ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-14220/19 от 01.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-69534/2020

г. Казань Дело № А49-14220/2019

09 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителя Местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь Живая вера» – Яковлевой И.С. (доверенность от 25.01.2022),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г. Пенза

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021

по делу № А49-14220/2019

по заявлению Местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г. Пенза (ОГРН 1035800005306, ИНН 5835026777) к Управлению градостроительства и архитектуры города Пензы (ОГРН 1155836000022, ИНН 5836670173), администрации города Пензы (ОГРН 1045802010132, ИНН 5834029976), Пензенской городской Думе (ОГРН 1025801361244, ИНН 5836012375) о признании незаконным бездействия, с участием в деле заинтересованных лиц, – Управления муниципального имущества города Пензы (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (ОГРН 1045802010132, ИНН 5834029976), Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала,

УСТАНОВИЛ:

местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г. Пензы (далее – религиозная организация «Церковь «Живая вера», религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления градостроительства и архитектуры города Пензы (далее – Управление градостроительства, управление), выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области, кадастровая палата) в сроки, установленные законом, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, их количестве, перечне вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53, расположенном по ул. Победы 26А г. Пензы и территориальной зоны Ц-9, и просит обязать Управление градостроительства предоставить в течение 6 дней после вступления в законную силу судебного акта соответствующие документы в кадастровую палату.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 25.02.2020 произведена процессуальная замена Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы на администрацию г. Пензы.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 21.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Управление градостроительства и архитектуры г. Пензы.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены, – Управление муниципального имущества города Пензы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.2021, решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 отменены, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Пензенская городская Дума.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе религиозной организации «Церковь «Живая вера», поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты, принятые при новом рассмотрении спора, предлагается отменить.

Заявитель кассационной жалобы считает, что у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель религиозной организации «Церковь «Живая вера» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления Главы администрации от 11.06.1992 № 562/1 и от 23.10.1997 № 1504 гражданину Сюнякову Ринату Хасяновичу (далее – Сюняков Р.Х.) был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 58:29:40206:524 площадью 478 кв. м для реконструкции бывшего бытового здания Мостоотряда № 20 под магазин по продаже товаров, впоследствии в результате приобретения объекта незавершенного строительства гражданином Чекушиным Алексеем Михайловичем (далее – Чекушин А.М.) на основании постановления Главы города Пензы от 01.09.2000 № 1703 спорный участок площадью 478 кв. м, а также за дополнительный участок из состава свободных земель площадью 229 кв. м закреплен за последним.

На основании постановления Главы администрации города Пензы от 17.01.2001 № 75, по результатам межевания площадь земельного участка, предоставленного Чекушину А.М., была уточнена и составила 768 кв. м земельному участку присвоен адрес - г. Пенза, проспект Победы, 26А и кадастровый номер 58:29:0403002:0053, установлено разрешенное использование: под общественную застройку.

Вступившим в законную силу решением Федерального суда Октябрьского района г. Пензы от 26.04.2001 право собственности на незавершенное строительством нежилое помещение признано за Христианской церковью «Живая вера».

Право собственности религиозной организации «Церковь «Живая вера» на здание зарегистрировано 14.06.2000, о чем выдано свидетельство, о государственной регистрации № 58КР998133.

Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053, поставлен на кадастровый учет 01.01.2000, имеет вид разрешенного использования – для разработки проекта и реконструкции незавершенного строительством здания под офис.

По данным Генерального плана г. Пензы, утвержденного Пензенской городской Думой от 28.03.2009 № 916-44/4, земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 относится к общественно-деловой зоне (деловые центры, обслуживающие и деловые объекты), в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок входит в зону культурных сооружений (Ц-9).

Постановлением Главы города Пензы от 30.12.2014 № 1570 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования гражданина Чекушин А.М. на земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053.

Религиозная организация «Церковь «Живая вера», являясь собственником здания, расположенного на земельном участке, 02.11.2018 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), однако, решением, оформленным письмом от 18.12.2018, администрацией отказано по мотиву несоответствия вида разрешенного использования земельного участка целям использования участка, указанные в заявлении.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.05.2019 по делу № А49-612/2019 отказ администрации от 18.12.2019 признан законным. Судебная инстанция по указанному делу установила, что согласно выписки по состоянию на 26.09.2018, испрашиваемый участок имеет разрешенное использование - для разработки проекта и реконструкции нежилого здания, что не соответствует целям, указанным в заявлении – для религиозной деятельности и богослужения, при этом не принят во внимание довод о бездействии органов местного самоуправления, которые не приводят вид разрешенного использования в соответствие с утвержденными Правилами землепользования и застройки и документами территориального планирования.

