ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 августа 2023 года Дело № А48-881/2023
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 9 августа 2023 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области: ФИО1 – представителя по доверенности №06-09/15228 от 31.08.2022 (сроком на 1 год), представлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт гражданина РФ;
от ООО «Промпарк»: ФИО2 – представителя по доверенности от 02.02.2023, представлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт гражданина РФ;
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2023 по делу №А48-881/2023, по заявлению ООО «Промпарк» (<...> здание 18Б; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 11.11.2022 №2024,
третье лицо: Департамент сельского хозяйства Орловской области (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Промпарк» (далее - заявитель, ООО «Промпарк», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - ответчик, УФНС России по Орловской области, Управление, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.11.2022 №2024 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 30.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, УФНС России по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что решение УФНС России по Орловской области от 11.11.2022 №2024 является законным и обоснованным, поскольку ООО «ПРОМПАРК» не соблюдены условия применения льготы по налогу на имущество за 2021 год, установленные п. 10 ст. 3 Закона № 364-03. Считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что: бак-аккумулятор (инвентарный № БП-000013); линии электропередачи местные (инвентарный № БП-000005); пруд-накопитель (инвентарный №БП-000023); система канализации (инвентарный № БП-000020); скважина №1 по ГВК 54205190 на воду (инвентарный № 00-000007); скважина № 2 по ГВК 54205191 на воду (инвентарный № 00-000008); склад аварийного топлива (инвентарный № БП-000045); трубопровод местный для воды/водопровод (инвентарный № БП-000010); трубопровод местный для газа/газопровод (инвентарный № БП-000006) входят в состав единого имущественного комплекса. Также считает, что вывод судаоб отсутствии необходимости государственной регистрации права собственности на данное имущество основан на неправильном применении норм материального права (п. 10 ст. 3 Закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-03 «О налоге на имущество организаций», п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 219 ГК РФ, ст. 133.1 ГК РФ). Также считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что тепличный комплекс (блок теплиц, логистический центр с котельной, контрольно-пропускной пункт) был создан налогоплательщиком до истечения трех лет с момента включения проекта в региональный реестр инвестиционных проектов. Кроме того, считает, что суд не оценил акт от 06.12.2019 №01-19 приемки законченного строительством объекта, подтверждающий факт создания блока теплиц, логистического центра с котельной, контрольно-пропускного пункта с нарушением установленного п.10 ст.3 Закона № 364-03 трехлетнего срока, который истек 07.06.2019. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель Департамента сельского хозяйства Орловской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, согласно информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель - ООО «Промпарк» зарегистрирован за ОГРН <***> и в проверяемом периоде в соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ являлся плательщиком налога на имущество организаций.
В период с 21 марта 2022 года по 21 июня 2022 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год, представленной ООО «Промпарк» 21.03.2022.
По результатам проверки составлены акт налоговой проверки от 04.07.2022 №572 и дополнение к акту налоговой проверки от 07.10.2022 № 2.
11.11.2022 по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ООО «Промпарк» Управлением вынесено решение № 2024 о привлечении ООО «Промпарк» к ответственности за совершение налогового правонарушения - за неполную уплату налога на имущество организаций за 2021 год.
Из оспариваемого решения от 11.11.2022 № 2024 следует, что 21.03.2022 ООО «Промпарк» представило первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организации за 2021 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составила 0 руб. В разделе 2 налоговой декларации по строке № 170_3 отражена «Среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый период (в рублях)» в размере 1 139 485 550 руб. и заявлена налоговая льгота по коду 2012000 в отношении имущества, созданного в результате реализации инвестиционного проекта (сумма льготы составила 25 068 682 руб. (1 139 485 550 руб. х 2,20%)).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки и проведённого анализа представленных налогоплательщиком документов налоговым органом установлено неправомерное применение налоговой льготы (код 2012000) по п. 10 ст. 3 Закона №364-О3.
