АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15296/2022
г. Казань Дело № А49-5653/2021
15 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Закировой И.Ш.,
рассмотрел в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021
по делу № А49-5653/2021
по заявлению общества с дополнительной ответственностью «Каменские водопроводные сети» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления, третье лицо ? ФИО1.
УСТАНОВИЛ:
общество с дополнительной ответственностью «Каменские водопроводные сети» (далее – общество, ОДО «Каменские водопроводные сети») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – управление, антимонопольный орган, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 058/04/9.21-307/2021, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ? КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен ФИО1 (далее – ФИО1)
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021, заявление удовлетворено.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе принятые по делу судебные акты просит отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Общество в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отзыве на кассационную жалобу просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из обжалуемых судебных актов, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) основным видом деятельности общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1).
Общество наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения на территории города Каменки Каменского района Пензенской области с 09.12.2014 в соответствии с постановлением Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 02.12.2014 № 511.
В административный орган 05.02.2021 поступило заявление гражданина ФИО1 от 01.02.2021, в котором он просит провести проверку правомерности действий общества в процессе рассмотрения его заявления о подключении принадлежащего ему на праве собственности магазина «WEST WOOD» по адресу: Пензенская область, г. Каменка, Кооперативная площадь, к централизованной сети холодного водоснабжения.
Аналогичное заявление поступило в административный орган из Каменской межрайонной прокуратуры для рассмотрения по принадлежности.
Административный орган на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запросил в Обществе соответствующие документы и информацию, по результатам рассмотрения которых установил нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства гражданина ФИО1 к централизованным системам холодного водоснабжения, предусмотренного Правилами № 644 и Правилами № 83, которое заключается в требовании от гражданина ФИО1 документов, не предусмотренных указанными правилами.
По данному факту административным органом на основании определения от 08.04.2021 проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении № 058/04/9.21-306/2021 от 29.04.2021 по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела постановлением административного органа от 28.05.2021 № 058/04/9.21-306/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Данное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021 по делу № А49-5604/2021 оспариваемое постановление административного органа признано законным, в удовлетворении требований заявителю отказано.
Также в ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства гражданина ФИО1 к централизованным системам холодного водоснабжения, предусмотренного Правилами № 644, которое заключается во включении в Приложение № 1 к проекту Договора о подключении (технологическом присоединении) от 28.01.2021№ 17, направленному для заключения гражданину ФИО1, двух точек подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, одна из которых находится за пределами границ земельного участка абонента (гражданина ФИО1), а также в возложении на него обязанностей по эксплуатации и содержанию в исправном состоянии построенного водопровода и колодца о точки подключения, которая согласно схеме располагается за пределами границ земельного участка абонента, а также обязанность абонента по оплате стоимости потерь на указанном участке сети водоснабжения.
Данное нарушение явилось основанием для вынесения административным органом определения от 08.04.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования, уполномоченным должностным лицом управления 29.04.2021 составлен протокол № 05/04/9.21-307/2021 об административном правонарушении, в котором действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии законного представителя общества директора ФИО2 и представителя ФИО3 по доверенности от 15.03.2021 № 3. Права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, присутствующим при составлении протокола лицам разъяснены, копия протокола вручена под роспись.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено административным органом 28.05.2021 в присутствии законного представителя общества директора ФИО2 и представителя ФИО3 по доверенности от 15.03.2021 № 3.
Порезультатамрассмотрениявынесенопостановлениеоназначении административного наказания по делу № 058/04/9.21-307/2021 об административном правонарушении от 28.05.2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 50 000 руб. с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Разрешая спор, суды исходили из произведенной в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценки представленных в материалы дела доказательств и руководствовались подлежащими применению нормами материального права.
Частью 1 статьи 9.21. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения.
Субъектом правонарушения является субъект естественной монополии, осуществляющий свою деятельность в сфере холодного водоснабжения города каменки Пензенской области.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 18 Закона № 416-ФЗ установлено, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 4 статьи 18 Закона № 416-ФЗ при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее ? Правила № 644).
В соответствии с пунктом 86 Правил № 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 90 Правил № 644 установлено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке с приложением предусмотренных в указанном пункте документов.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторноепредоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Согласно пункту 91 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 Правил № 644, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение (пункт 94 Правил № 644). Типовая форма договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645.
Пунктом 1 Типовой формы предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения.