Религиозная организация, полагая, что бездействие Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы по непредставлению в кадастровую палату необходимых документов для постановки на кадастровый учёт территориальных зон, препятствует в получении спорного земельного участка на праве безвозмездного пользования, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Разрешая спор и отказывая религиозной организации «Церковь «Живая вера» в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходя из обстоятельств, установленных в рамках дела № А49-612/2019, и, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), пришли к выводу, что оснований для признания незаконным бездействия уполномоченного органа не имелось.

Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.

Согласно пункту 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (действующей в спорной период) по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Статья 37 Земельного кодекса РСФСР (действующая в спорный период) предусматривает, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

Из анализа материалов дела следует, что при приобретении гражданином Чекушиным А.М. незавершенного строительством объекта у Сюнякова Р.Х. (продавец) по договору купли-продажи от 05.04.2000, последний обладал правом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 478 кв. м, впоследствии такое право возникло и у Чекушина А.М., как у покупателя здания, при этом на основании постановления от 01.09.2000 № 1703 площадь земельного участка, используемого последним на праве постоянного (бессрочного) пользования увеличилась до 707 кв. м.

Судами обоснованно указано, что, при переходе к религиозной организации от Чекушина А.М. права собственности на здание, к такой организации перешло и право пользования на земельный участок, на котором это здание расположено.

Сам факт прекращения права постоянного (бессрочного) пользования у гражданина Чекушина А.М. на основании постановления Главы города Пензы от 30.12.2014 № 1570 не имеет правового значения, поскольку землепользователем участка после приобретения строения (14.06.2000) уже признается религиозная организация.

Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053, поставлен на кадастровый учет 01.01.2000, имеет вид разрешенного использования - для разработки проекта и реконструкции незавершенного строительством здания под офис.

По данным Генерального плана г. Пензы, утвержденного Пензенской городской Думой от 28.03.2008 № 916-44/4, земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 относится к общественно-деловой зоне (деловые центры, обслуживающие и деловые объекты), в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, земельный участок входил в зону культовых сооружений (Ц-9), в отношении которой градостроительным регламентом предусмотрены, в частности, следующие виды разрешённого использования: объекты, связанные с отправлением культа.

Судами также установлено, что решениями Пензенской городской Думы в период с 2010 года по 2019 год вносились изменения в Правила землепользования и застройки города Пензы, которыми не изменялись градостроительные регламенты и Карты градостроительного зонирования в части зоны Ц-9.

Решением Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/7 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Пензы, наименования территориальных зон и виды их разрешённого использования приведены в соответствие с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор 2014 года).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе и с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Судами установлено, что согласно представленной в материалы дела Управлением градостроительства выписке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции решения Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203 -11/7 земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 находится в границах территориальной зоны ОД-1 «Многофункциональная общественноделовая зона», в отношении которой градостроительным регламентом предусмотрены, в частности, вид разрешённого использования с кодом 3.0: размещение объектов капитального строительства для удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека.

Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 3.1 - 3.10.2. Входящий в перечень указанных кодов код 3.7. предполагает вид разрешённого использования «религиозное использование» размещение зданий и сооружений религиозного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2. Код 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том, числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги).

Данные нормы, внесённые в Правила землепользования и застройки города Пензы решением Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/7, полностью соответствуют нормам, содержащимся в Классификаторе 2014 года, а также положениям Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, действующим в настоящее время.

Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы решением Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/7, и изменение вида территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 с зоны Ц-9 на зону ОД-1 произведено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, с учётом фактического землепользования и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре) (действовал до 01.01.2017) урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Закона о государственном кадастре.

К указанным сведениям относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон; реквизиты и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиям использования территорий.

Пункт 6 статьи 15 Закона о государственном кадастре устанавливает обязанность органа, в частности, местного самоуправления, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

В соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы: - выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); - выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

В силу пункта 13 названного Положения орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

С 01.01.2017 к рассматриваемой ситуации применяются положения - Закона № 218-ФЗ, пунктом 3 части 1 статьи 32 которого установлена обязанность органов государственной власти и органом местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Согласно части 16 статьи 32 Закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2015 № 1532 (далее - Правила № 1532).

