АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22290/2022
г. Казань Дело № А49-12164/2021
09 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу – ФИО1, доверенность от 18.05.2022 №24,
общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» – ФИО2, доверенность от 07.12.2021,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022
по делу № А49-12164/2021
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород к обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - общества с ограниченной ответственностью «ГИФТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза - общества с ограниченной ответственностью «Скидкино» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирование по Приволжскому федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (далее – общество, ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «ГИФТ» (далее – ООО «ГИФТ») и общество с ограниченной ответственностью «Скидкино» (далее – ООО «Скидкино»).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2022 по делу № А49-12164/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей административного органа, общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.01.2021 в МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО поступило письмо Управления ФСБ России по Пензенской области с просьбой обеспечить 1 и 2 сентября 2021 года участие сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов производства и реализации алкогольной продукции без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.
В ходе совместных мероприятий, сотрудниками административного органа и Управления ФСБ России по Пензенской области был произведен осмотр складских помещений общества, расположенных по адресу: <...>, в ходе которого обнаружено хранение на складе общества алкогольной продукции - ликёра «Русская борзая», крепость 35% объём 0,5 л. производства ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», что отражено в протоколе от 01.09.2021.
Административный орган, указав на то, что лицензия общества от 13.10.2020 №58ПСН0009760 не предусматривает права производства обнаруженной алкогольной продукции – ликеров, возбудил в отношении ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» дело об административном правонарушении от 01.09.2021 № 0401/010921/04230 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
С целью взятия проб и образцов вышеуказанной алкогольной продукции на предмет соответствия ГОСТ, был произведен анализ сведений, содержащихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) и установлено, что ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» осуществило закупку спорной алкогольной продукции.
Определениями от 02.09.2021 и от 03.09.2021 ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» признаны потерпевшими.
В рамках указанного дела проведено административное расследование, в том числе: проведены осмотры на территории склада ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» по ул. Аустрина, 169 (протокол осмотра от 01.09.2021), а также на территории склада ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» (протокол осмотра от 02.09.2021 и от 03.09.2021 соответственно).
Определением от 03.09.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО назначило экспертизу образцов ликёра десертного «Русская борзая» производства ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», изъятого у ООО «Скидкино» по протоколу изъятия от 03.09.2021. Проведение экспертизы поручено экспертам ГБУ «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка».
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: Подтвердить или опровергнуть соответствие образцов алкогольной продукции тре- бованиям ГОСТ 32071-2013 «Межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия».
На основании изложенного, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО пришло к выводу, что ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» осуществляло производство и оборот (хранение) алкогольной продукции, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.17 КоАП, в связи с чем по результатам административного расследования в отношении общества был составлен протокол от 17.11.2021 № 0401/010921/04230 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ
В соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
При рассмотрении заявленного спора суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного право- нарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное право- нарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу требований части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения.
Объективную сторону данного правонарушения образует производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Лицензия выдаётся, в том числе, на вид деятельности по производству, хранению и поставке произведённой алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (часть 2 статьи 18 Закона № 171 -ФЗ).
Лицензированию подлежат производство и оборот произведённых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведённой продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 18 Закона № 171 -ФЗ).
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществу 13.10.2020 выдана лицензия № 58ПСН0009760 на осуществление производства, хранения и поставок произведённой алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяки, бренди, виски, кальвадосы, напитки русские традиционные на натуральном сырье, слабоалкогольные напитки).
Административный орган полагает, что производимые и поставляемые обществом ликёры не относятся к указанным видам алкогольной продукции, не являются ликёроводочными изделиями, поэтому их производство, хранение и поставка осуществляются без лицензии.
Судами отмечено, что норма статья 2 Закона № 171-ФЗ не содержит отдельно таких понятий, как ликёры, так и ликёроводочные изделия. Следовательно, с целью применения части 3 статьи 18 Закона № 171-ФЗ в рассматриваемом случае, с учётом содержания выданной обществу лицензии, может быть дана оценка соответствия производимых обществом ликёров понятию спиртные напитки.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам экспертизы изъятой продукции общества ликёра «Русская борзая» в заключение эксперта № 657 от 06.10.2021 сделан вывод, что представленный образец № 826 (четыре стеклянные бутылки зелёного цвета объёмом по 0,5л, наполненных жидкостью в объёме по 0,5л с этикеткой: ликёр десертный «Русская Борзая», дата розлива 24.11.2020, объёмная доля этилового спирта 35%, срок годности не ограничен, производитель: ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», с федеральными специальными марками № 401 67933665, 401 67933624, 401 67933604, 401 67933655, укупорены металлическими винтовыми крышками зелёного цвета (укупорка не нарушена) является алкогольной продукции с объёмной долей этилового спирта 34,7%. Образец № 826 соответствует требованиям ГОСТ 32071-2013 «Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия».
Суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав ГОСТ 7190-2013 «Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Общие технические условия», ГОСТа 33880-2016 «Межгосударственный стандарт. Напитки спиртные. Термины и определения», установили, что ГОСТ относит ликёры к ликёроводочным изделиям.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018). Классификатор также относит ликёры к категории ликероводочных изделий, которые, в свою очередь, отнесены к виду спиртных напитков (код - 11.01.10).
Аналогичным образом вносились сведения в Федеральный реестр алкогольной продукции, ведение которого входило в компетенцию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно пункту 5.3.11(3) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что оснований отнести ликёры к иным видам алкогольной продукции, указанным в статье 2 Закона № 171 - ФЗ, не имеется.
Исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и соответственно, наличия состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы административного органа, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А49-12164/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
Л.Ф. Хабибуллин