ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-10108/20 от 08.02.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда

15 февраля 2022 года Дело № А49-10108/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,

судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 февраля 2022 года в зале № 7 помещения суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 октября 2021 года по делу № А49-10108/2020 (судья Каденкова Е.Г.)

по иску Управления муниципального имущества <...>, г. Пенза, Пензенская обл., 440000; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о взыскании 2553010 руб. 56 коп.,

без участия представителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление муниципального имущества города Пензы (далее также – Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее также – ИП ФИО2, ответчик) о взыскании после неоднократного изменения исковых требований, принятого определениями от 09.12.2020 и 01.09.2021, 2 553 010 руб. 56 коп., в том числе 2 259 217 руб. 70 коп. – задолженности по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка № 5132 от 24.03.2004 за период с сентября 2019 года по март 2021 года, 293 792 руб. 86 коп. – неустойки (пени), начисленной за период с 11.11.2017 по 11.03.2021.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13 октября 2021 года исковые требования удовлетворены частично; с индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в бюджет муниципального образования «город Пенза» взыскана неустойка (пени) в сумме 151712 руб. 87 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО2 обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая при этом на неверное применение при расчете стоимости арендной платы коэффициентов, размера кадастровой стоимости.

Стороны в судебное заседание не явились.

От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах, применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела и обоснованно установлено судом первой инстанции, 24 марта 2004 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (Арендодателем) и ЗАО «Бона Имобилиа» (Арендатором) на основании постановления Главы администрации г. Пензы № 735 от 18.04.2003 заключен договор аренды земельного участка № 5132 (в редакции дополнительного соглашения от 15.02.2008, далее также – Договор, т. 1 л.д. 26-36), в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял для использования на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 58:29:02013004:0015 площадью 15 275,00 кв. м, находящийся по адресу: <...> (п. 1.1 Договора). Земельный участок предоставлен Арендатору под незавершенное строительством производственное здание (п. 1.2 Договора), передан арендодателем и принят Арендатором без замечаний по акту приема-передачи 24 марта 2004 года. Размер арендной платы, а также порядок ее уплаты согласованы сторонами в разделе 3 договора.

Договор заключен на срок до 18.04.2052 (п. 3.1 первоначальной редакции договора) и был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается, в т.ч. представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 56-59), и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

19.10.2009 Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы прекратил свою деятельность в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ сделана соответствующая запись. Все права и обязанности Комитета как Арендодателя по Договору перешли к Управлению (Решение Пензенской городской Думы от 29.05.2009 № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества города Пензы»).

11 августа 2011 года между ЗАО «Бона Имобилиа» и ООО «Сетевая компания» заключен договор уступки, в соответствии с условиями которого ООО «Сетевая компания» приобрело все права и обязанности Арендатора по Договору (т. 1 л.д. 37). 21 июня 2012 года ООО «Сетевая компания» уступило в полном объеме все права и обязанности Арендатора по Договору ООО «СК Лизинг» (т. 1 л.д. 39).

В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 58:29:2013004:15 между Управлением и ООО «СК Лизинг» подписано дополнительное соглашение от 09.01.2013, которым стороны изложили договор в новой редакции, установив, что в аренду по договору передано два земельных участка:

- с кадастровым номером 58:29:2013004:981 площадью 7 030 кв. м;

- с кадастровым номером 58:29:2013004:980 площадью 8 245 кв. м, расположенные по адресу: <...>.

Согласно пункту 1.2 Договора в редакции данного дополнительного соглашения земельные участки переданы в аренду под общественную застройку. В соответствии с пунктами 3.3 и 3.6 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013) арендная плата за пользование земельными участками с 12.12.2012 составляет 1 294 020 руб. 10 коп. в год (107 835 руб. 01 коп. в месяц) и подлежит ежемесячному внесению в сумме не менее месячного арендного платежа не позднее 10-го числа месяца, за который производится платеж.

Из расчетов арендной платы, являющихся приложением к дополнительному соглашению от 09.01.2013 (т. 1 л.д. 44), следует, что годовая арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 58:29:2013004:981 составляет 595 545 руб. 75 коп., за пользование земельным участком с кадастровым номером 58:29:2013004:980 – 698474 руб. 35 коп.

