ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-5664/20 от 03.06.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

10 июня 2021 года

             Дело № А48-5664/2020

город Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2021

Постановление изготовлено в полном объеме  10.06.2021

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего судьи Власова Е.В.,

судей Крыжской Л.А., Якимова А.А.,

при участии в судебном заседании:

от Администрации Колпнянского района Орловской области (Орловская область, Колпянский район, пгт. Колпна, ул. Пионерская, д. 2,                  ОГРН <***>, ИНН <***>):не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от общества с ограниченной отвественностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (<...>, ОГРН <***>,        ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (<...>, ОГРН <***>,                     ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (<...>, ОГРН <***>,         ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Колпнянского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15 декабря 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2021 года                            по делу № А48-5664/2020,

У С Т А Н О В И Л :

   Администрация Колпнянского района Орловской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной отвественностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", общество) и уточнив заявленные требования, просила возложить на общество обязанности приобрести и установить контейнеры, бункеры в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории Колпнянского района, в количестве 23 металлических контейнеров, для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, объемом 0,75 куб.м (2019 год - 4 контейнера, 2020 год- 19 контейнеров).

         В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвовали Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.

  Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.12.2020, оставленным без изменения  постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021, в удовлетворении требований отказано.

  В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, как не соответствующие закону.

  Представители участвующих в деле лиц, извещенных о судебном заседании, в суд округа не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

  Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

  Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

          В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ   "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

  Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с муниципальным контрактом № 03543300068019000036-01К от 09.07.2019 на выполнение работ для государственных нужд администрацией Колпнянского района в пгт. Колпна было произведено устройство 50 общественных контейнерных площадок - осуществлено бетонирование оснований и устройство ограждений.

           Администрация Колпнянского района неоднократно обращалась в адрес ООО "УК "Зеленая роща" по вопросу установки контейнеров (бункеров) на территории Колпнянского района Орловской области.

   ООО "УК "Зеленая роща" направляло в адрес администрации план поставки и распределения контейнеров для сбора ТКО на 2020 год, предусматривающий поставку по Колпнянскому району 70 контейнеров. Указанный документ, как видно из его содержания, предусматривает прогнозируемые цифры поставки контейнеров.

   В материалах дела представлено соглашение от 08.10.2020 с актом приема-передачи, предусматривающее предоставление ответчиком истцу в безвозмездное пользование 30 контейнеров.

   Со ссылкой на это соглашение администрацией были уточнены заявленные требования  и определено, что ответчик обязан передать 23 металлических контейнера для сбора мусора. 

   Как видно из материалов дела, приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 № 651-Т                       ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" был установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.

   В последующем приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области  № 527-Т, действующим с 01.01.2020,  утвержден       ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области с применением метода индексации на 2020 - 2022 гг., признан утратившим силу приказ Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20 декабря 2018 года      № 651-Т.

   Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и их содержание определяются в размере, не превышающем  1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

  Согласно сведениям Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области, полученным администрацией, а также и представленным в суд, данным Управлением при расчете для регионального оператора        ООО "Управляющая компания "Зеленая роща"  единого предельного тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами учтены затраты на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО, их содержание (1% НВВ) в размере: на 2019 год - 13220 т.руб.; на 2020 год - 11600 т.руб.

Исходя из указанных величин рассчитана сумма средств, приходящихся на долю Колпнянского района в составе общих учтенных затрат при определении тарифа для регионального оператора на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО (1% НВВ)  на 2019 и 2020 гг., исчисленная применительно к процентному соотношению объемов ТКО, образуемых на территории Колпнянского района к общим объемам ТКО, образуемым на территории Орловской области: на 2019 г. - 217, 3 тыс. руб., на 2020 г. - 183, 7 тыс. руб.

С учетом этого администрацией в иске поставлен вопрос об обязанности ответчика, в связи с включением в расчеты для определения вышеуказанного тарифа затрат на приобретение контейнеров, осуществить их соответствующее предоставление.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации  гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Положениями статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1).

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).

        Из положений Закона № 89-ФЗ, а также и Постановления Правительства Российской  Федерации от 12.11.2016 № 1156, утвердившего форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не следует обязанность регионального оператора по требованию органа местного самоуправления приобретать контейнеры и бункеры для накопления ТКО.

         Суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения.

         Приобретение региональным оператором контейнеров и бункеров в пределах средств, учтенных в соответствии с пунктов 90 Основ ценообразования, касается вопроса обоснованности установленного тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами.

          Вместе с тем, в данном случае администрация потребовала в судебном порядке от общества исполнить не существующую перед ней у последнего обязанность приобрести и установить контейнеры, бункеры на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории Колпнянского района Орловской области.

           При установленных по делу обстоятельствах и с учетом подлежащих применению нормативных положений суды правильно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленного иска.

           Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов.

           Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,суд

П О С Т А Н О В И Л:

           решение Арбитражного суда Орловской области от 15 декабря 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от             15 февраля 2021 года по делу № А48-5664/2020 оставить без изменения,          а кассационную жалобу - без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий судья                                          Е.В. Власов   

           Судьи                                                                                   Л.А. Крыжская

                                                                                                         А.А. Якимов