АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23415/2015
г. Казань Дело № А49-8588/2014
15 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителей:
третьего лица (общество с ограниченной ответственностью «ТехСтройСервис») – ФИО1, директор (приказ от 25.02.2010 № 1), ФИО2 (доверенность от 29.01.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2014 (судья Холькина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи: Дёмина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу № А49-8588/2014
по исковому заявлению администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, г. Нижний Ломов Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик», г. Нижний Ломов Пензенская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании договора предоставления муниципальной гарантии недействительной сделкой и применении последствий недействительности сделки, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «ТехСтройСервис», г. Пенза, Собрания представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, г. Нижний Ломов Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» (далее – ООО «Тепловик») о признании договора предоставления муниципальной гарантии города Нижний Ломов недействительной сделкой в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 93, пункта 2 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации и применении последствий недействительности сделки.
Определениями Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2014, 30.09.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «ТехСтройСервис» (далее – ООО «ТехСтройСервис», Собрание представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты как не соответствующие нормам права.
В обоснование жалобы указывается, что договор о предоставлении муниципальной гарантии от 25.02.2013 заключен при отрицательном финансовом состоянии ответчика и наличии у него задолженности в бюджет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ООО «ТехСтройСервис», Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.12.2012 между ООО «ТехСтройСервис» (исполнитель) и ООО «Тепловик» (заказчик) заключен договор № 2412М-2012, по условиям которого исполнитель устанавливает узлы учета тепловой энергии в количестве 53‑х штук в жилых домах города Нижний Ломов Пензенской области. Сумма договора составляет 2 826 523 руб. 50 коп. Оплата по договору производится с разбивкой платежа: предоплата – 20%, окончательный расчет – в течение одного месяца после поставки товара. Окончательный расчет может производиться частями за фактически выполненные работы на основании актов на оказание услуг (выполнение работ).
25.02.2013 между ООО «Тепловик» и ООО «ТехСтройСервис» заключено дополнительное соглашение к договору от 24.12.2012, в соответствии с которым расчет производится по графику в течение 24-х месяцев с процентной ставкой 23% годовых, начиная с 28.03.2013 по 28.02.2015.
25.02.2013 между Администрацией (гарант) и ООО «Тепловик» (принципал) был заключен договор о предоставлении муниципальной гарантии, по условиям которого гарант предоставляет принципалу (для последующей передачи ООО «ТехСтройСервис» ‑ бенефициару, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, безотзывное письменное обязательство (гарантия) уплатить денежную сумму в размере 2 826 523 руб. 50 коп. – основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами 728 536 руб. 74 коп. Предел общей ответственности установлен 3 500 000 руб.
Исполнение обязательств по гарантии осуществляется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на указанные цели в решении Собрания представителей города Нижний Ломов о бюджете города (пункт 6.8 договора о предоставлении муниципальной гарантии).
Администрация, ссылаясь на допущенные при заключении договора о предоставлении муниципальной гарантии нарушения положений статей 93.2, 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а именно на то, что спорная гарантия была предоставлена при наличии у принципала задолженности, без учета его отрицательного финансового положения, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 115-117 БК РФ, статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не установили оснований для признания оспоренного договора о предоставлении муниципальной гарантии недействительной сделкой.
При этом суды исходили из того, что договор заключен во исполнение постановления Администрации от 05.02.2013 № 39, не отмененного в установленном законом порядке и не признанного недействительным, и решения комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц на получение муниципальной гарантии согласно утвержденному порядку предоставления муниципальных гарантий.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действующей в период заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»при рассмотрении споров, связанных с привлечением публично-правовых образований к ответственности по выданным ими государственным (муниципальным) гарантиям по обязательствам должника, а также споров о признании сделок о предоставлении гарантий недействительными судам необходимо исходить из следующего.
Государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115‑117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, – нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Форма, порядок и условия предоставления муниципальных гарантий предусмотрены статьями 115, 115.2, 117 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 115 БК РФ государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
В силу статьи 115.2 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии: проведения анализа финансового состояния принципала; предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 117 БК РФ от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге (пункт 5 статьи 117 БК РФ).
Порядок предоставления муниципальных гарантий города Нижний Ломов утвержден решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 04.09.2009 № 67-11/4.
На основании постановления Администрации от 05.02.2013 № 39 о предоставлении муниципальной гарантии и решения комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц на получение муниципальной гарантии согласно утвержденному порядку предоставления муниципальных гарантий между истцом (гарант) и ответчиком (принципал) заключен договор от 25.02.2013 о предоставлении муниципальной гарантии, по условиям которого гарант предоставляет принципалу (для последующей передачи ООО «ТехСтройСервис» (третье лицо) – бенефициару) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, безотзывное письменное обязательство (гарантия) уплатить денежную сумму в размере 2 826 523 руб. 50 коп. – основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 728 536 руб. 74 коп. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по договору от 24.12.2012 № 2412М-2012 и дополнительного соглашения к нему от 25.02.2013. Предел общей ответственности установлен в размере 3 500 000 руб.
Согласно пункту 6.8 договора о предоставлении муниципальной гарантии исполнение обязательств по гарантии осуществляется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на указанные цели в решении Собрания представителей г. Нижний Ломов о бюджете города за соответствующий год, и подлежит отражению в составе расходов городского бюджета.
Судами обеих инстанций установлено, что письменная форма сделки о предоставлении муниципальной гарантии сторонами соблюдена и соответствует предъявляемым к ней требованиям, выданная муниципальная гарантия отражена в решении Собрания представителей г. Нижний Ломов от 31.01.2013 № 540-85/4, муниципальная гарантия включена в долговую книгу; проведен финансовый анализ деятельности ответчика.
Учитывая, что договор о предоставлении муниципальной гарантии заключен во исполнение постановления Администрации от 05.02.2013 № 39 и на основании решения комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц на получение муниципальной гарантии согласно утвержденному порядку предоставления муниципальных гарантий, финансовое состояние ООО «Тепловик», Администрации и Собранию представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области было известно и финансовые риски учтены при выдаче муниципальной гарантии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Постановление Администрации о предоставлении муниципальной гарантии от 05.02.2013 № 39 в установленном порядке не отменено и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах при заключении договора от 25.02.2013 о предоставлении муниципальной гарантии сторонами был соблюден порядок, предусмотренный статьями 115-117 БК Российской Федерации, и основания для удовлетворения иска о признании этого договора недействительным в соответствии со статьей 168 ГК РФ у судов обеих инстанций отсутствовали.
Таким образом, обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу № А49-8588/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи Н.Н. Королёва
Э.Р. Галиуллин