Типовой формой определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет мероприятия до точки подключения (технологического присоединения) (пункт 2 Типовой формы).
Подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка заявителя (пункт 3 Типовой формы).
Судами установлено, что указание обществом в направленном в адрес гражданина ФИО1 проекте Договора о подключении (технологическом присоединении) от 28.0.2021 № 17 в Приложении № 1 одновременно двух точек подключения, одна из которых находится за пределами границ земельного участка гражданина ФИО1, а также возложение на него обязанностей по эксплуатации и содержанию в исправном состоянии построенного водопровода и колодца о точки подключения, которая согласно схеме располагается за пределами границ земельного участка абонента, а также обязанность абонента по оплате стоимости потерь на указанном участке сети водоснабжения, является нарушением порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21. КоАП РФ.Факт правонарушения подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Основываясь на установленном,суды пришли к выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21. КоАП РФ.
Между тем, как установлено судами из материалов дела, постановлением административного органа от 28.05.2021 № 058/04/9.21-306/202, вынесенным по результатам рассмотрения заявление гражданина ФИО1 от 01.02.2021, в котором он просит провести проверку правомерности действий общества в процессе рассмотрения его заявления о подключении принадлежащего ему на праве собственности магазина «WEST WOOD» по адресу: Пензенская область, г. Каменка, Кооперативная площадь, к централизованной сети холодного водоснабжения, Общество уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Данное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021 по делу № А49-5604/2021 оспариваемое постановление административного органа признано законным, в удовлетворении требований заявителю отказано.
В рамках рассматриваемого дела суды установили, что данное нарушение и нарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности постановлением от 28.05.2021 № 058/04/9.21-306/2021 выявлено административным органом по результатам проверки одного заявления гражданина ФИО1 от 01.02.2021 о нарушениях, допущенных обществом, при осуществлении процедуры подключения объекта гражданина ФИО1 к централизованной системе холодного водоснабжения.
При этом суды указали, что подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс. То есть это единый процесс, состоящий из последовательности отдельных организационных и технических действий, приводящих к единому результату. Нарушения, допущенные Обществом в рамках этого единого процесса, являются отдельными эпизодами одного события правонарушения – нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения.
Как установлено судами и не оспорено управлением, данные нарушения выявлены административным органом одновременно при проверке одного заявления гражданина ФИО1, при этом административный орган необоснованно искусственно разделил данное единое правонарушение по отдельным эпизодам, дважды (в один день) возбудил дела об административных правонарушениях, дважды (в один день) составил протоколы об административных правонарушениях и дважды (в один день) привлек общество к административной ответственности за два эпизода одного и того же правонарушения.
Довод управления о том, что подачей заявления о подключении от 28.12.2020 ФИО1 начал новую процедуру технологического присоединения, рассмотрен судами и отклонен исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.В решении Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021 по делу № А49-5653/2021 указано, что подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий дающих возможность потреблять соответствующий ресурс. То есть это единый процесс, состоящий из последовательности отдельных организационных и технических действий, приводящих к единому результату.
В рассматриваемой ситуации нарушения выявлены при осуществлении процедуры подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства - магазина WESTWOOD, расположенного по адресу: <...>.
Однако, вопреки нормам действующего законодательства антимонопольный орган по результатам одной проверки по одному заявлению ФИО1 от 01.02.2020 дважды привлекло общество к административной ответственности за нарушение процедуры технологического подключения (присоединения) одного и того же объекта капитального строительства - магазина WESTWOOD, расположенного по адресу: <...>.
Таким образом, суды не согласились с искусственным разделением антимонопольным органом эпизодов выявленного нарушения ОДО «Каменские водопроводные сети» в два административных производства, т.к. вменяемые обществу нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) в рамках названных постановлений выявлены в ходе рассмотрения одного дела о нарушении процедуры подключения к централизованным сетям холодного водоснабжения, следовательно, являются эпизодами одного события административного правонарушения, подлежащего квалификации по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 4.1. КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Поскольку постановлением административного органа от 28.05.2021 № 058/04/9.21-306/2021 общество уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. КоАП РФ за то же самое правонарушение, суды указали, что повторное привлечение его к административной ответственности оспариваемым постановлением противоречит части 3 статьи 4.1. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление является незаконным.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Возражения управления о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами, по существу они сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А49-5653/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья И.Ш. Закирова