ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-8622/2010 от 27.09.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А49-8622/2010

04 октября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Мельниковой Н.Ю., Афанасьева И.Н.,

в отсутствие:

истца– извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Красная Горка»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2011 (судья Новикова С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Карпов В.В., Селиверстова Н.А.)

по делу № А49-8622/2010

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Пензгорстройзаказчик» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к товариществу собственников жилья «Красная Горка» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании 94 469 руб. 25 коп,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Пензгорстройзаказчик» (далее – МУП «Пензгорстройзаказчик», истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к товариществу собственников жилья «Красная Горка» (далее – ТСЖ «Красная Горка», ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 94 469 руб. 25 коп. в виде сбережения расходов на оплату стоимости потребленной холодной воды в составе горячего водоснабжения (далее – ГВС) за период с ноября 2007 года по июнь 2009 года со ссылкой на статьи 307, 309, 544, 548, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2011 по делу № А49-8622/2010 исковые требования удовлетворены. С ТСЖ «Красная Горка» в пользу МУП «Пензгорстройзаказчик» взыскано неосновательное обогащение в сумме 94 469 руб. 25 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3779 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ТСЖ «Красная Горка» просит об отмене решения арбитражного суда и постановления суда апелляционной инстанции, прекращении производства по делу, указывая на приятие обжалуемых судебных актов с нарушением единообразия в толковании и применении норм права и с нарушением прав и законных интересов собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что ТСЖ «Красная Горка» создано по инициативе собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <...>, предметом деятельности которого является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленном законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 2.2. устава ТСЖ «Красная Горка» одним из основных видов деятельности товарищества является обеспечение домовладельцев коммунальными и прочими услугами.

Из материалов дела усматривается, что для обеспечения теплом и горячей водой многоэтажных жилых домов МУП «Пензгорстройзаказчик» в 2005 году завершило строительство центрального теплового пункта (далее – ЦТП) по адресу: <...>, и в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года нежилое здание ЦТП с оборудованием находилось на балансе истца.

С целью обеспечения качественного теплоснабжения объектов жилищного фонда, надежной эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, построенных за счет отчислений заказчиков –застройщиков, нежилое здание ЦТП вместе с оборудованием, расположенное по адресу: <...>, было включено в состав муниципальной имущественной казны г. Пензы и передано в хозяйственное ведение МУП «Пензгорстройзаказчик».

Присоединенные к нежилому зданию ЦТП, расположенному по адресу: <...>, городские сети водоснабжения находятся во владении и пользовании общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (далее – ООО «Горводоканал»).

ООО «Горводоканал», как организация водопроводно-канализационного хозяйства в г. Пензе, в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года по присоединенной сети водоснабжения по двум трубам осуществляло подачу холодной воды в ЦТП, расположенный по адресу: <...>.

По одной трубе холодная вода подавалась транзитом через ЦТП в многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, находящийся в управлении ТСЖ «Красная Горка», на нужды холодного водоснабжения. Оплату данной воды ТСЖ «Красная Горка» производило непосредственно ООО «Горводоканал» на основании заключенного между ними договора от 01.11.2007 № 2545.

По другой трубе холодная вода поступала в оборудование ЦТП, в котором производился ее подогрев, а затем уже горячая вода поступала непосредственно в многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, находящийся в управлении ТСЖ «Красная Горка», на нужды ГВС.

Отношения между ООО «Горводоканал» и МУП «Пензгорстройзаказчик» по подаче холодной воды в оборудование ЦТП были урегулированы договором на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 23.08.2007 № 3182.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2010 по делу № А49-313/2008 с МУП «Пензгорстройзаказчик» в пользу ООО «Горводоканал» взыскан долг за потребленную холодную воду и оказанные услуги по водоотведению в сумме 715 543 руб. 93 коп. за период с ноября 2007 года по июль 2009 года.

