АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13082/2021
г. Казань Дело № А49-8146/2020
29 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юго‑Восточная агрогруппа»
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021
по делу № А49-8146/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юго‑Восточная агрогруппа» к Департаменту государственного имущества Пензенской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Юго-Восточная агрогруппа» (далее – общество «Юго-Восточная агрогруппа», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества Пензенской области (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия Департамента, которое выражается в не подписании дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельных участков от 01.11.2019 № 45, обязании Департамент подписать дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельных участков от 01.11.2019 № 45.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее ‑ Управление Росреестра по Пензенской области, регистрирующий орган), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (далее – ФГБУК «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования. В окончательной редакции просил суд признать незаконным бездействие Департамента, которое выражается в отказе заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельных участков № 45 от 01.11.2019, обязании Департамент заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельных участков от 01.11.2019 № 45 согласно прилагаемому проекту. Исковые требования в измененной редакции приняты протокольным определением 03.02.2021.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество «Юго-Восточная агрогруппа» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов и установлено судами первой и апелляционной инстанций, заявленные требования общества «Юго Восточная агрогруппа» основаны на следующих обстоятельствах.
Общество «Юго Восточная агрогруппа» являлась арендатором по договорам аренды от 23.05.2016 № 264зем, от 26.05.2016 № 266зем земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, с кадастровыми номерами: 58:04:0393603:6, 58:04:0393603:4, 58:04:0393603:5, 58:04:0393604:5, 58:04:0393603:3, 58:04:0393605:5, 58:04:0393606:75, 58:04:0393606:78, 58:04:0393607:79, 58:04:0393606:74.
01.11.2019 между обществом «Юго-Восточная агрогруппа» и Департаментом был заключен договор купли-продажи № 45 указанных земельных участков.
Передача земельных участков подтверждается актом приема-передачи от 01.11.2019.
06.11.2019 Общество произвело частичную оплату стоимости земельных участков в размере 21 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 06.11.2019 № 27605.
11.11.2019 Общество совместно с Департаментом обратилось в отдел по Ленинскому и Октябрьскому районам г. Пензы Управления Росреестра по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на вышеуказанные земельные участки.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 21.11.2019 № КУВД-001/2019-14235433/1 регистрирующий орган приостановил осуществление государственной регистрации прав по причине отсутствия в договоре сведений о существующих ограничениях (обременениях) в отношении земельных участков.
Уведомлением от 21.02.2020 № КУВД-001/2019-14235433/3 Отдел по Ленинскому и Октябрьскому районам г. Пензы Управления Росреестра по Пензенской области сообщил об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки, являющиеся предметом договора купли-продажи № 45 от 01.11.2019, разъяснив, что отказ в государственной регистрации прав не лишает заявителя права повторного обращения с заявлением о государственном кадастре учете и (или) государственной регистрацией права в случае устранения причин, препятствующих государственной регистрации прав. В связи с чем в целях устранения причин препятствующих государственной регистрации прав общество «Юго-Восточная агрогруппа» обратилось в Департамент с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельных участков № 45 от 01.11.2019 (письмо от 09.07.2020 №368), приложив к письму дополнительное соглашение к договору купли-продажи, содержащее сведения об имеющихся ограничениях в отношении спорных земельных участков.
Заявление о заключении дополнительного соглашения было получено ответчиком 17.07.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений по почтовому идентификатору 39336249000382.
Общество «Юго-Восточная агрогруппа» указав, что до настоящего времени дополнительное соглашение, направленное ответчику, не подписано; каких-либо иных действий по устранению причин, послуживших отказом в государственной регистрации, ответчиком не предпринято; самостоятельно устранить причины отказа в государственной регистрации Общество не имеет возможности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 27, 39.2, 39.3, 39.16, 39.17, 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ‑ Закон № 218-ФЗ), Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 934-ЗПО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области» (далее - Закон Пензенской области от 22.12.2005 № 934-ЗПО), и пришли к выводу о том, что отказ Департамента от заключения дополнительного соглашения к договору купли-продажи соответствует требованиям закона, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе следующего основания: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями заповедниками.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.1997 № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Пензенская область) включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2014 № 1345-р выявленный объект культурного наследия «Тарханы», расположенный в Пензенской области, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид данного объекта культурного наследия -достопримечательное место.