Налоговым органом по представленным ООО «Промпарк» документам (копия приказа Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области «О включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области»; АКТ №01-19 о приемке законченного строительства от 06.12.2019; выписки из ЕГРН от 10.02.2020 по объектам: блок теплиц, логистический центр с котельной, контрольно-пропускной пункт; инвентарные карточки учета объекта основных средств; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; справка-перечень льготируемого недвижимого имущества) проведен анализ и выявлено, что разрешение на ввод объектов недвижимости выдано 13.01.2020, регистрация объектов произведена 10.02.2020, следовательно, ООО «Промпарк» превысил трехлетний срок.
11.05.2022 ООО «Промпарк» в налоговым орган представлены пояснения, что вышеуказанные объекты относятся к линейным объектам капитального строительства. Кроме того, налогоплательщиком были представлены документы: разрешение на ввод в эксплуатацию №57-519305-1-2020 от 13.01.2020; акт № 01-19 от 06.12.2019 приемки законченного строительством объекта приёмочной комиссии.
В ходе проведенного анализа представленных ООО «Промпарк» документов налоговым органом установлено, что основные средства приняты к приемке 06.12.2019 - «Тепличный комплекс площадью до 12,5 га в Новосильском районе Орловской области» с показателями (производственные площадки): блок теплиц, логистический центр с котельной, контрольно-пропускной пункт. Строительно-монтажные работ осуществлялись в сроки с ноября 2017 года по декабрь 2019 года.
Из возражений заявителя на акт налоговой проверки следует, что согласно приказу генерального директора ООО «Промпарк» № П-2/2019 от 26.02.2019 тепличный комплекс введен в эксплуатацию с 01.03.2019, начато выращивание овощей закрытого грунта, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы и уплата налогов и страховых взносов.
Объект включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда объект приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию (письма Минфина России от 09.06.2019 № 03-05-05-01/31, от 18.04.2007 № 03-0506-01/33, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2014 № Ф07-3264/2014).
02.09.2022 ООО «Промпарк» в ответ на требование налогового органа представило документы: акты приема-передачи (форма ОС-1 а) на льготируемые объекты; протоколы Управления по государственному строительному надзору №9-19-С, № 8-19-С об административном правонарушении; выписку из заключения НАО «Евроэксперт» по осуществлению финансово-технического надзора инвестиционного проекта за 2 квартал 2019 года; договор №27/02-19 ВЭ от 27.02.2019; выписку из Учетной политики по БУ на 2019 год.
Кроме того, Обществом даны пояснения о том, что факт эксплуатации тепличного комплекса с апреля 2019 года подтверждается протоколами Управления по государственному строительному надзору № 9-19-С, №8-19-С об административном правонарушении (штраф оплачен).
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, согласно договору генерального подряда № 1/17 ГП от 07.06.2017, заключенному заявителем с ООО «Агропромстрой», по завершении комплекса работ генподрядчик передает заказчику весь комплект технической и исполнительной документации согласно действующим нормативным документам. Однако в результате разногласий, возникших между ООО «Промпарк» и ООО «Агропромстрой», исполнительная документация согласно договору генерального подряда не была сформирована в надлежащем виде (дело № А48-11113/2020). Для приведения документации по строительству тепличного комплекса Общество 27.02.2019 заключило с ООО «Надир+» договор на выполнение работ по подготовке документации для получения разрешения на ввод в эксплуатацию тепличного комплекса (договор №27/02-19 ВЭ от 27.02.2019, акт №139 от 25.12.2019). В заключении НАО «Евроэксперт» по осуществлению финансово-технического надзора инвестиционного проекта за 2 квартал 2019 года подтверждается осуществление операционной деятельности (выпуска готовой продукции).
Из представленных пояснений налогоплательщика тепличный комплекс введен в эксплуатацию 01.03.2019, однако из материалов дела №А48-11113/2020 следует, что на 01.03.2019 объект не достроен, на бухгалтерский учет не принят.
