам в 2014 году расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области" (далее Порядок возмещения N 479).

Постановлением Правительства Орловской области от 20.01.2015 года за N 16 был утвержден "Порядок возмещения перевозчикам в 2015 году расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области" (далее Порядок возмещения N 16).

Постановлением Правительства Орловской области от 02.03.2016 года за N 63 был утвержден "Порядок возмещения перевозчикам в 2016 году расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области" (далее Порядок возмещения N 63).

В указанных порядках определен механизм осуществления в 2014, 2015 и 2016 годах выплат перевозчикам на возмещение расходов за обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области (2013-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15 ноября 2012 года N 422.

Согласно пункту 2 Порядков объем средств на возмещение перевозчикам в 2014, 2015 и 2016 годах расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, состоит из денежных средств, полученных от продажи единых социальных проездных билетов, и денежных средств, запланированных в областном бюджете на 2014, 2015 и 2016 годах соответственно.

В соответствии с Законами Орловской области от 06.12.2013 года N 1563-ОЗ, от 05.12.2014 года N 1699-ОЗ, от 22.12.2015 года N 1891-ОЗ на компенсацию потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, было соответственно предусмотрено: в 2014 году - 58361,0 тыс. рублей, в 2015 году - 46658,8 тыс. рублей и в 2016 году - 45444,9 тыс. рублей.

Средства, запланированные в областном бюджете на 2014, 2015, 2016 годы для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта, перечисляются перевозчикам Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на основании договоров на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг, заключенных между Департаментом и соответствующими перевозчиками.

Между Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и МУ ПАТП-1 были заключены договоры: N 9-Д/14 от 04.02.2014, N 11 - Д/15 от 05.02.2015 и N 12 от 15.03.2016 на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг со сроком действия 01.01.2014-31.12.2014, 01.01.2015-31.12.2015 и 01.01.2016-31.12.2016 соответственно.

Согласно п. 1.1 перечисленных договоров их предметом является выплата перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, на внутримуниципальных (городских) регулярных маршрутах общего пользования, организованных по решению соответствующих муниципальных образований за счет средств, поступивших от продажи единых социальных проездных билетов, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Законами Орловской области об областном бюджете и в соответствии с утвержденными постановлениями Правительства Орловской области Порядками.

В пункте 2.2.2 договоров (в том числе в договоре N 9-Д/14 от 04.02.2014 с учетом дополнительного соглашения от 26.08.2014 N 1) определена формула согласно п. 8 Порядков возмещения, по которой производится расчет возмещения расходов перевозчикам за предоставление транспортных услуг Кi= (A/12)*(PПi/PO), где Кi - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета, PПi - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан на городских и пригородных регулярных маршрутах общего пользования на маршруте перевозчика за отчетный период), PO - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан на городских и пригородных регулярных маршрутах общего пользования в отчетный период.

Заключенные между истцом и ответчиком (1) договоры подписаны без замечаний и возражений.Согласно утвержденной Порядками возмещения и указанной в договорах формуле Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области был произведен расчет возмещения: 4 174 201 руб. с 01.07.2014 по 31.12.2014, 6 008 312 руб. за 2015 год и 4 679 055 руб. за 2016 год.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).

Поскольку Правительством Орловской области были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате перевозчикам компенсации за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.Произведенный согласно утвержденной формуле расчет размера возмещения затрат перевозчику истцом не оспаривается, доказательства перечисления указанных сумм перевозчику представлены в материалы дела.

Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2013 года за N 479, от 20.01.2015 года за N 16 и от 02.03.2016 года за N 63, которыми была установлена методика расчета и исходные данные, используемые для исчисления расходов перевозчиков, недействующими в установленном законом порядке не признаны.Сведениями о том, что истец обращался к ответчику (1) о расторжении заключенных договоров в связи с наличием убытков либо с предложением о внесении изменений в Законы Орловской области об областном бюджете на соответствующий год с целью увеличения размера субсидий, суд не располагает.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств несения истцом иных убытков в связи с предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено. Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В связи с тем, что заявителю жалобы предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2017 по делу №А48-4976/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла – без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия №1 г. Орла государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

ФИО1

       Судьи      

ФИО2

ФИО3