В пункте 3.5 договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013) стороны предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке пересмотреть арендную плату в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области, города Пензы, регулирующих исчисление размера арендной платы за пользование землей, а также при изменении вида деятельности арендатора (в рамках целей использования участка в соответствии с п. 1.2 договора). Новый размер арендной платы устанавливается с момента, указанного в уведомлении о внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

22 июля 2014 года ООО «СК Лизинг» уступило все права и обязанности Арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:29:2013004:980 (далее также – Земельный участок) ООО «УК «Сесла» (т. 1 л.д. 46-47). 1 марта 2015 года ООО «УК «Сесла» уступило права и обязанности Арендатора Земельного участка ИП ФИО3, ИП ФИО4 и ИП ФИО2 (т. 1 л.д. 49-50).

Согласно пункту 1.2 данного договора уступки новые арендаторы уплачивают арендную плату за пользование земельным участком по договору начиная с 01.03.2015. Договор уступки № 2 от 01.03.2015 зарегистрирован в установленном законом порядке 5 июня 2015 года. 24 апреля 2017 года ИП ФИО3 и ИП ФИО4 уступили принадлежащие им права и обязанности Арендатора по Договору в отношении Земельного участка ИП ФИО2 (т. 1 л.д. 51-52). В пункте 1.3 договора № 3 от 24.04.2017 стороны согласовали, что арендная плата за Земельный участок за период с 01.05.2017 подлежит внесению ответчиком.

Уступка в полном объеме прав по договору в отношении Земельного участка зарегистрирована в установленном законом порядке 12.05.2017, что подтверждается соответствующей отметкой, сделанной на договоре № 3 от 24.04.2017.

С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обладает всеми правами и несет все обязанности Арендатора по Договору в отношении Земельного участка, в т.ч. обязанность по своевременному и полному внесению арендной платы.

Уведомлениями от 01.08.2019 и от 28.05.2020 (т. 1 л.д. 53, 55) Управление последовательно известило ответчика об изменении размера арендной платы по Договору:

- с 01.01.2019 составляет 2 405 430 руб. 10 коп. в год (200 452 руб. 51 коп. в месяц);

- с 01.01.2020 составляет 1 939 862 руб. 99 коп. в год (161 655 руб. 25 коп. в месяц);

- с 27.05.2020 составляет 931 134 руб. 23 коп. в год (77 594 руб. 52 коп. в месяц).

Наличие у ответчика задолженности по внесению арендной платы по договору, а также обязанности уплатить начисленную на нее договорную неустойку (пени), послужило основанием для обращения Управления с рассматриваемым иском в суд.

После предъявления иска в суд Управление также направило в адрес ИП ФИО2 уведомление от 11.01.2021 № 9/22 об изменении размера арендной платы, в соответствии с которым арендная плата за пользование Земельным участком с 01.01.2021 составляет 1 402 908 руб. 91 коп. в год (116 909 руб. 08 коп. в месяц), истец увеличил исковые требования в части периода взыскания основного долга. Ходатайство удовлетворено судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ с учетом разъяснений пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в я от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».

По расчету истца задолженность ответчика по внесению арендной платы по Договору за период с сентября 2019 года по март 2021 года составляет 2 259 217 руб. 70 коп.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", утратившим силу с 01.03.2015.

На основании исследования материалов дела (в т.ч. выписки из ЕГРН) судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что земельные участки, находящийся в аренде у ответчика, относятся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее также – Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то, согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее – регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Договор между правопредшественниками сторон по делу заключен 24 марта 2004 года, то есть - после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (25.10.2001), что свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о применении к этому договору порядка определения размера арендной платы, устанавливаемого уполномоченным органом, поскольку, в частности, из разъяснений пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, следует, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом; при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

С 20.10.2015 порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена был установлен Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов", вступившим в законную силу с 20.10.2015.

Этим же постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП признано утратившим силу постановление Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП "Об утверждении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками на территории Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена".

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = Ксзу x Кр, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке); Кр - ключевая ставка Банка России, действующая на дату заключения договора аренды земельного участка.

Постановлениями Правительства Пензенской области от 02.08.2016 N 395-пП и от 23.01.2017 N 17-пП были внесены изменения в пункт 2.1 Порядка, в соответствии с которыми в указанной выше формуле ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации была заменена ключевой ставкой Банка России, а кадастровая стоимость земельного участка стала определяться в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке.

Вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 27.07.2020 по делу N 3а-201/2020 был признан недействующим с даты его принятия пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов" в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 02.08.2016 N 395-пП, от 23.01.2017 N 17-пП как несоответствующий установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности.

Из уведомлений истца, а также расчета исковых требований усматривается, что арендная плата за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 рассчитана истцом на основании п. 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 № 552-пП (далее также – Правила № 552-пП), который решением Пензенского областного суда от 27.07.2020 по делу № 3а-201/2020 признан недействующим с даты его принятия.