В соответствии со статьей 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурною наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в соответствии с Законом № 218-ФЗ. Отсутствие в ЕГРН данных сведений не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и Законом № 73-ФЗ. Приказом Управления культуры и архива Пензенской области от 19.08.2014 № 181 установлены границы территории объекта культурного наследия федерального - значения «Достопримечательное место «Тарханы», расположенного в Белинском районе Пензенской области.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2015 № 1940 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Тарханы», расположенного в Белинском районе Пензенской области.
Вместе с тем, статьей 34 Закона № 73-ФЗ определено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Указанные требования к использованию земельных участков определены Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 24.06.2005 № 796‑37/3 ЗС.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Земельные участки в границах территорий объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется федеральным и региональным законодательством, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации. В пределах охранной зоны вводится особый режим эксплуатации земельных участков, ограничение по использованию земельных участков.
Режим использования земель в зонах охраняемого природного ландшафта обеспечивает сохранение и восстановление природного ландшафта, включающего также долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектом культурного наследия..
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по сведениям ЕГРН за Пензенской областью зарегистрировано право собственности на земельные участки, категория земель, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, с кадастровыми номерами: 58:04:0393603:6, 58:04:0393603:4, 58:04:0393603:5, 58:04:0393604:5, 58:04:0393603:3, 58:04:0393605:5, 58:04:0393606:75, 58:04:0393606:78, 58:04:0393607:79, 58:04:0393606:74.
В отношении указанных земельных участков в ЕГРН имеются записи об аренде: арендатором является общество «Юго-Восточная агрогруппа».
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении спорных земельных участков имеются следующие незарегистрированные ограничения и обременения:
1) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 58:04:0393603:6, 58:04:0393605:5, 58:04:0393606:78 запрещается: изменение гидрологического режима; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых; прокладка магистральных объектов, изменение планировки; устройство свалок, охота, прокладка дорог (на основании постановления Законодательного собрания Пензенской области «Об утверждении границ зон охраны Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе Пензенской области» от 24.06.2005 № 796-37/3 ЗС).
Также в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2015 № 1940 в границах территории достопримечательного места: 1. Допускается: 1.1. Проведение работ по выявлению и научному изучению (раскопки, разведки) объектов археологического наследия (археологические полевые работы) на основании разрешения (открытого листа) с обязательной рекультивацией участков раскопок; 1.2. Установка информационных надписей и обозначений объектов культурного наследия и ФГБУК «Государственный Лермонтовский музей -заповедник «Тарханы» (далее ‑ Музейзаповедник); 1.3. Устройство туристско-экскурсионных площадок и трасс, включая мостки через ручьи и реки; 1.4. Капитальный ремонт существующих инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией и благоустройством нарушенных земель; 1.5. Прокладка подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенных земель; 1.6. Проведение противоэрозионных мероприятий на склонах, пойменных участках, расчистка русел рек и ручьев; 1.7. Ремонт существующих зданий и сооружений, реконструкция объектов капитального строительства; 1.8. Использование для строительства и благоустройства территории традиционных (камень, дерево, кирпич, солома, камыш, кровельное железо) и близких им по фактуре современных материалов; 1.9. Применение при строительстве и реконструкции жилых и хозяйственных построек двускатной, вальмовой и полувальмовой формы крыш. Для хозяйственных построек допускается односкатная форма; 1.10. Использование для отделки фасадов, кровель и ограждений бежевых, серых, зелёных, охристых, терракотовых, коричневых цветов, исключая яркие цвета и контрастные цветовые сочетания; 1.11. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и регенерацию природного ландшафта, его компонентов и природной среды; 1.12. Восстановление исторических локальных водотоков и родников. 2. Запрещается: 2.1. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, кроме перевода земель или земельных участков в категорию особо охраняемых территорий и объектов, а также случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2.2. Образование новых земельных участков без наличия подъездов, подходов к каждому новому земельному участку; 2.3. Разведка и добыча полезных ископаемых; 2.4. Нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима; 2.5. Все виды охоты, исключая санитарную охоту или охоту в целях регулирования популяций животного мира на основании письменного разрешения органа государственной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды; 2.6. Хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков; 2.7. Складирование бытового мусора и промышленных отходов в неустановленных местах и устройство стихийных свалок; 2.8. Устройство костров и палов без разрешения органов муниципального самоуправления и пожарной безопасности; 2.9. Организация новых и расширение территории старых скотомогильников; 2.10. Поиск, выявление и исследование объектов археологического наследия без разрешения (открытого листа); 2.11. Возведение глухих ограждений, за исключением деревянных; 2.12. Устройство учебных и туристических трасс, палаточных лагерей и иных мест отдыха без согласования с дирекцией Музея-заповедника на закреплённой за ним территории; 2.13. Строительство наземных и надземных линейных объектов инженерной инфраструктуры вне границ населённых пунктов; 2.14. Строительство промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов башенного типа, за исключением установки молниеотводов и антенн спецсвязи; 2.15. Установка отдельно стоящих рекламных объектов, превышающих размеры 5 х 3 м с учётом основания, а также их размещение на уровне выше карниза окружающих зданий и сооружений; 2.16. Строительство шумозащитных ограждений; 2.17. «Устройство лоджий и балконов, нарушающих облик исторических населённых пунктов, установленные Приказом «Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения -достопримечательное место «Тарханы», расположенного в Белинском районе Пензенской области» от 19.08.2014 № 181.
2) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 58:04:0393603:4, 58:04:0393606:75, 58:04:0393607:79, 58:04:0393606:74 запрещается: изменение гидрологического режима; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых; прокладка магистральных объектов, изменение планировки; устройство свалок, охота, прокладка дорог (Постановление Законодательного собрания Пензенской области «Об утверждении границ зон охраны Государственного Лермонтовского музея- заповедника «Тарханы» в Белинском районе Пензенской области» от 24.06.2005 № 796-37/3 PC).
3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 58:04:0393603:5, 58:04:0393604:5 запрещается: изменение гидрологического режима; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых; прокладка магистральных объектов, изменение планировки; устройство свалок, охота, прокладка дорог (постановление Законодательного собрания Пензенской области «Об утверждении границ зон охраны Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе Пензенской области» от 24.06.2005 № 796-37/3 PC).
Также согласно пунктам 8-11 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, от 24.02.2009 № 160, в границах охранной зоны устанавливается режим использования земель с учетом правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон: «Запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи). В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи) и т.п.
4) в отношении земельного участка с кадастровыми номером 58:04:0393603:3 запрещается: изменение гидрологического режима; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых; прокладка магистральных объектов, изменение планировки; устройство свалок, охота, прокладка дорог (постановление Законодательного собрания Пензенской области «Об утверждении границ зон охраны Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе Пензенской области» от 24.06.2005 № 796-37/3 PC).
Условия: выдача разрешений на строительство; собственники, пользователи, арендаторы отвечают за историко-культурную ценность ландшафта; пользование участками по назначению; владельцам земельного участка беспрепятственно допускать представителей музея для контроля (Постановление Законодательного собрания Пензенской области «Об утверждении границ зон охраны Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе Пензенской области» от 24.06.2005 № 796-37/3 PC).
Также в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2015 № 1940 в границах территории достопримечательного места: 1. Допускается: 1.1. Проведение работ по выявлению и научному изучению (раскопки, разведки) объектов археологического наследия (археологические полевые работы) на основании разрешения (открытого листа) с обязательной рекультивацией участков раскопок; 1.2. Установка информационных надписей и обозначений объектов культурного наследия и ФГБУК «Государственный Лермонтовский музей -заповедник «Тарханы»; 1.3. Устройство туристско-экскурсионных площадок и трасс, включая мостки через ручьи и реки; 1.4. Капитальный ремонт существующих инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией и благоустройством нарушенных земель; 1.5. Прокладка подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенных земель; 1.6. Проведение противоэрозионных мероприятий на склонах, пойменных участках, расчистка русел рек и ручьев; 1.7. Ремонт существующих зданий и сооружений, реконструкция объектов капитального строительства; 1.8. Использование для строительства и благоустройства территории традиционных (камень, дерево, кирпич, солома, камыш, кровельное железо) и близких им по фактуре современных материалов; 1.9. Применение при строительстве и реконструкции жилых и хозяйственных построек двускатной, вальмовой и полувальмовой формы крыш. Для хозяйственных построек допускается односкатная форма; 1.10. Использование для отделки фасадов, кровель и ограждений бежевых, серых, зелёных, охристых, терракотовых, коричневых цветов, исключая яркие цвета и контрастные цветовые сочетания; 1.11. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и регенерацию природного ландшафта, его компонентов и природной среды; 1.12. Восстановление исторических локальных водотоков и родников. 2. Запрещается: 2.1. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, кроме перевода земель или земельных участков в категорию особо охраняемых территорий и объектов, а также случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2.2. Образование новых земельных участков без наличия подъездов, подходов к каждому новому земельному участку; 2.3. Разведка и добыча полезных ископаемых; 2.4. Нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима; 2.5. Все виды охоты, исключая санитарную охоту или охоту в целях регулирования популяций животного мира на основании письменного разрешения органа государственной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды; 2.6. Хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков; 2.7. Складирование бытового мусора и промышленных отходов в неустановленных местах и устройство стихийных свалок; 2.8. Устройство костров и палов без разрешения органов муниципального самоуправления и пожарной безопасности; 2.9. Организация новых и расширение территории старых скотомогильников; 2.10. Поиск, выявление и исследование объектов археологического наследия без разрешения (открытого листа); 2.11. Возведение глухих ограждений, за исключением деревянных; 2.12. Устройство учебных и туристических трасс, палаточных лагерей и иных мест отдыха без согласования с дирекцией Музея-заповедника на закреплённой за ним территории; 2.13. Строительство наземных и надземных линейных объектов инженерной инфраструктуры вне границ населённых пунктов; 2.14. Строительство промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов башенного типа, за исключением установки молниеотводов и антенн спецсвязи; 2.15. Установка отдельно стоящих рекламных объектов, превышающих размеры 5 х 3 м с учётом основания, а также их размещение на уровне выше карниза окружающих зданий и сооружений; 2.16. Строительство шумозащитных ограждений; 2.17. Устройство лоджий и балконов, нарушающих облик исторических населённых пунктов, установленные Приказом «Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Тарханы», расположенного в Белинском районе Пензенской области» от 19.08.2014 №181.
Поскольку музей в соответствии с Указом Президента от 02.04.1997 № 275 включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, а территория является объектом культурного наследия федерального значения как достопримечательное место «Тарханы», расположенное в Белинском районе Пензенской области (Приказ от 24.06.2011 № 1782, Приказ от 20.08.2012 № 2217), то в соответствии с Законом № 73-ФЗ, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2015 № 1940, постановлением Правительства Пензенской области от 24.08.2015 № 470-пП и иными нормативно-правовыми документами в части, их касающихся, полномочиями по охране границ и вопросам, касающихся объектов недвижимости в пределах данных границ, наделен Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры.
Письменным отзывом Комитета Пензенской области по охране памятников истории и культуры, подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 58:04:0393603:6, 58:04:0393603:4, 58:04:0393603:5, 5S:04:0393004:5, 58:04:0393603:3, 58:04:0393605:5, 58:04:0393606:75, 58:04:0393606:78, 58:04:0393607:79, 58:04:0393606:74 расположены в границах зон охраны особо ценного объекта культурного наследия Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» и границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место «Тарханы».
Земельный кодекс Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника общества «Юго-Восточная агрогруппа».
Нормы статей 48, 49, 50, 50.1 Закона № 73-ФЗ регулируют лишь порядок предоставления ограниченных в обороте земельных участков, и не освобождают от ограничений оборотоспособности земельные участки, в границах которых расположены объекты культурного наследия.
Суды указали, что согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Пензенской области, сведения об указанных ограничениях и обременениях были внесены в ЕГРН в 2018 году, а поскольку договоры аренды заключены в 2016 году, то сведения об ограничениях и обременениях не могли быть указаны в договорах аренды; форма выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не предусматривает наличие информации о незарегистрированных ограничениях и обременениях. Указание этой информации предусмотрено в выписках об объекте недвижимости.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что спорные земельные участки, расположенные в границах зон охраны особо ценного объекта культурного наследия Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» и границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место «Тарханы», в силу статьи 27 ЗК РФ предполагают ограничение в обороте и невозможность их приватизации (передачи в собственность), а соответственно, суды не усмотрели нарушений в действиях ответчика, выразившихся в не заключении дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельных участков.
Аналогичный правовой подход высказан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.02.2019 № 41-КГ18-59, Арбитражным судом Московского округа в постановлении от 11.10.2016 по делу № А41-94943/2015, Первым Арбитражным апелляционным судом в постановлении от 25.02.2021 по делу № А11-9638/2020.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу № А49-8146/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи В.А. Петрушкин
В.А. Карпова