ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
арбитражного суда кассационной инстанции
3 мая 2006 года
председательствующего: Сагадеева Р. Р.,
судей: Козлова В. М., Филимонова С. А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «ГолдКлуб» – не явился, извещен
от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу – не явился, извещен
от прокуратуры Пензенской области – ФИО1, удостоверение № 118569/1684
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Пензенской области, г.Пенза
на решение от 31.01.2006 (судья: Столяр Е. Л.) Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-13665/2005-59оп/22
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГолдКлуб», г.Пенза о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород от 22.12.2005 № 04-05/122, с участием третьего лица: прокуратуры Пензенской области, г.Пенза
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ГолдКлуб» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – управление) от 22.12.2005 № 04-05/122 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 50000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2006 требования удовлетворены, при этом суд исходил из того, что общество обязано было представить в Управление правила внутреннего контроля не позднее 28.05.2003 и срок давности привлечения к административной ответственности истек 28.05.2004.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе прокурор Пензенской области просит отменить данный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Федерального закона от 16.11.2005 № 145-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотерии, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. При этом общество лотерии не проводит и не содержит тотализаторы, но имеет более 50 игровых автоматов, получает от данной деятельности доход и в силу закона относится к организациям, осуществляющим основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. Поэтому обязано исполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, полагает невозможным при рассмотрении дела судом применение начала течения срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.01.2003 № 6 (исчисляемых со дня вступления его в законную силу или создания организации), поскольку законодатель только после внесения изменений Федеральным законом от 28.07.2004 № 88-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ, отнес организации организующие и проводящие на риске игры, в том числе в электронной форме к субъектам, на которых распространяется действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с тем, что изменения в названный Федеральный закон внесены 28.07.2004 и вступили в силу 31.08.2004,с указанной даты у общества возникла обязанность по разработке и согласованию с Управлением правил внутреннего контроля, а не в срок не позднее 28.05.2004, как указано судом.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, а заявление общества о признании недействительным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности отказу в удовлетворении, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что 24.11.2005 прокурором Октябрьского района г. Пензы возбуждено дело об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ в отношении общества, в результате не исполнения требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.
Постановлением управления от 22.12.2005 № 04-05/122 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в виде 50000 рублей штрафа.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотерии, тотализаторы (взаимные пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пункту 2 статьи 7 данного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 (далее - Постановление N 6) установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 Постановления N 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование уполномоченному органу в сроки, установленные Постановлением N 6.
Поскольку Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ, которым изменена редакция статьи 5 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ, вступил в силу с 31.08.2004 и с этой даты распространяет свое действие на деятельность ООО «Голд Клуб», общество в месячный срок, начиная с 1.09.2004, обязано было разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления и представить указанные правила на согласование в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что общество зарегистрировано 21.04.2003, поэтому не позднее 23.05.2003 обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 28.05.2003 представить их на согласование, в связи с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 28.05.2004, является ошибочным.
При этом судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество утвердило правила внутреннего контроля 17.01.2005 и направило их на согласование в Управление 12.12.2005. Постановление о привлечении общества к административной ответственности, вынесено 22.12.2005, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 500 до 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение Закона, а, следовательно, и за нарушение установленных законом сроков при согласовании правил внутреннего контроля. Данная процедура является обязательной как стадия организации внутреннего контроля.
Согласно статье 3 названного Федерального закона внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В связи с этим под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, предшествующие осуществлению собственно самого внутреннего контроля. К таким требованиям следует отнести соблюдение обществом требований законодательства по надлежащему утверждению и согласованию правил внутреннего контроля.
Следовательно, нарушение обществом срока утверждения и согласования правил внутреннего контроля и его деятельность по правилам, не согласованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может считаться надлежащим исполнением законодательства в части организации внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах решение от 31.01.2006 подлежит отмене, на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с неправильным применением норм материального права, а заявление общества отказу в удовлетворении.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решениеот 31.01.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-13665/2005-59оп/22 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Голд Клуб» о признании недействительным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 22.12.2005 № 04-05/122 о привлечении общества к административной ответственности, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Сагадеев Р. Р.
Судьи: Козлов В. М.
Филимонов С. А.