ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-7108/18 от 27.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-4483/2021

г. Казань Дело № А49-7108/2018

28 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 27.12.2021.

Полный текст постановления изготовлен – 28.12.2021.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В.. Карповой В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021

по делу №А49-7108/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Хинчагова Артема Юрьевича, г. Пенза, к администрации города Пензы, г. Пенза, о признании незаконным отказа в проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, при участии Министерства сельского хозяйства Пензенской области, г. Пенза, Управления Федеральной антимонопольной службы по пензенской области, г. Пенза,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Хинчагов Артём Юрьевич (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации города Пензы (далее – администрация) о признании незаконным отказа в проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (НТО), выраженного в письме от 09.04.2018 № 4-Х-2261, возложении обязанности организовать проведение аукциона на право заключения договора на размещение НТО согласно заявке от 03.04.2018.

Определениями Арбитражного суда Пензенской области от 08.11.2018, от 04.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Пензенской области (далее – министерство), Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2019 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021, удовлетворено заявление о пересмотре решения Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2019 (с учетом уточнения) по новым обстоятельствам, решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2019 отменено.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2021 решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.01.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021, оставлены без изменения.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021, требования предпринимателя удовлетворены полностью. Признан незаконным, как не соответствующий Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», отказ администрации в проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, изложенный в письме администрации от 09.04.2018 № 4-Х-2261. Суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путём принятия решения о проведении аукциона на право заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, д. 139 (р-н магазина «Пенза») в месте, предусмотренном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утверждённой постановлением администрации от 18.01.2018 № 74.

Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 03.04.2018 о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, д. 139 (р-н магазина «Пенза») на месте, предусмотренном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, утверждённой постановлением администрации от 18.01.2018 № 74.

Письмом администрации от 09.04.2018 № 4-Х-2261 предпринимателю отказано в проведении аукциона, поскольку размещение НТО в месте, указанном в заявке, не соответствует Схеме размещения НТО, утвержденной постановлением администрации от 15.05.2018 № 835 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы» ввиду того, что срок нахождения вышеуказанного места в Схеме размещения истёк 09.04.2018.

Предприниматель, полагая решение администрации не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя требования предпринимателя, исходили из доказанности нарушения прав последнего.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: 1. несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, 2. нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), согласно части 1 статьи 10 которого размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 Закон № 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок разработки Схемы размещения НТО на территории Пензенской области утвержден приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 № 1174 (далее – Порядок № 1174), пунктом 6 которого предусмотрено, что Схема должна содержать информацию об адресе или адресном обозначении нестационарного торгового объекта, типе НТО в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», группе товаров, размере площади места размещения нестационарного торгового объекта, периоде размещения и предельной высоте нестационарного торгового объекта.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 1174 включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, в том числе при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника имущества, а также от заинтересованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Исключение нестационарных торговых объектов из схемы, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе, при истечении установленного в схеме периода размещения нестационарного торгового объекта.

НТО заявителя, используемый им для осуществления предпринимательской деятельности, первоначально был включен в Схему размещения НТО на территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации от 09.04.2015 № 470, на основании договора аренды земельного участка заключенного с УМИ города Пензы

Постановлением администрации от 18.01.2018 № 74, которым признана утратившей силу вышеуказанная Схема от 09.04.2015 № 470 и утверждена новая Схема размещения НТО на территории города Пензы, НТО заявителя также был включен в Схему в разделе I «размещенных в соответствии с правовыми основаниями, действующими до 01.03.2015».

Согласно вновь утвержденной Схеме в отношении рассматриваемых НТО введен срок размещения с 09.04.2015 по 09.04.2018.

Постановлением администрации от 15.05.2018 № 835 признана утратившей силу прежняя Схема от 18.01.2018 № 74. утверждена новая Схема размещения НТО на территории г. Пензы, в которой адрес спорного места размещения НТО отсутствует.

При принятии Схемы размещения НТО от 15.05.2018 № 835 и невключении в нее адреса спорного НТО, администрация руководствовалась приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 № 1174 в редакции приказа от 21.06.2016 № 242, в частности подпунктом 2 пункта 2, позволяющим исключать НТО из схемы по основанию истечения периода их размещения.

Однако формальное истечение срока размещения НТО не является основанием для невключения их в Схему, утвержденную постановлением администрации от 15.05.2018 № 835.