Пунктом 6 вышеуказанных Правил № 1532 установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Абзацем 3 пункта 31 Правил № 1532 предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7, 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) и 15 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции до 08.06.2020) (далее – закон № 507-ФЗ) предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, утвердивших документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2021. В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ исполнение этой обязанности установлено до 01.01.2024 года.

Судами двух инстанций сделан правильный вывод, что законом обязанность по представлению сведений для государственного кадастрового учёта территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки города Пензы, в рассматриваемый период времени возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, утвердивший правила землепользования и застройки.

Из анализа материалов дела следует, что в период с 2009 года по настоящее время лицами, обязанными представить соответствующие документы для внесения сведений в ЕГРН являлись: с марта 2010 (с даты вступления в законную силу Правил землепользования и застройки) по 15.01.2016 - Пензенская городская Дума, с 15.01.2016 по настоящее время - Управление градостроительства и архитектуры города Пензы.

На администрацию города Пензы обязанность по представлению в Кадастровую палату карты (планы) территориальных зон муниципального образования города Пензы, предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Пензы, утверждённых решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, возложена решением Ленинского районного суда г. Пензы от 06.03.2012 по делу № 2-599/2012 по заявлению прокурора Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц.

Материалами дела подтверждается, что в установленном законом порядке границы территориальных зон, начиная с 2010 года и по настоящее время на кадастровый учёт не поставлены, предусмотренные законом документы в установленном порядке в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области, для постановки территориальных зон на кадастровый учёт не направляли.

В кадастровую палату 06.07.2020 была направлена копия решения Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/7, однако поскольку к нему не были приложены обязательные для постановки на кадастровый учёт документы (в том числе в виде электронных документов), предусмотренные правилами № 1532, данное сообщение не свидетельствует об исполнении обязанности, предусмотренной статьёй 32 Закона № 128-ФЗ.

С учётом изложенного суды пришли к выводу, что в период с марта 2010 года по 01.01.2017 имело место бездействие уполномоченных органов в нарушении действующего в тот период законодательства по непредставлению в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области предусмотренных законом документов по постановке на кадастровый учёт границ территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки города Пензы, в том числе территориальной зоны Ц-9, однако, истекли сроки на обжалование, предусмотренные положениями части 4 статьи 198 АПК РФ.

Порядок представления документов для постановки на кадастровый учёт территориальных зон изменился с вступлением в законную силу Закона № 218-ФЗ. Поскольку данные нормы регулируют процедурные вопросы, представление сведений в порядке, который действовал ранее, с 01.01.2017 стало невозможно.

При этом частью 3 статьи 7 Закона № 507-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, утвердивших документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2021, исполнение этой обязанности установлено до 01.01.2024.

С учётом названных законодательных изменений определением Ленинского районного суда г. Пензы от 25.02.2021 администрации города Пензы предоставлена отсрочка (до 13.11.2021) исполнения решения Ленинского районного суда г. Пензы от 06.03.2012 по делу № 2-599/2012.

Пунктом 1 статьи 4 ГрК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В рассматриваемом случае нормы Закона № 218-ФЗ и Закона № 507-ФЗ не распространяются на ранее существовавшие правоотношения, связанные с представлением документов для постановки на кадастровый учёт территориальных зон, и изменение правового регулирования с 01.01.2017 не отменяет установленный судом факт бездействия уполномоченных органов.

Вместе с тем, поскольку после 01.01.2017 года сведения для постановки на кадастровый учёт территориальных зон не могут быть представлены по прежней процедуре, а для соблюдения новой процедуры законом установлены сроки, которые на дату рассмотрения дела еще не наступили, непредставление сведения для постановки территориальных зон на кадастровый учёт после 01.01.2017 года не противоречит закону.

Религиозная организация, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагает, что бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, по непредставлению в Кадастровую палату документов для постановки территориальных зон на кадастровый учёт препятствует получению им спорного земельного участка на праве безвозмездного пользования.