В ответ на требование налогового органа налогоплательщиком были представлены пояснения, согласно которым часть работ по строительству зданий и сооружений, входящих в проект «Тепличный комплекс ООО «Промпарк» в Новосильском районе Орловской области площадью до 12,5 га, первая и вторая очередь, площадью 6,55 га» была выполнена после начала операционной деятельности; продолжалось формирование первоначальной стоимости зданий и сооружений; отсутствовали документы, подтверждающие соответствие параметров построенных объектов капитального строительства проектной документации.
В оспариваемом решении налоговым органом установлено, что разрешение на ввод объектов в эксплуатацию выдано ООО «Промпарк» 13.01.2020, согласно выпискам из ЕГРН право собственности на объекты зарегистрировано 10.02.2020. Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 06.12.2019 №01-19 «тепличный комплекс» состоит из основных показателей: блок теплиц; логистический центр с котельной; КПП. Согласно справке о сумме осуществленных капитальных вложений в инвестиционный проект с разбивкой по каждому году, представленной ООО «Промпарк» за период с 07.06.2017 по 06.06.2019, капитальные вложения начали формироваться Обществом с 2016 года.
Налоговым органом при анализе справки ООО «Промпарк» о сумме осуществленных капитальных вложений в инвестиционный проект и перечня льготируемого имущества с указанием даты ввода объекта в эксплуатацию, установлено, что в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год в льготу 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет) включены объекты недвижимости, на которые не зарегистрировано право собственности (бак-аккумулятор, линии электропередачи местные, пруд-накопитель, система канализации, скважина № 1 (по ГВК 54205190) на воду, скважина №2 (по ГВК 54205191) на воду, склад аварийного топлива, трубопровод местный для воды (водопровод), трубопровод местный для газа (газопровод)). На объекты: блок теплиц, логистический центр с котельной, КПП превышен установленный период реализации инвестиционного проекта, в течение которого необходимо осуществить определенную сумму капитальных вложений. Данная сумма определяет стоимость инвестиционного проекта, который должен быть реализован в зависимости от объема капитальных вложений в течение первых трех лет его реализации со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области (более трех лет).
Налоговый орган в оспариваемом решении пришел к выводу, что ООО «Промпарк» не соблюдены условия применения льготы по налогу на имущество за 2021 год, установленные п. 10 ст. 3 Закона № 364-ОЗ, а именно:
-льгота применяется в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области. Дата включения в инвестиционный проект - 07.06.2016, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию выдано 13.01.2020, постановка на 01 счет 31.12.2019, то есть за пределами трехлетнего срока (крайний срок - 07.06.2019);
-введенные в эксплуатацию объекты (9 объектов из перечня), созданные в рамках инвестиционного проекта, не зарегистрированы на праве собственности.
Налоговым органом установлено неисчисление налога в размере 25 068 682,10 руб. (1 139 485 550 руб. х 2.20%).
В соответствии с данными налоговой декларации по налогу на имущество за 2021 год:
- исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, - 0 руб.;
-первый квартал - 0 руб.;
-полугодие (второй квартал) - 0 руб.;
-9 месяцев (3 квартал) - 0 руб.;
-сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 0 руб.
Налоговым органом в оспариваемом решении установлено, что нарушен порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@, неверно заполнены строки 023, 025, 027, 030, 040 Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет», неверно отражены суммы авансовых платежей исчисленные за отчетные периоды.
Таким образом, в налоговой декларации по налогу на имущество за 2021 год ООО «Промпарк» неверно отразило сумму авансовых платежей, исчисленную за отчетные периоды, что привело к занижению авансовых платежей по налогу на имущество.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что:
- исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период,- 25 068 682 руб.;
-первый квартал - 6 310 244 руб.;
-полугодие (второй квартал) - 6 292 347 руб.;
-9 месяцев (3 квартал) - 6 277 942 руб.;
-сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 6 188 149 руб.
