АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
30 мая 2019 года г.Калуга | Дело №А48-6242/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи | Бессоновой Е.В. |
cудей | Калуцких Р.Г. ФИО1 |
при участии в заседании: |
от Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Орловской области: ФИО2 - представитель по доверенности от 09.07.2018 №1;
от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.11.2018 (судья Полинога Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019(судьи ФИО3, ФИО4, ФИО5) по делу №А48-6242/2018,
УСТАНОВИЛ:
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Орловской области (далее – заявитель, ЦССИ ФСО России по Орловской области, Центр) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ответчик, Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 04.05.2018 №067S19180001087 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В свою очередь Управление обратилось с встречным заявлением к Центру специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Орловской области о взыскании финансовых санкций в размере 11 500 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.11.2018 первоначальное требование удовлетворено в полном объеме, в удовлетворении встречных требований - отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 решение Арбитражного суда Орловской области от 19.11.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт.
ЦССИ ФСО России по Орловской области письменным мотивированным отзывом оспорил доводы кассационной жалобы, настаивая на законности и обоснованности принятых решения и постановления.
Представитель Центра в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Управление в судебное заседание представителя не направляло, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве, выслушав представителя Центра, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 23.03.2018 ЦССИ ФСО России по Орловской области представил отчетность по форме СЗВ-М «исходная» за февраль 2018 года в отношении 23 застрахованных лиц.
По итогам проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.04.2018 №067S18180001026.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений страхователя управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 04.05.2018 №067S19180001087 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 11 500 рублей.
На основании указанного решения управлением Пенсионного фонда страхователю выставлено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете от 10.06.2018 №067S0118006363 со сроком уплаты до 25.06.2018.
Не согласившись с решением от 04.05.2018 №067S19180001087, ЦССИ ФСО России по Орловской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Пенсионный фонд обратился с встречным заявлением к Центру о взыскании финансовых санкций в размере 11 500 рублей 00 копеек.
Признавая недействительным решение Управления от 04.05.2018 №067S19180001087 и отказывая в удовлетворении встречных требований, суды исходили их отсутствия вины в действиях страхователя, как обязательного элемента для привлечения последнего к ответственности.
Суд округа находит данные выводы обоснованными с учетом следующего.
Обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения предусмотрена абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п.
Абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
С 01.01.2017 к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом №27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общие условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения установлены статьей 108 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 109 НК РФ предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии ряда обстоятельств, включая отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, так же признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (пункт 4 части 1 статьи 111 НК РФ).
Выясняя причины нарушения срока представления сведений индивидуального персонифицированного учета, суды учитывали следующее.
Из материалов дела усматривается, что приказом директора ФСО России от 27.12.2017, принятым на основании указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», сведения о списочной численности гражданского персонала Центра специальной связи и информации отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Судами установлено и правомерно принято во внимание, что ранее Центром был подготовлен и направлен (письмо №9/4/22/57-748 от 12.02.2018, реестр №28 от 13.02.2018; получен 13.02.2018) отчет «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М за январь 2018 года №9/4/22/57-746 от 12.02.2018 с грифом «секретно».
Управление письмом от 14.02.2018 №5с сообщило Центру, что информация с грифом «секретно» в информационных подсистемах информационной системы ПФРФ не обрабатывается и соответственно Пенсионный фонд не может принять отчетность с соответствующим грифом, возвратив представленные сведения за январь 2018 года.
В этой связи Центр обратился в вышестоящий орган за разъяснениями относительно представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда, известив об этом фонд письмом от 05.03.2018 №974/22/57-1002, в котором указал на невозможность представления отчета за февраль 2018 года до получения соответствующих разъяснений.
23.03.2018, получив разрешение вышестоящего органа, центр представил отчет по форме СЗВ-М за январь и февраль 2018 года в общеустановленном порядке.
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон №5485-1) предусмотрена возможность отнесения сведений к государственной тайне и введения ограничений на их распространение.
Согласно статье 9 Закона №5485-1 отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.
В силу статьи 16 Закона №5485-1 допускается взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляемая органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 названного Закона находятся эти сведения.
Из письма Первого заместителя Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации ФИО6 от 21.02.2018 №ЛЧ-08-24/3226, направленного в адрес отделений Пенсионного фонда, следует, что по итогам совещания по вопросу представления структурными подразделениями ФСО России сведений о застрахованных лицах в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ принято решение о необходимости возвращать отчетность по форме СЗВ-М, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну, что и было сделано управлением Пенсионного фонда в отношении сведений, представленных Центром специальной связи и информации за январь 2018 под грифом «секретно».
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего спора, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации страхователь был лишен возможности исполнить обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных Законом №27-ФЗ, надлежащим образом, так как существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в какой форме они должны были быть представлены применительно к требованиям Закона №5485-1.
С учётом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины в действиях страхователя и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения к ответственности по статье 17 Закона №27-ФЗ.
Таким образом, решение Управления от 04.05.2018 №067S19180001087 обоснованно признано недействительным, в виду чего обоснованно отклонены и встречные требования фонда о взыскании со страхователя суммы финансовой санкции.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу №64-1896/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Бессонова
Судьи Р.Г. Калуцких
ФИО1