ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-405/05 от 05.10.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ПОВОЛЖСКОГО  ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2

                                    Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        арбитражного суда кассационной инстанции

г.Казань                                                                    Дело №А49-405/05-86/18

«5» октября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего: Меленьтевой Р.Р.,

судей: Цаплевой З.А., Петрушкина В.А.,

от истца: ФИО1 по доверенности №12/021 от 10.01.2006,

от ответчиков: не явились, извещены,

рассмотрев кассационную жалобу социального управления г. Пензы,

на решение от 14.03.2006 (судья Карпов В.В.)и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2006 (председательствующий Захарова Н.М., судьи Лапшина Т.А., Енгалычева О.А.) арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-405/05-86/18,

поиску общества с ограниченной ответственностью «Пензарегионгаз», г. Пенза, к управлению финансов Пензенской области, г. Пенза, управлению социальной защиты населения г. Пензы, финансовому управлению г. Пензы о взыскании 855.892 руб. 35 коп.,

                                                            УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Пензарегионгаз», г.Пенза (далее-истец) обратилось с иском о взыскании с Управления финансов Пензенской области убытков в сумме 855892 руб. 35 коп., образовавшихся в результате того, что расходы по предоставлению в течение периода с 01.04.2004 по 01.07.2004 льгот по оплате газа, установленных ФЗ «О ветеранах», не были компенсированы в полном объеме.

Истец уточнил исковые требования и просил взыскать с финансового управления города Пензы и в порядке субсидиарной ответственности с Управления финансов Пензенской области 855892 руб. 35 коп., в том числе: в счет компенсации затрат по доначисленным в соответствии с представлением прокурора суммам льгот по оплате газа: за апрель 2004-571222 руб. 25 коп., за май 2004 года - 145472 руб. 59 коп., за июнь 2004 года –73011 руб. 21 коп., а также 65363 руб. 08 коп. в счет компенсации затрат по предоставлению льгот по оплате газа за август, 823 руб. 22 коп. в счет компенсации затрат по доначисленным суммам льгот за август 2004 года, в связи с установкой приборов учета.

Решением суда от 17.06.2005 требования истца удовлетворены за счет казны Пензенской области в лице Управления финансов Пензенской области. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции решение суда первой инстанции от 17.06.2005 и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.08.2005 отменены, дело направлено для рассмотрения в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела истец, руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации заявил, что просит взыскать с ненадлежащего ответчика доначисленные суммы льгот по оплате газа: за апрель 2004-571222 руб. 25 коп., за май 2004 года –145472 руб. 59 коп., за июнь 2004 года –73011 руб. 21 коп., а также 65363 руб. 08 коп. - сумма льгот по оплате газа, начисленная за август, 823 руб. 22 коп. - доначисленная сумма льгот за август 2004 года, в связи с установкой приборов учета.

Решением от 14.03.2006 арбитражный суд исковые требования удовлетворил частично за счет казны муниципального образования «Город Пенза» в лице второго ответчика;

в иске к Управлению финансов Пензенской области и Финансовому управлению города Пензы отказал;

взыскал с казны муниципального образования «Город Пенза» в лице главного распорядителя средств бюджета Социального управления города Пензы в пользу ООО «Пензарегионгаз» г.Пенза 725356 руб. 20 коп. в счет возмещения убытков в виде доходов, неполученных в связи с предоставлением льгот по оплате природного газа в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в течение периода с апреля 2004 года по август 2004 года;

в остальной части исковые требования оставил без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006 решение суда от 14.03.2006 оставлено без изменения.

Социальное управление г.Пензы, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить (изменить), как не соответствующие нормам материального права и обстоятельствам дела.

Представитель ООО «Пензарегионгаз» в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.

Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков понесенных им убытков, вызванных предоставлением льгот гражданам в период апрель-июнь, август 2004 года по ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьями 14-23 Федерального закона «О ветеранах» ветераны имеют право на оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия).