Не согласившись с оспариваемым решением УФНС Росси по Орловской области, ООО «Промпарк» обратилось с апелляционной жалобой на оспариваемое решение в МРИ ФНС России по ЦФО.
Решением МРИ ФНС России по ЦФО от 28.12.2022 № 40-7-14/03942@ апелляционная жалоба ООО «Промпарк» на решение УФНС Росси по Орловской области от 11.11.2022 № 2024 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Исходя из вышеизложенного, оспаривая решение УФНС России по Орловской области от 11.11.2022 № 2024, ООО «Промпарк» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные ООО «Промпарк» требования, при этом правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными не нормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 56 НК РФ при наличии соответствующих оснований налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 19.01.2005 №41-О, положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Законом Орловской области от 25 ноября 2003 года №364-ОЗ «О налоге на имущество организаций» установлен и введен в действие на территории Орловской области налог на имущество организаций, а также установлены налоговая ставка, порядок уплаты налога, определены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусмотрены налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона №364-ОЗ освобождаются от налогообложения организации, реализующие на территории Орловской области инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов Орловской области, в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области, за исключением переданного в аренду, лизинг. Освобождение от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом применяется также в случае, если право собственности на имущество, созданное и (или) приобретенное в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области, зарегистрировано в течение года со дня истечения указанного трехлетнего периода.
Освобождение от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом применяется в течение трех лет, начиная с соответствующего месяца, и является непрерывным при общей сумме фактически осуществленных капитальных вложений свыше 100 до 250 млн. руб. в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области.
Для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Орловской области, численность населения которых составляет менее 10 тысяч человек, освобождение от налогообложения применяется в течение трех лет, начиная с соответствующего месяца, и является непрерывным при общей сумме фактически осуществленных капитальных вложений от 10 до 100 млн. руб. в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области.
В целях применения настоящего Закона общая сумма фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области определяется по введенным в эксплуатацию объектам, принадлежащим организации на праве собственности.
Право на применение налоговой льготы, предусмотренной настоящим пунктом, возникает у налогоплательщика с месяца, в котором суммарный объем фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области достиг уровня, дающего право на применение налоговой льготы.
При достижении в дальнейшем (в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области) уровня капитальных вложений, позволяющего применять налоговую льготу с большим периодом освобождения от налогообложения, льгота предоставляется на срок, уменьшенный на период ранее использованного освобождения от налогообложения.
Приказом Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области от 07.06.16 № 33 по инициативе налогоплательщика в реестр инвестиционных проектов Орловской области был включен проект «Тепличный комплекс в г. Новосиль Орловской области площадью 12,5 га».
В рамках реализации данного инвестиционного проекта за счет капитальных вложений ООО «Промпарк» на территории г. Новосиль Орловской области был построен тепличный комплекс.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик включил в перечень льготируемого имущества 12 объектов, каждый из которых принят к учету в качестве основных средств.
Одним из оснований для отказа в применении заявленной Обществом налоговой льготы явилось отсутствие государственной регистрации права собственности налогоплательщика в отношении 9 из указанных объектов, а именно: 1) бак-аккумулятор; 2) линии электропередачи местные; 3) пруд-накопитель; 4) система канализации; 5) скважина №1 (по ГВК 54205190) на воду; 6) скважина №2 (по ГВК 54205191) на воду; 7) склад аварийного топлива; 8) трубопровод местный для воды (водопровод); 9) трубопровод местный для газа (газопровод).
По смыслу пункта 3 статьи 10 Закона №364-ОЗ налоговая льгота распространяется на все имущественные объекты, созданные (приобретенные) налогоплательщиком в результате реализации инвестиционного проекта, независимо от того, отвечают ли они признакам самостоятельного объекта недвижимости.
