ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-7858/2022 от 12.12.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11700/2023

г. Казань Дело № А49-7858/2022

19 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,

судей Нагимуллина И.Р., Петрушкина В.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023

по делу № А49-7858/2022

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» к обществу с ограниченной ответственностью «Пенза-Авто» к муниципальному образованию «город Пенза» в лице администрации города Пензы, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления муниципального имущества города Пензы, об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью «Пенза-Авто» (далее – ООО «Пенза-Авто»), муниципальному образованию «город Пенза» в лице администрации города Пензы (далее – администрация, заявитель) о понуждении запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288, по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, характерные точки координат охранной зоны тепловой сети: X - 388621.57 Y - 2231192.70, путем установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) и нанесением горизонтальной дорожной разметки 1.10 (стоянка запрещена) в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023, исковые требования к муниципальному образованию город Пенза удовлетворены.В удовлетворении иска к ООО «Пенза-Авто» отказано.

Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, администрация просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.

Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Приказом Минэнерго России от 30.08.2016 № 866 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Пензы до 2031 года, и в ЕГРН внесены сведения об охранных зонах тепловых сетей.

По ул. Аустрина, 3 Б в г. Пензе расположена тепломагистраль №17, участок от ТК 1727 до ТК 1728, принадлежащие на праве собственности истцу, являющемуся единой теплоснабжающей организацией на территории г. Пензы.

По данному участку теплосети в установленном законом порядке зарегистрирована охранная зона тепловых сетей, что подтверждается ответом Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области исх. №16/02-157 от 24.01.2017.

В материалы дела представлена Карта (план) зоны с особыми условиями использования территорий – границ охранной зоны производственно-технологического комплекса – тепловые сети первого эксплуатационного района от 09.08.2016 (т. 1 л.д. 88- 89).

Теплосеть от ТК 1727 до ТК 1728 проходит через земельные участки по ул. Аустрина 3Б, кадастровые номера земельных участков: 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288.

Данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории муниципального образования «город Пенза», находятся в ведении муниципального образования «город Пенза».

Земельные участки переданы в аренду ООО «Пенза-Авто» в соответствии с условиями договоров аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством от 15.05.2014 №142/14, от 19.03.2014 №79/14. Договоры аренды заключены между ООО «Пенза-Авто» (арендатор) и Управлением муниципального имущества г. Пензы (арендодатель).

В ходе проведенного ПАО «Т Плюс» обследования состояния тепловых сетей установлено, что в границах указанных земельных участков расположена стоянка транспортных средств в границах охранной зоны тепловых сетей. Данное обстоятельство отражено в акте осмотра тепловой сети от 03.12.2021 с фотофиксацией.

Полагая, что действия ответчиков являются нарушением норм законодательства, создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу причинения ущерба имуществу истца, ПАО «Т Плюс» обратился с иском в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в нарушение Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» в охранной зоне тепломагистрали № 17, принадлежащей на праве собственности истцу, организована автомобильная парковка, а именно: в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288, по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, в пределах следующих точек координат охранной зоны тепловой сети: X - 388621.57 Y - 2231192.70, что создает препятствия в проведении организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранения и предотвращения от несчастных случаев, руководствуясь статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 45, 46 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обязалиадминистрацию города Пензы запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288 по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, в пределах следующих точек координат: X - 388621.57, Y - 2231192.70, путем установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) и нанесением горизонтальной дорожной разметки 1.10 (стоянка запрещена) в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу.

Доводы кассационной жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В пункте 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 46 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона тепловых сетей (пункт 28).

В силу пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

На данный момент Правительство Российской Федерации такое положение в отношении тепловых сетей не утвердило, в связи с чем действуют Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 (далее - Типовые правила), которыми установлены ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей.

Согласно пункту 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (или от наружной поверхности изолированного теплопровода при бесканальной прокладке).

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п. (пункт 5 Типовых правил).

Пунктом 6 Типовых правил предусмотрено, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Факт размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей в обозначенных координатами границах подтвержден материалами дела.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Нормой подпункта 20 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

Таким образом, администрация является лицом, в чьи полномочия входит установление охранной зоны тепловых сетей как лица, осуществляющего решение вопросов местного значения, так и лица, уполномоченного на принятие решений об ограничении прав на землю.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением администрации города Пензы от 16.10.2013 № 1204 «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Пензы» и на основании статьи 33 Устава города Пензы администрация города Пензы является лицом, в чьи полномочия входит установление создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Пензы.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьями 31, 33 Устава города Пензы администрацией города Пензы утвержден «Проект организации дорожного движения в городе Пенза» вместе с «Реестром разработанных локальных схем организации дорожного движения».

Учитывая изложенное, администрация г. Пензы является лицом, в чьи полномочия входит принятие решения об установке дорожных знаков.

Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу № А49-7858/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Р. Галиуллин

Судьи В.А. Петрушкин

И.Р. Нагимуллин