В данном случае имеется нормативный акт, которым определялись ставки арендной платы за использование земельных участков до принятия постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов".

Таким актом, регулировавшим аналогичные отношения, является постановление Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП "Об утверждении Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена".

Согласно пункту 2.1.1 Порядка, утвержденного постановлением N 940-пП, размер годовой арендной платы арендуемого земельного участка определялся по формуле: А = Ксзу x НСт. x Квд x Кка, где А - годовой размер арендной платы, Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка), НСт - налоговая ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, Квд - коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора, который устанавливается актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области (пункт 1.4 Порядка).

На территории города Пензы коэффициенты дифференциации вида деятельности арендатора были установлены постановлением администрации г. Пензы от 08.12.2010 N 1375 "Об утверждении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за пользование земельными участками на территории города Пензы, государственная собственность на которые не разграничена".

Кроме того, постановлением Правительства Пензенской области от 26.05.2020 № 354-пП Правила № 552-пП были дополнены пунктом 2.2, устанавливающим до 01.01.2021 следующую формулу исчисления годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов: А = Ксзу x 3%, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке).

Данный порядок вступил в силу с 27.05.2020 (даты официального опубликования). С 01.01.2021 годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = Ксзу x 4,52%, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке) (п. 2.1 Правил № 552-пП в редакции постановления Правительства Пензенской области от 24.12.2020 № 923-пП).

Согласно пункту 1.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013) и выписке из ЕГРН Земельный участок предоставлен под общественную застройку, фактически на нем возведен спортивный корпус с кадастровым номером 58:29:2013004:748, эксплуатирующийся в соответствии с его назначением.

Постановлением администрации г. Пензы от 08.10.2010 № 1375 «Об утверждении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Пензы, государственная собственность на которые не разграничена», коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора для вида деятельности «прочие объекты» установлен – 2, в связи с чем, довод ответчика о необходимости применения при расчете арендной платы коэффициента 1 по причине отсутствия правового регулирования судом первой инстанции отклонен обоснованно, соответствующий довод апелляционной жалобы нельзя признать состоятельным.

Постановление администрации г. Пензы от 08.10.2010 № 1375 недействительным не признано, является ранее принятым нормативным актом, регулирующим аналогичные отношения, соответственно подлежит в настоящем случае применению согласно вышеуказанным разъяснениям Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016). Налоговая ставка земельного налога установлена решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 №238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» (в редакции, действующей в спорный период) в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков, т.е. прямо не указанных в решении.

При определении годового размера арендной платы, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей в 2019 году (31 037 807 руб. 80 коп.), суд первой инстанции обоснованно руководствовался п. 2.1.1 Порядка № 940-пП, определив искомую сумму в размере 931 134 руб. 23 коп. в год и 77 594 руб. 52 коп. в месяц (31 037 807 руб. 80 коп. х 2 х 1,5%).

Доводы ответчика о том, что значение кадастровой стоимости Земельного участка, утвержденное Приказом Департамента госимущества Пензенской обл. от 26.11.2018 № 673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области» (31037807 руб. 80 коп.), в соответствии с п. 1.7 Порядка № 940-пП могло быть использовано для расчета арендной платы за Земельный участок лишь с 01.01.2020, правомерно оценены обжалуемым решением как основанные на неверном толкований норм права, поскольку дата вступления в силу акта об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков установлена императивно в ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действующей в спорный период).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действующей в спорный период) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии путем: 1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) размещения извещения на своих информационных щитах; 4) направления информации в орган регистрации прав для размещения извещения на информационных щитах органа регистрации прав, а также в фонде данных государственной кадастровой оценки; 5) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 01 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Вышеуказанный приказ Департамента государственного имущества Пензенской области от 26.11.2018 № 673-пр был опубликован на официальном сайте Департамента государственного имущества Пензенской области http://mingosim.pnzreg.ru 26.11.2018 и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2018. В соответствии с п. 3 Приказа настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2019.

Дата вступления приказа в силу была установлена в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - с 01 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования). Таким образом, исходя из положений п. 3.2 Порядка № 552-пП, новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению при расчете арендной платы с 01.01.2019. Указание в п. 3 Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26.11.2018 № 673-пр на вступление его в силу с 01.01.2019 свидетельствует о том, что с указанной даты новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению, в том числе, и с целью определения размера арендной платы. Утверждение апелляционной жалобы о неверном исчислении обжалуемым решение размера кадастровой стоимости при определении арендной платы основано на ошибочном толковании закона.