Как верно указал суд, тепличный комплекс ООО «Промпарк» представляет собой единый комплекс зданий и сооружений основного, вспомогательного и инженерного назначения. В связи с этим все объекты, входящие в комплекс, являются объектами, созданными в результате реализации инвестиционного проекта. Перечисленные выше объекты имущества входят в состав единого имущественного комплекса, не могут использоваться самостоятельно. Более того, в отсутствие данных объектов тепличный комплекс как самостоятельный объект недвижимости теряет свои функциональные качества. Это свидетельствует об отсутствии необходимости государственной регистрации права собственности на данное имущество.
Из Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) следует, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности) (п.п. 6, 20, 21 ст. 2). Таким образом, по смыслу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, коммуникационные сооружения, включая трубопроводы (газо- и водоснабжения, водоотведения), системы канализации и отопления, являются составной частью здания и не представляют собой самостоятельные объекты строительства.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 №1160/13 по делу №А76-1598/2012 указано, что по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В письме Росреестра России от 20.10.2020 №11-9273-АБ/20 указано, что оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом это оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что отсутствие государственной регистрации на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Все вышеуказанные объекты являются составными частями единого тепличного комплекса, и льгота по налогу на имущество должна распространяться на все объекты, входящие в тепличный комплекс.
Вывод налогового органа о том, что ООО «Промпарк» превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, необходимый для получения налоговой льготы, противоречит представленным налогоплательщиком доказательствам, подтверждающим, что тепличный комплекс был создан и начал использоваться в предпринимательской деятельности налогоплательщиком до истечения трех лет с момента включения проекта в региональный реестр инвестиционных проектов.
Согласно приказа генерального директора ООО «Промпарк» № П-2/2019 от 26.02.2019 тепличный комплекс с 01.03.2019 начал фактически эксплуатироваться налогоплательщиком, с этой даты начата производственная деятельность на нем, а именно выращивание овощей закрытого грунта.
В налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2019 года отражена выручка от продажи готовой продукции (выращенные в тепличном комплексе огурцы закрытого грунта) с 03.05.2019, чем подтверждается фактическая эксплуатация объекта и извлечение прибыли от реализации выращенной продукции.
Из расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных ООО «Промпарк» во втором квартале 2019 года, вместе со сведениями о застрахованных лицах, следует, что за период с марта по июнь 2019 года средняя численность сотрудников Общества составила 165 человек, работникам налогоплательщика, занятым на производстве по выращиванию продукции в тепличном комплексе, начислялась заработная плата, с нее удерживался НДФЛ, то есть объект фактически эксплуатировался Обществом.
Кроме того, оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 43 и 69 за второй квартал 2019 года подтверждается, что объем выпущенной в тепличном комплексе продукции (огурцов) в этом периоде составил 658 694,5 кг. стоимостью 41 358 436,66 руб., реализация продукции в объеме 622 853,11 кг. на сумму 39 130 378,9 руб., а также уплата страховых взносов в размере 2 404 499,80 руб.
В заключении НАО «Евроэксперт» по осуществлению финансово-технического надзора инвестиционного проекта за второй квартал 2019 года отмечено, что выявленные в результате исследования отставания от графика производства работ не являются критичными в связи с высокой строительной готовностью объекта, а также началом производственного процесса всего тепличного комплекса. При этом отставания в части обустройства внутреннего пространства производственных помещений и помещений для персонала могут быть компенсированы за счет увеличения темпов производства работ. В заключении также отмечено, что в связи с отсутствием строительной готовности административно-бытовых помещений в логистическом центре, Обществом организованы временные зоны размещения раздевалок и прочих бытовых участков для рабочего персонала объекта в сервисной зоне тепличного комплекса. На момент посещения объекта (03.07.2019) также зафиксировано производство работ, не связанных с применением спецтехники.
В разделе 7.6 вышеуказанного заключения указано, что во втором квартале 2019 года завершены работы по монтажу технологического оборудования в тепличном блоке, по монтажу внутренних инженерных систем теплицы, по устройству плиты по грунту в здании логистического центра.
