ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-7646/16 от 19.10.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-25597/2017

г. Казань                                                 Дело № А49-7646/2016

26 октября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Смоленского И.Н.,

судей Королевой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,

с участием представителя:

ответчика (заявителя) – АО «БенеКар», Погодина В.А., по доверенности от 31.07.2017,

в отсутствие:

истца – извещен надлежащим образом,

третьих лиц - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  акционерного общества «БенеКар»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.03.2017 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017

по делу №А49-7646/2016

по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» (ОГРН 1065835029094, ИНН 5836013450) к акционерному обществу «БенеКар» (ОГРН 1097746384955, ИНН 7719726764) о понуждении исполнить обязательства по государственному контракту

и по встречному иску акционерного общества «БенеКар» к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» о признании недействительной спецификации к государственному контракту, третьи лица: государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» (ОГРН 1075837001877, ИНН 5837032092), общество с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии», общество с ограниченной ответственностью «Авто Сити» (ОГРН 1095024006417, ИНН 5024107584), Министерство здравоохранения Пензенской области,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» обратилось в Арбитражный  суд Пензенской области с иском к акционерному обществу «БенеКар» (далее – АО «БенеКар», общество) об обязании установить кондиционеры медицинского салона на 47 транспортных средств соответствующего класса со следующими характеристиками: автокондиционер- моноблок, крышный, 10 кВт, боковое распределение воздуха, модель: Элинж М10, применяемость: кондиционер для микроавтобусов, предназначен для поддержания комфортного климата в салоне автомобиля в летний период времени при окружающей температуре воздуха +30°С, конструкция: моноблок, конденсатор и испаритель расположены в одном блоке, привод компрессора автокондиционера: от двигателя автомобиля, компрессор: Sanden 7Н15. выход воздуха: 2 боковых выхода, вольтаж: 12/24V, хладопроизводительность: 10 кВт., воздушный  поток: 1500 мЗ/ч., габаритные размеры: 1400x225x1160 мм., вес конденсорного блока:  41 кг., комплектация: моноблок, компрессор, комплект кронштейна компрессора, ремень привода компрессора, шланги-фреонопроводы MANULI (Италия) с фитингами под обжим быстромонтируемыми клипсами, трубка слива конденсата, элементы крепления, паспорт на кондиционер, а также предоставить паспорт, сертификат соответствия и регистрационное удостоверение на медицинское оборудование согласно актам приема-передачи транспортных средств, во исполнение своих обязательств по государственному контракту №01552000002214002399-0231396-03 от 07.02.2015, согласно поименованным в иске таблицам (с учетом уточнения иска).

Судом, в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена истца - Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» на его правопреемника - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» (далее - Учреждение), в связи с подписанием дополнительного соглашения от 13.09.2016 к государственному контракту №0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015.

Определением от 19.12.2016 Арбитражным судом Пензенской области принято к производству встречное исковое заявление АО «БенеКар» о признании недействительными Спецификации к государственному контракту от 07.02.2015 №0155200002214002399-0231396-03.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, первоначальные исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика доукомплектовать кондиционерами медицинского салона 47 транспортных средств, переданных в  аренду по государственному контракту №0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 соответствующими требованиям государственного контракта. Также суд обязал ответчика передать истцу паспорта, сертификаты соответствия и регистрационные удостоверения на медицинское оборудование, установленное в автомобилях. Встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об признании недействительными Спецификации к государственному контракту от 07.02.2015 №0155200002214002399-0231396-03 и об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований в части обязании установки кондиционеров.

Кассационная жалоба мотивирована нарушением судебными инстанциями норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, АО «БенеКар» по договорам от 01.08.2014 приобрело у ООО «Авто Сити» новые транспортные средства марки Citroen Jumper.

Между АО «БенеКар» (арендодатель) и ГБУ Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» (арендатор) заключен государственный контракт №0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 на аренду 49 автомобилей скорой медицинской помощи без экипажа с последующим выкупом, по условиям которого арендодатель обязан предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование 49 автомобилей скорой медицинской помощи без экипажа (далее - транспортные средства) с последующим выкупом.

Государственный контракт заключен сторонами в соответствии с протоколом итогов электронного аукциона №0155200002214002399-1 от 16.01.2015.

В соответствии с п.1.2. контракта требования, предъявляемые к транспортным средствам, указаны в Техническом задании (Приложение №1). Арендодатель гарантирует соответствие арендуемых транспортных средств требованиям Технического задания на протяжении всего срока аренды.

Приложениями № 1 и № 2 к государственному контракту согласован перечень арендуемых автомобилей скорой медицинской помощи, в соответствии с которыми, в зависимости от класса СМП ("А", "В", "С"), транспортные средства должны быть оснащены специальным оборудованием с учетом подписанной сторонами спецификацией.