Годовой размер арендной платы, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей в 2020 году (18 163 735 руб. 00 коп.), в соответствии с п. 2.1.1 Порядка № 940-пП, составил 544 912 руб. 05 коп. (18163735 руб. 00 коп. х 2 х 1,5%). Годовой размер арендной платы за пользование Земельным участком, рассчитанный в соответствии с п. 2.2 Правил № 552-пП с 27.05.2020 составил 544 912 руб. 05 коп. в год и 45 409 руб. 34 коп. в месяц (18 163 735 руб. 00 коп. х 3 %). Годовой размер арендной платы за пользование Земельным участком, рассчитанный в соответствии с п. 2.1 Правил № 552-пП в редакции постановления Правительства Пензенской области от 24.12.2020 № 923-пП, с 01.01.2021 - 821 000 руб. 82 коп. в год и 68 416 руб. 74 коп. в месяц (18 163 735 руб. 00 коп. х 4,52 %). Арендная плата за пользование Земельным участком по Договору за период с сентября 2019 по 31.03.2021 составляет 1 060 540 руб. 34 коп.

Поскольку из карточки лицевого счета, а также представленных в дело копий платежных поручений № 2 от 23.10.2019, № 3 от 07.04.2020, № 4 от 07.04.2020, № 10 от 24.08.2020, № 14 от 23.11.2020, № 3 от 20.01.2021 следует, что за спорный период в счет арендной платы по Договору ответчиком было перечислено 1418767 руб. 52 коп., поступление денежных средств в заявленном объеме Управлением не оспаривалось; арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за спорный период у ответчика образовалась переплата в сумме 153 522 руб. 83 коп., в том числе с учетом погашенных указанными платежными поручениями обязательств, срок исполнения которых наступил раньше (до сентября 2019 г.), оснований для удовлетворения исковых требований Управления о взыскании с ИП ФИО2 задолженности по внесению арендной платы по договору за период с сентября 2019 года по март 2021 года не имеется.

Несмотря на приведенные выводы обжалуемого решения, произведенный самостоятельно судом первой инстанции расчет размера подлежащей уплате за спорные периоды арендной платы, подтвердивший отсутствие долга, ИП ФИО2 обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой, которой просит отменить обжалуемое решение и в части взыскании с нее в пользу Управления муниципального имущества города Пензы неустойки в сумме 151712 руб. 87 коп.

Доводы предпринимателя нельзя признать обоснованными, поскольку пунктом 5.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013) стороны предусмотрели обязанность арендатора при нарушении п. 3.6 и п. 3.7 договора (порядка и сроков внесения арендной платы) уплатить арендодателю неустойку (пени) в размере 0,1 % от невнесенной (несвоевременно внесенной) суммы арендных платежей за каждый день просрочки. Материалы дела подтверждают несвоевременное перечисление арендных платежей ответчиком в период с 11.11.2017 по 11.03.2021, наличие предусмотренных п. 5.1 договора оснований для начисления ответчику неустойки (пени).

С учетом произведенной ответчиком оплаты неустойки (пени) на сумму 20 000 руб. 00 коп., отнесенной истцом согласно расчету (т. 1 л.д. 90, т. 2 л.д. 71) в счет оплаты неустойки (пени) за период с 13.12.2016 по 11.11.2017 (за ноябрь 2017 г. частично на сумму 6443 руб. 90 коп.), при отсутствии платежного поручения об оплате неустойки (пени) с указанием назначения платежа, исходя из верного размера арендной платы и с учетом даты поступления денежных средств от ответчика, Арбитражный суд Пензенской области правомерно определил размер подлежащей взысканию за спорный период неустойки (пени) в сумме 151 712 руб. 87 коп. (171 712 руб. 87 коп. (за период с 12.12.2016 по 23.11.2020) – 20 000 руб. 00 коп. = 151 712 руб. 87 коп.).

Судом первой инстанции рассмотрено и признано необоснованным заявленное в дополнительных пояснениях по делу от 21.09.2021 ответчиком ходатайство о снижении предъявленной ко взысканию неустойки (пени) на основании ст. 333 ГК Российской Федерации, поскольку заявляя указанное ходатайство ответчик каким-либо образом его не мотивировал, доказательства в обоснование своих доводов не представил, учитывая значительный период просрочки исполнения обязательства, критерии несоразмерности, соотношение размера неустойки с суммой основного долга.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 октября 2021 года по делу № А49-10108/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Председательствующий Е.В. Коршикова

Судьи С.Ш. Романенко

Л.Л. Ястремский