Решением Пензенского областного суда от 14.10.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.01.2020, кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2020, принятым по административному иску заявителей по настоящему делу, признан не действующим со дня принятия подпункт 2 пункта 2 Порядка разработки схемы размещения НТО на территории Пензенской области, утвержденного приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 № 1174 (в редакции приказа Минсельхоза Пензенской области от 21.06.2016 № 242), позволяющий исключать НТО из схемы ввиду формального истечения срока размещения.

Апелляционным определением Пензенского областного суда от 10.09.2020 по делу № 33а-2375/2020 отменено решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18.06.2020 в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Хинчагова А.Ю., Абдуллаева Я.С., Апкаевой Р.Я., Авакяна В.М., Бергольц И.Е., Рузавиной С.Ю., Селиверстовой Г.А., Усмановой С.В. о признании недействующим пункта 1 постановления администрации от 15.05.2018 № 835 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы» (далее – постановление № 835) в части невключения в Схему нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы следующих нестационарных торговых объектов: торгово-остановочные павильоны, расположенные по адресу: торговоостановочные павильоны, расположенные по адресам: г. Пенза, Привокзальная площадь станции Пенза I с площадью земельных участков 246 кв. м и 81 кв. м, г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 31а, г. Пенза, ул. Леонова, д. 1а, г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 4, г. Пенза, ул. Суворова, д. 139, г. Пенза, ул. Минская, д. 18, торговый павильон, расположенный по адресу: г. Пенза, Привокзальная площадь станции Пенза I с площадью земельного участка 15 кв. м.

В данной части принято новое решение, которым признан не действующим со дня принятия пункт 1 постановления № 835 в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы вышеуказанных нестационарных торговых объектов.

Апелляционное определение Пензенского областного суда от 10.09.2020 по делу № 33а-2375/2020 вступило в законную силу, однако ответчиком в материалы дела не представлено доказательств приведения действующей Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы в соответствие с законодательством во исполнение указанного судебного акта.

Следовательно, до приведения действующей Схемы размещения НТО на территории г. Пензы в соответствие с законодательством, пункт 1 постановления администрации от 15.05.2018 № 835 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы» является недействующим с момента принятия в части невключения в Схему размещения НТО на территории г. Пензы, в частности, НТО по адресу: г. Пенза. Ул. Суворова, д. 139.

Таким образом, в этой части продолжает действовать Схема размещения НТО на территории г. Пензы, утверждённая постановлением администрации от 18.01.2018 № 74, в которой спорный НТО присутствует.

Право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Порядком размещения НТО на территории Пензенской области, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 (далее – Порядок № 32), согласно пункту 3 которого предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона, либо без проведения аукциона - в случаях, установленных данным Порядком.

При проведении аукциона договор заключается на срок, установленный по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, но не может быть более пяти лет.

Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о проведении аукциона или по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления.

Решение об отказе в проведении аукциона по заявкам хозяйствующих субъектов о проведении аукциона принимается при наличии бы одного из оснований: 1. размещение НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта, не соответствует положениям пункта 1 Порядка № 32, 2. наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке хозяйствующего субъекта месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки.

Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования нестационарного торгового объекта и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа заявителю в проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, д. 139 (в р-не магазина «Пенза»), в месте, содержащемся в Схеме размещения НТО на территории г. Пензы, утверждённой постановлением администрации от 18.01.2018 № 74.

Доводы администрации о нахождении НТО заявителя в границах красных линий не имеют для настоящего дела правового значения, поскольку в данном случае не рассматривает вопрос о включении адреса НТО заявителя в Схему.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Результатом исполнения судебного акта является восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителей, нарушение которых явилось основанием для принятия судебного акта. При этом необходимость восстановления прав и законных интересов заявителей, независимо от отдельного указания на это в судебном акте, вытекает из общих конституционных и законодательных положений о гарантиях судебной защиты нарушенных прав граждан и обязательности судебных актов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан.

В данном случае, суды пришли к правильному выводу, что на администрацию должна быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путём принятия решения о проведении аукциона на право заключении договора на размещение НТО по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, д. 139 (р-н магазина «Пенза») в месте, предусмотренном Схемой размещения НТО на территории г. Пензы, утверждённой постановлением администрации от 18.01.2018 № 74.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности, учитывая выводы судов общей юрисдикции по вышеназванному делу, а также по арбитражному делу № А49-1222/2021, суды признали бездействие администрации не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме, возложив на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оснований не согласиться с выводами судов суд кассационной инстанции не находит.

Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2021 по делу № А49-1222/2021 с участием тех же сторон.

В кассационной жалобе администрация указывает доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А49-7108/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Карпова