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Церковь является религиозной организацией, на праве собственности у нее находится здание религиозного назначения (церковь), земельный участок, для размещения которого может быть предоставлен заявителю в безвозмездное пользование на основании пункта 3 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

Из решения Арбитражного суда Пензенской области от 06.05.2019 по делу № А49-612/2019 следует, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53 религиозной организации в безвозмездное пользование явилось несоответствие вида разрешённого использования, содержащегося в отношении этого земельного участка в ЕГРН (для разработки проекта и реконструкции незавершённого строительством нежилого здания под офис) и цели использования земельного участка, указанной заявителем в заявлении о его предоставлении - для проведения религиозной организацией богослужений, церемоний и обрядов.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка. В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Пунктами 2, 3 часть 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Статьей 33 Закона № 218-ФЗ предусмотрено право заинтересованного лица при отсутствии указанных сведений в ЕГРН обратиться в установленном порядке в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН. Орган регистрации прав в течение трёх рабочих дней со дня получения указанного заявления должен самостоятельно запросить документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

В случае если в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок, при поступлении в орган регистрации прав заявления собственника такого участка о кадастровом учёте в связи с изменением вида его разрешённого использования, орган государственной регистрации прав в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о регистрации направляет запрос в орган местного самоуправления с информацией о том, что сведения запрашиваются в целях последующего изменения вида разрешённого использования земельного участка.

Таким образом, установление или изменение вида разрешённого использования конкретного земельного участка не зависит от внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах.

Территориальная зона считается установленной с момента принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки или внесения в них изменений независимо от внесения сведений о ней в ЕГРН.

Судами сделан правильный вывод о том, что религиозная организация законно пользуется земельным участком с кадастровым номером 58:29:4003002:53 на основании права постоянного (бессрочного) пользования, перешедшего к ней в силу прямого указания закона, она вправе самостоятельно обратиться в орган кадастрового учёта для изменения сведений о разрешённом использовании данного земельного участка, При этом, как указано выше, территориальная зона ОД-1, в границах которой в настоящее время находится указанный земельный участок, предусматривает вид разрешённого использования по коду 3.7. «религиозное использование» размещение зданий и сооружений религиозного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2. код 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том, числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги).

В процессе судебного разбирательства представитель религиозной организации признал, что на момент разрешения спора, требования заинтересованного лица не имеют правовой актуальности, поскольку в результате изменения территориальной зоны на зону ОД-1, зона Ц-9 не может быть восстановлена.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки религиозной организации о допущенных судами нарушениях норм процессуального законодательства, поскольку не допускается изменение предмета и основания требований, кроме того, оспаривание нормативных актов (Правил землепользования и застройки города Пензы) не входят в компетенцию арбитражных судов (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Поскольку изменения территориальной зоны с Ц-9 на зону ОД-1 в пределах которой расположен земельный участок, производилась с соблюдением фактического использования и норм градостроительного законодательства, выводы судов следует признать правильными.

Судебные инстанции правомерно отклонили ссылки религиозной организации о том, что действующий градостроительный регламент в отношении территориальной зоны ОД-1 не предусматривает размещение культовых сооружений.

При внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы решением Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/17 обеспечивалось соответствующее наименование территориальных зон и видов разрешенного использования в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 (действующего до 04.04.2021), в частности код 3 предусматривал размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя и содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1-3.10.2, предусматривающих размещение и зданий религиозного назначения (код 3.7).

В связи с чем довод религиозной организации о том, что действующий в настоящее время градостроительный регламент не предусматривает размещение культовых зданий, обоснованно не принят во внимание.

Кроме того, в процессе рассмотрения настоящего дела религиозная организация обратилась в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о внесении в ЕГРН изменений вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53.

Уведомлением от 30.04.2021 № КУВД-001/2021-14931247/1 в изменении вида разрешенного использования отказано, ввиду того, что в зоне ОД-1 не предусмотрен вид разрешённого использования «размещение зданий и сооружений религиозного использования».

Судами обоснованно отмечено, что оспаривание уведомления Управления Росреестра от 30.04.2021 № КУВД-001/2021-14931247/1 может быть предметом самостоятельного спора, с учетом обстоятельств, установленных по данному спору.

Ссылка религиозной организации о том, что при постановке на кадастровый учёт территориальной зоны Ц-9 автоматически изменится вид разрешённого использования спорного земельного участка, основан на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований о признании бездействия уполномоченного органа незаконным.

С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, положениями Закона № 218-ФЗ, установив, что непредставление Управлением градостроительства в кадастровую палату необходимых документов для постановки на кадастровый учёт территориальной зоны Ц-9, является законным и обоснованным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу № А49-14220/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Петрушкин

Судьи Р.В. Ананьев

Ф.В. Хайруллина