ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
01 ноября 2006 года
председательствующего Сагадеева Р.Р.,
судей Хасанова Р.Г., Филимонова С.А.,
при участии:
от заявителя – Семёнова Д.В. (удостоверение №194),
Коваль А.Е. (по доверенности от 25.09.2006 №6208),
от ответчика – не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления цен и тарифов Пензенской области, г.Пенза,
на определение от 09 августа 2006 года (председательствующий Табаченков М.В., судьи Голованова Н.В., Друзь К.А.) Арбитражного суда Пензенской области по делу
№А49-3789/2006-4на/17,
по заявлению Управления цен и тарифов Пензенской области к Администрации г.Пензы о признании её ненормативного акта недействующим,
по докладу судьи Хасанова Р.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Управление цен и тарифов Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Администрации г.Пензы о признании недействующим пункта 1 Приложения к постановлению Главы администрации г.Пензы от 31.01.2006 №55 «Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде г.Пензы».
Определением суда от 09.08.2006 производство по делу со ссылкой на пункт 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность определения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить определение суда о прекращении производства по делу с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для её удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, в целях реализации норм Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации», приказом Федеральной службы по тарифам России от 29.12.2005 №853-э/4 «Об утверждении индексов максимального возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2006 год», установлены предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение для Пензенской области в размере 120,0 %.
Постановлением Главы администрации г.Пензы от 31.01.2006 №55 «Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде» были установлены тарифы на оплату жилья для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде г.Пензы, рост которых составил от 121,0 % до 181,0 % в зависимости от размера жилой площади и количества проживающих.
Между тем, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и на основании постановления Правительства Пензенской области от 15.11.2004 №956-пП «Об утверждении Положения об Управлении цен и тарифов Пензенской области», приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 №19 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пензенской области на 2006 год», установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение по муниципальным образованиям Пензенской области на 2006 год в размере не более 20 %.
В связи с этим заявителем в адрес Администрации г.Пензы выдано предписание от 19.05.2006 №1 «О досрочном пересмотре установленных тарифов на оплату жилья для населения г.Пензы и прекращении нарушений действующего законодательства».
Ввиду неисполнения Администрацией г.Пензы требований предписания, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области.
Коллегия выводы арбитражного суда о прекращении производства по делу находит правильными.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Пунктом 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено право обращения государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов лишь в предусмотренных федеральным законом случаях.
Суд правильно указал, что обращение заявителем в арбитражный суд о признании нормативного акта недействующим со ссылкой в качестве основания на положения подпункта 4 пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», является необоснованным, поскольку в данном законе отсутствует правовая норма, дающая право органу регулирования субъекта Российской Федерации обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего плату за жилищные услуги для населения.
В данном случае оспариваемое постановление Главы администрации регулирует жилищные отношения граждан и никаким образом не затрагивает и не нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что в случае неисполнения предписания орган регулирования тарифов организаций коммунального комплекса субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Между тем, предметом регулирования данного федерального закона является установление основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организации, коммунального комплекса. Исходя из содержания пункта 2 статьи 1 указанного закона, перечень видов товаров и услуг, тарифы на которые регулируются этим законом, состоит из товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подключения и подключения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, федеральный закон регулирует взаимоотношения в сфере регулирования тарифов организации коммунального комплекса.
А постановлением Главы администрации г.Пензы утверждена плата за жилое помещение для граждан, которая в соответствии со статьями 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта «а» пункта 3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №392, относится к сфере предоставления жилищных услуг. Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 №163, услуги по ремонту и эксплуатации лифтов, по сбору бытовых отходов, вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также эксплуатация и ремонт мусоропроводов, относятся к жилищным услугам. Следовательно, постановление регулирует отношения между гражданами и организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом по предоставлению жилищных услуг. Данные взаимоотношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, который не относит государственное регулирование тарифов на жилищные услуги к полномочиям вышеупомянутого органа регулирования субъекта Российской Федерации.
Кроме того, доказательств того, что оспариваемое постановление Главы администрации г.Пензы каким-либо образом препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде города, заявителем не представлено.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются также правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления Пленума от 09.12.2002 №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которой отсутствие в федеральном законе прямого указания на арбитражный суд, как на суд, компетентный рассматривать подобного рода дела, исключает возможность рассмотрения спора по данному делу в арбитражном суде.
Следовательно, доводы заявителя о подведомственности арбитражному суду данного спора со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 статьи 17 вышеупомянутого федерального закона необоснованны.
При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 09 августа 2006 года Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-3789/2006-4на/17 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.Р.Сагадеев
судьи Р.Г.Хасанов
С.А.Филимонов