АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7815/2023
г. Казань Дело № А49-13740/2022
29 сентября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 31.03.2022,
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Маяк»
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023
по делу № А49-13740/2022
по заявлению открытого акционерного общества «Маяк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Маяк» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее - управление) от 15.12.2022 № НЖ-02-126/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено в части назначения наказания, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 10.12.2021 управление пришло к выводу о том, что общество не исполнило ранее выданные предписания от 08.09.2021 № 2-ВН-045/2021 и от 27.10.2021 № 2-ПЛ-021/2021.
По результатам проверки управлением составлен акт от 28.12.2021 № 2-ВН-091/2021 и обществу выдано предписание от 28.12.2021 № 2-ВН-091/2021 об устранении нарушений части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), части 1 статьи 24, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), части 1, 2 статьи 12, статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ), пункта 21 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пензенской области (утв. постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2020 №87-пП, далее Порядок № 87-пП).
В связи с истечением срока исполнения предписания от 28.12.2021 № 2-ВН-091/2021 административный орган провел внеплановую выездную проверку, в ходе которой установил, что предписание обществом не исполнено.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 и выдал обществу предписание от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 об устранении в срок до 27.10.2022:
1) нарушений правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект – Старица р. Суры (выявлены превышения норматива допустимого сброса) – часть 6 статьи 56 ВК РФ;
2) несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (при эксплуатации локальных очистных сооружений не обеспечено надлежащее качество сточных вод, отводимых в Старицу р. Сура по показателям: БПК5, медь) – часть 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ;
3) несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (эксплуатация объекта негативного воздействия на окружающую среду на производственной территории общества осуществляется в отсутствие плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанного в соответствии с требованиями постановления Правительства Пензенской области от 26.02.2020 № 87) –статья 19 Закона №96-ФЗ, Порядок № 87-пП;
4) несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – на производственной территории общества с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями осуществляется при отсутствии установленных предельно допустимых выбросов для фактически действующих источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА-б/н – 2 шт.)) – части 1, 2 статьи 12 Закона № 96-ФЗ;
5) несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (эксплуатация обществом на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (производственная территория общества, не установлены нормативы образования на 17 видов отходов) – части 1 и 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, часть 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ.
По факту неисполнения предписания от 28.12.2021 № 2-ВН-091/2021 управление вынесло постановление от 18.08.2022 № АР-02-083/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановление управления в установленном порядке не оспаривалось.
По ходатайству общества административный орган решением от 17.08.2022 № 54-юр продлил срок исполнения пунктов 3, 4 и 5 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 до 01.01.2023; в продлении сроков исполнения пунктов 1 и 2 данного предписания отказано.
Предписание от 27.07.2022 №2-ВН-053/2022 и отказ в продлении срока исполнения пунктов 1 и 2 этого предписания в установленном порядке незаконными не признавались.
На основании решения от 01.11.2022 № 613-ОРД управлением проведена выездная внеплановая проверка исполнения обществом пунктов 1 и 2 предписания от 27.07.2022 №2-ВН-053/2022.
В ходе проверки управление установило, что пункты 1 и 2 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 обществом не выполнены.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 30.11.2022 № 2-ВН-081/2022 и обществу выдано предписание от 30.11.2022 № 2-ВН-081/2022 об устранении в срок до 02.03.2023 тех же нарушений законодательства, что были указаны в пунктах 1 и 2 предписания от 27.07.2022 №2-ВН-053/2022.
Кроме того, учитывая, что общество постановлением от 18.08.2022 №АР-02-083/2022 привлечено к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ (вступило в законную силу 29.08.2022), а также повторно не исполнило предписание административного органа, административный орган составил протокол от 08.12.2022 № НЖ-02-126/2022 и вынес постановление от 15.12.2022 № НЖ-02-126/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 38 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 39 статьи 19.5 КоАП РФ).