Указанное заключение НАО «Евроэксперт» налоговым органом не оспорено, является допустимым и относимым доказательством, подтверждающим факт завершения всех работ, необходимых для начала эксплуатации тепличного комплекса, и его фактическую эксплуатацию Обществом со второго квартала 2019 года. Системы инженерно-технического обеспечения (коммуникации) объекта были введены в эксплуатацию в декабре 2018 года, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2018 №1289, заключением Управления по государственному строительному надзору Орловской области от 27.12.2018 № 79-18 о соответствии построенного объекта (системы канализации и наружного водопровода) капитального строительства требованиям технических регламентов, актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения от 25.12.2018.
Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области ведет мониторинг инвестиционной деятельности и контроль за выполнением обязательств организаций, включенных в Реестр инвестиционных проектов Орловской области, по годовым отчетам о выполнении графика осуществления капитальных вложений за предыдущий год по этапам реализации инвестиционного проекта, включенного в Реестр инвестиционных проектов Орловской области, предоставляемым в соответствии с соглашением об информационном и организационном взаимодействии.
Так, согласно указанным отчетам объем капитальных вложений составил 2 799 134 тыс. руб., в том числе, в 2016 году - 95 783 тыс. руб., в 2017 году - 267 406 тыс. руб., в 2018 году -1575 389 тыс. руб., в 2019 году - 956 399,7 тыс. руб.
Таким образом, суд верно указал, что обязательства ООО «Промпарк», как организации, включенной в Реестр инвестиционных проектов Орловской области, выполнены в полном объеме.
Сама по себе постановка объекта на бухгалтерский учет после даты акта ввода объекта в эксплуатацию не опровергает факт его использования в хозяйственной деятельности в рассматриваемый налоговый период и не может служить препятствием для применения налоговой льготы.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона № 364-ОЗ общая сумма фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области определяется по введенным в эксплуатацию объектам, принадлежащим организациям на праве собственности, что имеет значение для определения количества последовательных периодов освобождения от налогообложения.
Из приведенной нормы следует, что введение объекта налогообложения, созданного (приобретенного) в первые три года реализации проекта, в эксплуатацию служит основанием для определения общей суммы фактически осуществленных капитальных вложений. Однако законом не предусмотрена необходимость получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в качестве условия применения налоговой льготы.
Кроме того, пунктом 10 статьи 3 Закона № 364-ОЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих право на применение льготы. В указанном перечне отсутствует документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию.
Ссылки налогового органа на письма Департамента финансов Орловской области от 12.04.2022 № 3-2-849 и от 01.07.2022 №3-2-1637 являются несостоятельными, поскольку исходя из положений пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов РФ могут давать письменные разъяснения по вопросам применения регионального налогового законодательства, но не вправе дополнять разъясняемые нормы новыми условиями их применения, не вытекающими из закона (аналогичная позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2021 № 305-ЭС21-11548 по делу № А40-248146/2019).
Кроме того, письма Департамента финансов Орловской области выпущены значительно позже окончания реализации инвестиционного проекта (в 2022 году), в связи с чем они могут нарушить сформированные у инвестора ожидания относительно стабильности его правового положения и защиты капитальных вложений со стороны государства (аналогичная позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2021 № 305-ЭС21-11548 по делу № А40-248146/2019).
Более того, письма регионального финансового органа не носят нормативного характера и не являются актом официального разъяснения норм права.
В то же время в отношении иных льгот, предоставляемых в соответствии с Законом №№364-03, к числу документов, подтверждающих право на применение льготы, прямо отнесено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п.п. 15, 16.1 ст. 3 Закона № 364-0З).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение УФНС по Орловской области от 11.11.2022 № 2024 является недействительным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2023 по делу №А48-881/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Е.В. Малина
А.А. Пороник