ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-9440/2021 от 04.10.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24053/2022

г. Казань                                                 Дело № А49-9440/2021

11 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии в судебном заседании представителей:

Союза организаций и кооперативов Пензенской области – ФИО1, доверенность от 10.01.2022,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы – ФИО2, доверенность от 30.09.2022; ФИО3, доверенность от 11.01.2022,

Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области – ФИО2, доверенность от 25.07.2022,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Пензы – ФИО2, доверенность от 18.08.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022

по делу № А49-9440/2021

по заявлению Союза организаций и кооперативов Пензенской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы об оспаривании требования;

третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Пензы, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью «Радуга», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

Союз организаций и кооперативов Пензенской области (далее – Облпотребсоюз , заявитель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы (далее – ИФНС по Ленинскому району, налоговый орган) № 14088 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.07.2021 в части уплаты земельного налога в сумме 1 205 161 руб. и пени в сумме 96 888,20 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее – Управление), Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Пензы (далее – ИФНС по Октябрьскому району), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью «Радуга» (далее – ООО «Радуга»), ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО8.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.04.2022, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022, заявленные Облпотребсоюзом требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
ИФНС по Ленинскому району обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, поскольку право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 58:05:0350201:98 прекращено 29.06.2021, следовательно, этот земельный участок до указанной даты не был исключен из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), что и порождает правовые последствия в виде начисления земельного налога за 2020 год. Доводы налогового органа подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем, а также представителями Управления и ИФНС по Октябрьскому району в судебном заседании.

Облпотребсоюз в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, постановлением главы города Пензы от 21.04.2000 № 801 Облпотребсоюзу в бессрочное (постоянное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 58:29:10303:001 (в спорный период – 58:05:0350201:98) площадью 4,3976 га по ул. Аустрина, 155а, в границах, определенных материалами плановой инвентаризации, занимаемый оптово-торговой базой. На данный земельный участок было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2000 серии ПЕ № 0029008037).

ИФНС по Ленинскому району направила Облпотребсоюзу требование № 14088 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.07.2021, в том числе земельного налога в общей сумме 1 205 161 руб. и пени в сумме 96 888,20 руб. в срок до 06.08.2021.

Облпотребсоюз обжаловал данное требование в Управление, решением которого от 13.08.2021 № 06-09/112 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Облпотребсоюза в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – Постановление № 54) разъяснено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. За исключениями, приведенными в пунктах 4 и 5 Постановления № 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 4 Постановления № 54).

По данным, имеющимся у налогового органа, Облпотребсоюзу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок площадью 43 976 кв.м с кадастровым номером 58:05:0350201:98, расположенный по адресу: <...>, вид использования земель – для размещения объектов оптовой торговли, дата регистрации факта владения – 25.04.2000, номер регистрации права – 58-2942/2000/1330, кадастровая стоимость – 81 357 798,80 руб.

По заявлению Облпотребсоюза право бессрочного (постоянного) пользования в отношении указанного земельного участка прекращено постановлением Администрации Бессоновского района Пензенской области от 21.06.2021 № 590, что отражено в ЕГРН.

Таким образом, по мнению налогового органа, с момента регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 и до момента прекращения этого права Облпотребсоюз являлся плательщиком земельного налога.

Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

На основании пункта 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4-7 статьи 363 НК РФ.

Поскольку в 2020 году в ЕГРН Облпотребсоюз в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 значился как лицо, обладающее правом постоянного (бессрочного) пользования, а местом нахождения земельного участка указан адрес: <...>, ИФНС по Октябрьскому району (по месту нахождения земельного участка) направила Облпотребсоюзу сообщение от 19.05.2021 № 928920 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год.

На данное сообщение Облпотребсоюз представил возражения, которые ИФНС по Октябрьскому району были отклонены по причине того, что по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Облпотребсоюз является правообладателем в отношении указанного земельного участка.

Исходя из пункта 2 статьи 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Пунктом 5 статьи 397 НК РФ установлено, что налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ.