Факт неисполнения в установленный срок (до 27.10.2022) пунктов 1 и 2 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022, выданного по результатам проверки исполнения предписания от 28.12.2021 № 2-ВН-091/2021, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Соответственно, вывод управления о наличии в действиях состава вменяемого правонарушения правомерен.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения. Как указал суд первой инстанции, общество реализовывало и продолжает реализовывать в согласованные в «дорожной карте» сроки мероприятия по реконструкции и модернизации локальных очистных сооружений, которые должны обеспечить соблюдение установленных для общества нормативов допустимых сбросов, то есть обеспечить исполнение требований предписаний, в том числе предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022. Суд также отметил, что названное предписание не содержит прямых указаний, какие меры должны быть приняты для устранения указанных в нем нарушений законодательства. Выбор таких мер административный орган оставил на усмотрение исполнителя предписания. Указанные в предписании от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 сроки его исполнения ничем не обоснованы органом контроля (надзора), выдавшим его. В то же время имеется «дорожная карта» с перечнем конкретных мероприятий, выполнение которых должно обеспечить сброс сточных вод в соответствии с нормативом допустимого сброса и сроки реализации каждого из мероприятий. Как отмечено судом, указанный в предписании срок его исполнения заведомо не позволяет исполнить предписание и также заведомо влечет наступление формальных условий для привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания. Кроме того, фактическая невозможность исполнить предписание в установленные им сроки подтверждается тем, что вступившим в законную силу решением от 10.02.2022 по делу № 2-157/2022 Железнодорожный районный суд г. Пензы удовлетворил исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Пензы, обязав общество обеспечить сброс сточных вод с соблюдением допустимых концентраций в Старицу реки Сура через выпуск № 1 и выпуск № 2, в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Определением от 29.11.2022 Железнодорожный районный суд г. Пензы удовлетворил ходатайство общества и продлил срок исполнения решения от 10.02.2022 до 30.06.2023. Следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления у административного органа были основания полагать, что обществом принимаются меры для исполнения предписания.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 39 статьи 19.5 КоАП РФ и наличии вины общества в его совершении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда исходя из следующего.
Общество на протяжении нескольких лет допускает нарушение указанных в пунктах 1 и 2 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 требований законодательства.
Так, нарушение обществом нормативов допустимого сброса сточных вод в водный объект Старица р. Суры административным органом было выявлено еще при проведении проверки в 2020 году, по результатам которой обществу выдано предписание от 15.12.2020 № 004284 об устранении нарушений части 6 статьи 56 ВК РФ. При проведении последующих проверок в 2021-2022 годах управлением устанавливался факт того, что выявленные нарушения требований законодательства обществом не устранены.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, принимаемые обществом меры, перечисленные в «дорожной карте», не свидетельствуют об отсутствии вины общества в повторном неисполнении предписания административного органа (от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022). Данным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 27.10.2022 устранить нарушения в виде превышения норматива допустимого сброса сточных вод в водный объект – Старица р. Суры и необеспечения при эксплуатации локальных очистных сооружений надлежащего качества сточных вод, отводимых в Старицу р. Сура, по показателям: БПК5, медь, а не исполнить мероприятия, перечисленные в «дорожной карте».
При этом предпринимаемые меры, на которые общество ссылается в обоснование своей позиции, не достаточны для устранения нарушений законодательства, в отношении которых административным органом неоднократно выносились предписания, в том числе предписание от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022.
Допустимых и достаточных доказательств невозможности исполнения предписания в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, по настоящему делу заявителем не представлено.
Отказ управления в продлении срока исполнения пунктов 1 и 2 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 в установленном порядке незаконными не признавались. При этом продление срока исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Пензы от 10.02.2022 по делу № 2-157/2022 не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения. Устанавливая срок исполнения пункта 1 и 2 предписания от 27.07.2022 № 2-ВН-053/2022 управление исходило из длительного неисполнения обществом требований части 6 статьи 56 ВК РФ и части 1 статьи 39 Закона №7-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, оценив конкретные обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, посчитал возможным в данном случае назначить административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи, в размере 100 000 руб.
Суд кассационной инстанции считает, что материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу № А49-13740/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи И.Ш. Закирова
Р.Р. Мухаметшин