В отношении каждого класса СМП сторонами подписаны к контракту спецификации № 1 для класса "А", № 2 - класс "В", класс "С" - № 3.

Каждая из спецификаций предусматривает перечень оборудования, входящего в комплектацию оборудования: 42 позиции для класса "А", 49 - для класса "В", 40 - для класса "С".

Каждой спецификацией в составе комплектации медицинского салона класса "В" и "С" в разделе "Система отопления и вентиляция" предусмотрено наличие в комплекте автомобиля автономного воздушного отопителя медицинского салона и кондиционера медицинского салона.

Пунктом 2.1.1 контракта предусмотрена обязанность арендодателя в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта по акту приема-передачи передать транспортные средства полностью укомплектованными (оборудование, запасные части), в состоянии, пригодном для использования их по назначению, со всей относящейся к ним документацией.

По актам приема-передачи 10.02.2015 АО «БенеКар» передало, а ГБУ Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» приняло транспортные средства – автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper класса А в количестве 2 единиц, класса В в количестве 42 единиц и класса С в количестве 5 единиц.

Вместе с тем, при приеме-передаче транспортных средств было установлено, что на транспортных средствах класса В и С отсутствует кондиционер медицинского салона, а также отсутствуют документы на медицинское оборудование, установленное на автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper, предоставленные по контракту от 07.01.2015 №0155200002214002399-0231396-03. При этом в пятнадцати актах приема-передачи сделана отметка о наличии кондиционеров медицинского салона, а в 32 актах - об их отсутствии.

Письмами №09/02-29 и №09/02/27 от 09.02.2015 АО «БенеКар» сообщило ГБУ Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» о том, что автономные отопители и кондиционеры на автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper, предоставленные по контракту от 07.01.2015 №0155200002214002399-0231396-03, будут установлены в срок до 01.12.2015, а недостающие документы будут предоставлены производителями медицинского оборудования в срок до 25.04.2015.

Однако в указанные сроки АО «БенеКар» не произвело установку кондиционеров медицинского салона и не предоставило всю недостающую документацию на медицинское оборудование, в связи с чем в его адрес была направлена претензия №318 от 16.05.2016 с требованием об исполнении указанных обязательств в срок до 16.06.2016.

Оставление претензии без удовлетворения послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Признавая первоначальные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 309, 310, 456, 611, 665 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пришли к выводу о несоответствии предмету госконтракта переданных в аренду транспортных средств, то есть ненадлежащем исполнении АО «БенеКар» условий государственного контракта в части укомплектования автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» и «С» кондиционерами медицинского салона.

Судебная коллегия находит указанные выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.

Суды верно исходили из того, что необходимость установки кондиционеров медицинского салона на автомобили «Скорой медицинской помощи» предусмотрена спецификациями №2 и №3 к заключенному государственному контракту.

Кроме того, Техническим заданием (Приложение №1 к государственному контракту) установлены требования к комплектации арендуемых транспортных средств, в том числе на соответствие их  отраслевому стандарту «Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования» (ОСТ 91500.07.0001-2002), утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2002 № 313 «Об утверждении отраслевого стандарта «Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования» и устанавливающему требования к системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в салоне.

Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что обязательства по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» и «С» укомплектованными кондиционерами медицинского салона предусмотрены условиями государственного контракта №0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015.

При этом суды отметили, что при заключении государственного контракта условие о соответствии предоставляемых в аренду транспортных средств техническому заданию и спецификациям были определены сторонами по своему свободному усмотрению, а при подписании контракта и принятии на себя взаимных обязательств у сторон не возникало споров относительно установки кондиционеров медицинского салона.

Предмет госконтракта был формализован в спецификациях, являющихся его неотъемлемой частью, контракт и спорные спецификации подписаны без возражений и разногласий.

Кроме того, в письме № 09/02-29 от 09.02.2015 АО «Бенекар», в ответ на претензию истца, гарантировало установку кондиционеров в срок до 01.12.2015.

В этой связи у судебных инстанций, в силу статей 166, 167, 178 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в  пункте 70  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», не имелось правовых оснований для признания государственного контракта в части подписания Спецификаций к нему недействительным.

При таких обстоятельствах в удовлетворении встреченного иска правомерно отказано.

Довод заявителя кассационной жалобы относительно нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выраженное в неправомерном включении в государственный контракт спецификаций, которые не были указаны в документации о закупке, является несостоятельным.

Как верно указали суды, изменений условий госконтракта не произошло, поскольку спорные спецификации лишь раскрыли положения вышеуказанного отраслевого стандарта «Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования» (ОСТ  91500.07.0001-2002); ГОСТа Р 50574-2002  -  Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые  сигналы; приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 №752 «Об оснащении санитарного автотранспорта» и приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.03.2017 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу №А49-7646/2016 оставить без изменений, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                     И. Н. Смоленский

Судьи                                                                          Н.Н. Королева

                                                                                      Э.Р. Галиуллин