В отношении спорного земельного участка земельный налог за 2020 год в срок (не позднее 01.03.2021) Облпотребсоюзом уплачен не был, в связи с чем ИФНС по Ленинскому району (по месту учета налогоплательщика) направила Облпотребсоюзу требование от 09.07.2021 № 14088.

В пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, поэтому требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, указанная в требовании от 09.07.2021 № 14088 сумма земельного налога не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате данного налога.

Согласно пояснениям начальника юридического отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области ФИО9, данным в суде первой инстанции, границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 декларированы, но до настоящего времени в установленном законом порядке не уточнены. В границах данного земельного участка находятся земельные участки с кадастровыми номерами 58:05:0350201:108, 58:05:0350201:221, 58:05:0350201:227, 58:05:0350201:232, 58:05:0350201:247, 58:05:0350201:249. С принятием Закона Пензенской области от 02.11.2004 № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области» адрес земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 не изменился, однако изменилась его территориальная принадлежность: этот участок относится к Бессоновскому району Пензенской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пункте 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Суды установили, что на земельные участки с кадастровыми номерами 58:05:0350201:108, 58:05:0350201:221, 58:05:0350201:227, 58:05:0350201:232, 58:05:0350201:247, 58:05:0350201:249, находящиеся в границах спорного земельного участка, права собственности в ЕГРП зарегистрированы за следующими лицами: ООО «Радуга» (земельные участки с кадастровыми номерами 58:05:0350201:108, право зарегистрировано с 13.08.2012 по 09.06.2021 и 58:05:0350201:232, право зарегистрировано с 12.12.2013 по 09.06.2021), ФИО4 (земельный участок с кадастровым номером 58:05:0350201:221, право зарегистрировано с 16.12.2013), ФИО6 (земельный участок с кадастровым номером 58:05:0350201:227, право зарегистрировано с 12.09.2013), ФИО7 (земельный участок с кадастровым номером 58:05:0350201:247, право зарегистрировано с 09.12.2014 по 26.03.2021), ФИО8 (земельный участок с кадастровым номером 58:05:0350201:249, право зарегистрировано с 23.05.2017).

Физическим лицам – собственникам перечисленных выше земельных участков налоговым органом направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2020 год (ФИО7 и ФИО8 представили доказательства уплаты земельного налога за 2020 год).

С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что обязанность по уплате земельного налога в исчисленном налоговым органом размере в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 у Облпотребсоюза прекратилась с момента внесения в ЕГРП записей о праве собственности иных лиц на соответствующие земельные участки, образованные в границах спорного земельного участка.

Отклоняя доводы налогового органа о том, что после фактического уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 он не прекратил своего существования, поскольку с учетом общей площади земельных участков, образованных в пределах спорного земельного участка, «нераспределенная» площадь земельного участка с кадастровым номером 58:05:0350201:98 составляет 9488 кв.м, и в отношении этой площади не уплачены ни земельный налог, ни арендные платежи, суды правомерно исходили из того, что с момента регистрации права собственности иных лиц в отношении земельных участков, образованных в пределах спорного земельного участка, этот земельный участок (кадастровый номер 58:05:0350201:98) площадью 43 976 кв.м с кадастровой стоимостью 81 357 798,80 руб. в силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ фактически прекратил свое существование, а земельный участок площадью 9488 кв.м (на который указывает налоговый орган) не сформирован, кадастровая стоимость для него в установленном законом порядке не определена. Действующим законодательством Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность по установлению действительного размера налоговых обязательств налогоплательщика. В данном случае выставление требования от 09.07.2021 № 14088 об уплате земельного налога и пени фактически приводит к двойному налогообложению.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что оспариваемое требование не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Облпотребсоюза в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные Облпотребсоюзом требования.

Доводы, изложенные налоговым органом в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.04.2022  и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу А49-9440/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                          Э.Т. Сибгатуллин

Судьи                                                                                 Р.Р. Мухаметшин

                                                                                            Л.Ф. Хабибуллин