Согласно статье 10 вышеназванного Федерального закона расходы на оплату коммунальных услуг возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законом Пензенской области от 25.12.2003 №570-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2004 год» органы местного самоуправления городов областного значения и районов Пензенской области были наделены с 01.01.2004 по 31.12.2004 полномочиями Пензенской области по возмещению расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах».

Постановлением Главы администрации города Пензы от 19.01.2004 №116 «О возмещении в 2004г. Управлением социальной защиты населения города Пензы предприятиям, учреждениям, организациям расходов, связанных с предоставлением услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» Управлению социальной защиты населения города Пензы, преобразованному в последующем в Социальное управление города Пензы, поручено производить с 01.01.2004 расходование денежных средств на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в пределах выделяемых субвенций бюджету города Пензы из бюджета Пензенской области, заключить договоры с предприятиями, учреждениями, организациями о возмещении затрат, понесенных ими в 2004г., в связи с предоставлением гражданам льгот.

Во исполнение этого постановления Управлением социальной защиты города Пензы 21.01.2004 заключен с ООО «Пензарегионгаз» договор №07.49-017 на оказание жилищно-коммунальных услуг (природный газ), предметом которого являлось возмещение в 2004 году расходов, связанных с реализацией гражданами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 2.2 договора Управление социальной защиты населения города Пензы обязалось на основании выверенных отделами социальной защиты населения администраций районов города с ООО «Пензарегионгаз» сведений о гражданах, получающих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (природный газ), предоставленных отделами социальной защиты населения администраций районов города отчетов о фактически произведенных расходах на предоставление льготы, перечислять на расчетный счет ООО «Пензарегионгаз» средства в пределах выделенных на эти цели субвенций и по мере их поступления из бюджета Пензенской области, для возмещения расходов, понесенных ООО «Пензарегионгаз» в 2004 году в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг (природный газ) гражданам, имеющим право на получение льгот в  соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Истцом в соответствии с условиями договора от 21.01.2004г., первоначально  произведен за период с 01.04.2004г. по 31.07.2004г. расчет суммы подлежащей компенсации с учетом нормативов потребления газа, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2004г. №82-пП «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Пензенской области на 2004 год для расчета жилищных субсидий и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с отдельными Федеральными законами». По данному расчету возражений ответчиков не имеется.

Данное постановление по представлению прокурора отменено. Истцом произведено доначисление подлежащих компенсации сумм, в связи с применением для расчетов тарифов, утвержденных постановлением главы администрации города Пензы от 30.10.2002 года №2040. Согласно примечанию 1 к приложению 4 «Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и стандарты социальной нормы площади для населения города Пензы» к указанному постановлению нормативы потребления природного газа утверждены постановлением Главы администрации города Пензы от 05.07.2002 года №1163. Согласно содержанию постановлений №1163 и №2040 ими не установлены нормативы потребления коммунальных услуг. Отсутствует в названных постановлениях и указание на предоставление льгот в пределах социальной нормы площади жилья.

Как видно из материалов дела, субвенции на реализацию Федерального закона «О ветеранах» выделены из бюджета Пензенской области бюджету города Пензы и их достаточность для возмещения всех понесенных расходов на предоставление льгот в 2004 году никто не оспаривает.

Факт предоставления льгот, льготной категории населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» не оспаривается.

Согласно статье 15 Федерального закона «О ветеранах» льгота по оплате коммунальных услуг предоставляется в пределах нормативов потребления услуг, установленных органами местного самоуправления. На период с 01.04.2004г. по 31.07.2004г. не были утверждены органами местного самоуправления (г.Пензы) нормативы потребления коммунальных услуг.

На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости компенсации истцу предоставленных льгот исходя из фактически потребленных услуг и удовлетворении исковых требований в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судебных инстанций. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены судебных актов не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

В силу вышеизложенного кассационная жалоба Социального управления г.Пензы подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2006 арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-405/05-86/18 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                  Р.Р. Меленьтева

            Судьи                                                                                     З.А. Цаплева

                                                                                                            В.А. Петрушкин