Во исполнение указанного решения МУП «Пензгорстройзаказчик» платежными поручениями от 08.06.2010 № 1146, от 18.06.2010 № 1185 и от 22.07.2010 № 1432 перечислило на расчетный счет ООО «Горводоканал» долг в сумме 715 543 руб. 93 коп.

МУП «Пензгорстройзаказчик» полностью исполнило свои обязательства перед ООО «Горводоканал» по оплате принятой холодной воды в оборудование ЦТП, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Полагая, что в спорный период фактическим потребителем холодной воды в составе ГВС являлся ответчик, истец, оплатив ее стоимость ООО «Горводоканал», обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года поставку тепловой энергии, в том числе и на нужды горячего водоснабжения, ТСЖ «Красная Горка» осуществляло МКП «Теплоснабжение г. Пензы» на основании договора энергоснабжения от 27.10.2004 № 2489.

Согласно пункту 4.2. договора энергоснабжения расчет за отпущенную абоненту тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным регулирующим органом.

В спорный период для потребителей МКП «Теплоснабжение г. Пензы» были установлены следующие тарифы на тепловую энергию:

- на 2007 год – 435 руб. 66 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 11.10.2007 № 30);

- на 2008 год – 514 руб. 08 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 29.12.2007 № 46);

- на 2009 год – 634 руб. 37 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2008 № 20).

Утвержденные указанными приказами тарифы включали в себя стоимость покупной тепловой энергии у Пензенского филиала открытого акционерного общества «ТГК № 6».

При этом пунктами 3 упомянутых приказов установлено, что в тариф открытого акционерного общества «ТГК № 6» на тепловую энергию не включена стоимость холодной питьевой воды в составе ГВС.

Таким образом, МКП «Теплоснабжение г. Пензы» получило оплату только поданной ТСЖ «Красная Горка» тепловой энергии (в горячей воде) на нужды ГВС без стоимости холодной воды в составе ГВС.

Холодную воду в составе ГВС в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года ТСЖ «Красная Горка» получило от МУП «Пензгорстройзаказчик». При этом МУП «Пензгорстройзаказчик» и ТСЖ «Красная Горка» не заключили договор на подачу холодной воды в составе ГВС.

Количество холодной воды в составе ГВС, фактически принятой ТСЖ «Красная Горка» от МУП «Пензгорстройзаказчик» за период с ноября 2007 года по июнь 2009 год, определено расчетным путем с учетом показаний приборов учета, представленных ответчиком в ООО «Горводоканал».

Согласно расчету истца количество холодной воды в составе ГВС, полученной ТСЖ «Красная Горка» за период с декабря 2007 года по июнь 2009 года, по объему составило 10 652 куб.м. Возражений по расчету количества фактически принятой холодной воды в составе ГВС от ответчика не поступило.

Стоимость холодной воды в составе ГВС, фактически принятой ТСЖ «Красная Горка» в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года с учетом тарифов на водоснабжение, утвержденных постановлениями главы администрации г. Пензы от 12.03.2007 № 259 (7,08 руб. за 1 куб.м), от 25.12.2007 № 1620 (8,32 руб. за 1 куб.м), от 15.12.2008 № 2153 (10,39 руб. за 1 куб.м), составляет 94 469 руб. 25 коп.

Поскольку в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года в тариф на тепловую энергию для ТСЖ «Красная Горка», как потребителя МКП «Теплоснабжение г. Пензы», не была включена стоимость холодной воды в составе ГВС, ответчик, оплатив тепловую энергию в горячей воде, оплатил энергоснабжающей организации только стоимость тепловой энергии в горячей воде, но не стоимость холодной воды в составе ГВС.

МУП «Пензгорстройзаказчик» оплатило ООО «Горводоканал» холодную воду в составе ГВС, принятую ТСЖ «Красная Горка» в спорный период.

Таким образом, ТСЖ «Красная Горка» факт поставки холодной воды в составе ГВС не оспаривает, своевременно и полностью оплату потребленной холодной воды не произвело.

