АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13676/2021
г. Казань Дело № А49-1847/2021
28 января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021
по делу № А49-1847/2021
по заявлению Министерства образования Пензенской области к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Пензенской области (далее – Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее – УФК по Пензенской области, Управление) о признании недействительным представления Управления от 10.02.2021 № 55-21-42/30ДСП в части нарушений, описанных в 4 пунктах 1 и 2 описательной части, и требований, изложенных в его резолютивной части и обязывающих Министерство по пунктам 1 и 2 представления в срок до 01.06.2021 осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в общей сумме 93 148,79 руб., использованных по нецелевому назначению, с учетом принятых уточнений согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области».
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.07.2021, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Пензенской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Министерству образования Пензенской области в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве Министерство, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, должностным лицом УФК по Пензенской области на основании приказа его руководителя от 06.10.2020 № 354 в период с 20.10.2020 по 17.12.2020 проведена в Министерстве образования Пензенской области плановая камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки выявлено, в частности, 7 фактов выплаты поощрения должностным лицам Министерства, которые в 2018 году не являлись должностными лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и не участвовали в достижении субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности (приняты на работу в 2019 году), а именно: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, так как их трудовая деятельность не повлияла на выполнение Министерством показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год.
По мнению УФК по Пензенской области, данные выплаты произведены с нарушением статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614, и привели к нецелевому использованию средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 93 148,79 руб., в том числе 71 542,85 руб. – выплата денежного поощрения 7-ми работникам и 21 605,94 руб. – страховые взносы, начисление на указанные поощрения и перечисление в ФСС, ФОМС и ПФ РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы на страницах 13-22 акта камеральной проверки от 25.12.2020.
По результатам проверки 10.02.2021 Министерству выдано представление № 55-21- 42/30ДСП (далее – Представление), в пунктах 1 и 2 описательной части которого отражены указанные выше нарушения.
Согласно пункту 1 резолютивной части Представления на Министерство возложена обязанность по пунктам 1 и 2 Представления в срок до 01.06.2021 по реквизитам, указанным в данном пункте, осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в общей сумме 93 148,79 руб., использованных по нецелевому назначению, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Считая Представление в указанной выше части незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – Правила), которые устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд (пункт 1).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пунктов 4, 7, 8, 9, 10, 13, 19 Правил, указал, что предоставление иных межбюджетных трансфертов в 2019 году осуществляется на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности и за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока в равных пропорциях, а также за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) по указанным блокам в равных пропорциях. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, в том числе, акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд. Установление порядка поощрения управленческих команд отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Пензенской области от 18.12.2019 № 161 (далее – Постановление Губернатора № 161) определены группы должностных лиц, способствовавших достижению Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а порядок выплаты поощрения за достижения Пензенской области в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162 (далее – Порядок).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участниками процесса, что в пределах выделенных Министерству на поощрение управленческих команд средств на основании приказа от 24.12.2020 № 314/к-оп 7-ми работникам, указанным в акте проверки, выплачено поощрение в общей сумме 71 542,85 руб. Кроме этого, на произведенные выплаты Министерством в соответствии с требованиями НК РФ произведены начисления в ФСС, ФФОМС и ПФ РФ в общей сумме 21 605,94 руб. Указанные средства перечислены в соответствующие фонды.
Судом первой инстанции установлено, что все спорные работники входят в группы должностных лиц, способствовавших достижению Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, утвержденные Постановлением Губернатора № 161.
Данные должностные лица приняты на работу в 2019 году и своей работой фактически способствовали достижению Пензенской областью показателей, явившихся основанием предоставления и распределения Пензенской области иного межбюджетного трансферта в 2019 году.
Довод УФК по Пензенской области о том, что право на поощрение имеют только работники, принятые на работу в 2018 году, отклонен судом первой инстанции как не основанный на нормах Правил и Порядка, поскольку, исходя из Правил, достижение установленного значения (уровня) показателя экономического, социального или внутриполитического блока связано с 2018 - 2019 годами.
Доказательств того, что иной межбюджетный трансфер выделен для поощрения работников за достижения Пензенской области показателей эффективности в 2018 году, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что вменяемое Министерству образования Пензенской области бюджетное правонарушение в виде нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов в размере 71 542,85 руб. и 21 605,94 тыс.руб. УФК по Пензенской области в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе УФК по Пензенской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на своих доводах.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А49-1847/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи И.Ш. Закирова
Г.А. Кормаков