ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А49-947/06-100а/8
6 сентября 2006 года
председательствующего: Козлова В. М.,
судей: Филимонова С.А., Хасанова Р. Г.,
при участии:
от заявителя –Муниципального учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» – ФИО1, доверенность от 9.03.2006 № 08-455/7
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Пензы – ФИО2, доверенность от 24.04.2006 № ПОВ 03-03/5327
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», г. Пенза
на решение от 14.04.2006 (судья: Жулькина Н. Г.) Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-947/06 -100а/8
по заявлению Муниципального учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», г.Пенза о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы от 22.11.2005 № 110
Установил:
Муниципальное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» (далее – МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы (далее – инспекция, налоговый орган) от 22.11.2005 № 110 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части уменьшения начисленного к возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 882092 рублей и предложения внести исправления в бухгалтерский учет, и об обязании возместить из бюджета 11434703 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2006 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» просит отменить данный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации, полагая, что не является органом, входящим в систему органов местного самоуправления и не осуществляет реализацию коммунальных услуг населению в рамках исключительных полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения судебный акт как соответствующий законодательству и судебной практике, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 3838/05 и от 20.12.2005 № 6613/05.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года, согласно которой сумма налога, подлежащая возмещению, превышает сумму налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет в размере 11434703 рублей, по результатам которой инспекцией принято оспариваемое решение от 22.11.2005 № 110.
Согласно Уставу г. Пензы, принятому Пензенской городской Думой 30.06.2005 № 130-12/4 к вопросам местного значения г. Пензы относятся, в том числе: организация в границах города Пензы электро-, тепло и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержание жилищного фонда, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с уставом МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», утвержденным постановлением главы администрации г. Пензы от 14.05.2005 № 622, названный Департамент создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Пензе и является некоммерческой организацией. Предметом его деятельности являются организационные и управление функции, в том числе в виде сбора платежей с населения за пользование жилым фондом, ремонт и содержание жилищного фонда и иные коммунальные услуги, организация размещения муниципальных заказов на оказание коммунальных услуг. Деятельность МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» финансируется за счет средств бюджета.
Таким образом, МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» как муниципальное учреждение создано для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-коммунального обслуживания населения.
Осуществление организационных мероприятий, перечисленных в уставе
и касающихся обеспечения населения коммунальными услугами,
входит в круг обязанностей органов местного самоуправления, и заключается в
организации работы муниципальных служб и предприятий, непосредственно
поставляющих энергоресурсы, выполняющих работы (оказывающих услуги),
необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами,
которые переданы из оперативного управления МУ «Жилсервис» и МУ
«Коммунсервис» (реорганизованными в МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» по постановлению главы администрации г. Пензы от 14.05.05 № 622), на основании постановления главы администрации г. Пензы от 21.12.04 №2462/1.
Предмет деятельности МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» вытекает из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", устанавливающего, что к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Согласно уставу, заявитель выполняет функции заказчика по муниципальным заказам в целях реализации указанных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Полученные МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» средства от населения в виде платы за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, поскольку деятельность в части сбора платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение им возложенных исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции, соответствуют материалам дела и законодательству.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-947/06-100а/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Козлов В. М.
Судьи: Филимонов С.А.
Хасанов Р. Г.