Проанализировав материалы и обстоятельства дела арбитражные суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том что, отсутствие договора не освобождает ответчика от обязанности по оплате потребленной холодной воды в составе ГВС, и применили к отношениям сторон нормы главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.

Исходя из документального подтверждения факта получения ответчиком от истца в период с ноября 2007 года по июнь 2009 года холодной воды в составе ГВС на сумму 94 469 руб. 25 коп., непредставления ответчиком доказательств оплаты истцу либо энергоснабжающей организации стоимости фактически потребленной в спорный период холодной воды в составе ГВС ответчиком, отсутствия между сторонами договорных отношений арбитражные суды пришли к выводу о том, что заявленная истцом сумма является неосновательным обогащением ответчика и, руководствуясь статьями 1102, 1105 ГК РФ, удовлетворили исковые требования.

Однако при рассмотрении данного спора суды первой и апелляционной инстанции не учли следующие обстоятельства.

Так, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец не является ни организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ни энергоснабжающей организацией.

Также установлено, что ответчик не осуществляет самостоятельно приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем.

На основании пункта 49 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правил) ответчик обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

При этом, Правила не содержат указания на такую коммунальную услугу – как холодная вода в составе на нужды ГВС.

Согласно пункту 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Расчет размера платы за ГВС производится суммарно, исходя из стоимости холодной воды в составе ГВС и стоимости тепловой энергии, использованной при приготовлении горячей воды.

Из материалов дела следует, что холодную воду в спорный период ответчик получал на основании договора от 01.11.2007, заключенного с ресурсоснабжающей организацией – ООО «Горводоканал», тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель ответчик получал на основании договора от 27.10.2004 № 2489 от ресурсоснабжающей организации – МКП «Теплоснабжение г. Пензы».

Для указанных лиц в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов были установлены соответствующие тарифы для оказания коммунальных услуг населению.

В связи с чем, судебная коллегия полагает, что для заключения договора на поставку холодной воды для нужд ГВС между истцом и ответчиком правовых оснований не имелось.

МКП «Теплоснабжение г. Пензы» выставляло ответчику для оплаты полученного ресурса счета-фактуры. Так, оплата за тепловую энергию, полученную ответчиком, состояла из «отопление» (Гкал) и «горячая вода» (Гкал).

В спорный период для потребителей МКП «Теплоснабжение г. Пензы» были установлены арифы на тепловую энергию без включения стоимости холодной питьевой воды в составе ГВС.

Однако, согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования № 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.

Пунктами 47-48 Основ ценообразования № 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования № 109).

Стоимость 1 кубического метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

Согласно пункту 1 Основ ценообразования № 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.

Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее –органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.

Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.

Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств) (пункт 10 Основ ценообразования).

Абзацем вторым пункта 15 Правил № 307 определено, что исполнитель коммунальных услуг (к которому относится товарищество) приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936 (далее –Правила № Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.

Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил № Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.

В силу пункта 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами № Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт «а» пункта 5, пункт 10, подпункт «в» пункта 39 Правил № 306).

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает отпуск горячей воды для населения организациями коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, учет фактического потребления горячей воды осуществляется одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.

При этом действующие нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению не содержит указание по оплате потребленной горячей воды, исходя из отдельной оплаты объемов холодной воды и отдельно тепловой энергии, необходимой для нагрева кубического метра воды до определенной температуры.

Использование для горячего водоснабжения тарифа, утвержденного в Гкал, не соотнесено с положениями Основ ценообразования, с пунктом 15 Правил № 307.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о неосновательном обогащении со стороны ответчика в связи с неоплатой объемов холодной воды в составе горячего водоснабжения не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

В связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене с принятием кассационной инстанцией нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясьстатьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу № А49-8622/2010 – отменить.

В иске муниципальному унитарному предприятию «Пензгорстройзаказчик» – отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Н.Ю. Мельникова

И.Н. Афанасьев