ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-9969/17 от 06.09.2018 АС Поволжского округа

128/2018-35733(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-37085/2018

г. Казань Дело № А49-9969/2017  13 сентября 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года. 

Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.  Арбитражный суд Поволжского округа в составе: 

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО1 

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.12.2017 (судья  Иртуганова Г.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.05.2018 (председательствующий судья  Терентьев Е.А., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.) 

по делу № А49-9969/2017

по иску Управления муниципального имущества администрации города  Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному 


предпринимателю Ионовой Людмиле Александровне  (ОГРНИП 304583520200161, ИНН 583500305515) о возврате земельного  участка, 

УСТАНОВИЛ:

Управление муниципального имущества Администрации города  Пензы (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд  Пензенской области с иском к индивидуальному предпринимателю  ФИО1 (далее – предприниматель,  ИП ФИО1, ответчик) об обязании ответчика возвратить Управлению  по акту приема-передачи арендованное имущество - земельный участок  площадью 181 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, в районе  пр. Строителей, д. 132, кадастровый номер 58:29:01007009:257, свободным  от имущества. 

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.12.2017,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.05.2018, исковые требования удовлетворены. 

Не согласившись с решением суда первой и постановлением  апелляционной инстанций, ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный  суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит  обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права, а также на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о  времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное  заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием  к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии  кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте  судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда  Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети 


«Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе  «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном  статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке,  предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд  кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения  кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов. 

Как установлено судами и следует из материалов дела,  постановлением администрации города Пензы от 18.05.2010 № 520/5гр.  ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из состава земель  населенных пунктов по адресу: г. Пенза, в районе пр. Строителей, 132 в  аренду для размещения торгово-остановочного павильона. 

Договор заключен на неопределенный срок.

Актом приема-передачи от 09.07.2010 земельный участок передан  арендатору. 

Пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса  Российской Федерации допускают возможность установления законом или 


иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных  участков. 

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской  Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в  порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также  по иным основаниям и в порядке, установленном этой статьей. 

Кроме того, согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса  Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды  земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по  требованию арендодателя только на основании решения суда при  существенном нарушении арендатором условий договора. 

Данное положение, как указано в пункте 23 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11  «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного  законодательства», устанавливает специальное правило об основании и  порядке прекращения договоров аренды земельных участков, отличное от  общих оснований и порядка прекращения договора аренды,  предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и  статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Однако правило пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской  Федерации распространяется на договоры аренды земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности,  которые заключены на срок более чем пять лет. Каких-либо специальных  правил об основаниях и порядке прекращения договоров аренды  земельных участков, заключенных на неопределенный срок, действующее  законодательство не устанавливает. 

Право арендодателя на отказ от договора аренды, заключенного на  неопределенный срок, предусмотрено статьей 610 Гражданского кодекса  Российской Федерации, согласно которой в случае, если срок аренды в 


договоре не определен, договор аренды считается заключенным на  неопределенный срок и каждая из сторон вправе в любое время отказаться  от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при  аренде недвижимого имущества за три месяца. 

Законом или договором может быть установлен иной срок для  предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на  неопределенный срок. 

Реализация арендодателем своего права на отказ от договора аренды  и прекращение договора аренды земельного участка не нарушают  исключительных прав лица (арендатора), имеющего в собственности  объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке,  поскольку не лишают его права пользования земельным участком,  необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.  Кроме того, такой отказ не лишает указанное лицо возможности  реализовать исключительное право на приватизацию земельного участка  или приобрести право аренды на него в порядке, предусмотренном  статьей 36 ЗК РФ

Управление 01.03.2017 уведомило ответчика об отказе от договора  по истечении трех месяцев с даты уведомления (получено ответчиком  09.03.2017) и потребовало от него в течение 5 дней после прекращения  договора сдать земельный участок по акту приема-передачи. 

В силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при  прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю  имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом  нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. 

При прекращении договора аренды земельного участка факт  возврата арендованного имущества арендодателю может быть  подтвержден актом приема-передачи, подписанным обеими сторонами. 

Суды пришли к верному выводу о прекращении договора с  10.06.2017 и возникновении в связи с этим у ответчика обязанности 


возвратить земельный участок по акту приема-передачи, поскольку  арендные правоотношения прекращены, ответчик обязан вернуть спорный  участок истцу свободным от имущества. 

Выводы суда первой инстанции о прекращении договора аренды  земельного участка от 09.07.2010 № 217/10 ответчиком не оспариваются. 

Нестационарный торговый объект, принадлежащий обществу,  включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации  г. Пензы от 09.04.2015 № 470, так как был размещен в соответствии с  действующим договором аренды земельного участка от 09.07.2010   № 217/10. 

Однако указанный договор аренды прекратил свое действие с  10.06.2017, когда уже действовали порядок от 02.03.2016 № 32 и порядок  от 29.04.2016 № 654, которыми предусматривалось размещение  нестационарных торговых объектов на основании договоров на  размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных  схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной  постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470 «Об  утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Пензы». 

Договор на размещение нестационарного торгового объекта с  ИП ФИО1 заключен не был. 

Кроме того, размещение нестационарного торгового объекта на  территории города Пензы лишь на основании схемы размещения  нестационарных торговых объектов без заключения договора на  размещение нестационарного торгового объекта противоречит  положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также принципу запрета  необоснованных предпочтений, поскольку для всех хозяйствующих 


субъектов должен действовать одинаковый порядок размещения  нестационарных торговых объектов. 

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных  участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, за исключением земельных участков, предоставленных  гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без  предоставления земельных участков и установления сервитута в случае  размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций,  а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса  Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы  размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с  Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации». 

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009   № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой  деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных  торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях,  сооружениях, находящихся в государственной собственности или  муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой  размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости  обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов  минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.  Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и  утверждается органом местного самоуправления, определенным в 


соответствии с уставом муниципального образования, в порядке,  установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта  Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых  объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке,  установленном для официального опубликования муниципальных  правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного  самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет». 

В целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2009   № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой  деятельности в Российской Федерации» и приказа Министерства сельского  хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении  Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории  Пензенской области», постановлением администрации г. Пензы  от 29.04.2016 № 654 утвержден Порядок проведения открытого аукциона  на право заключения договора на размещение нестационарных торговых  объектов на территории города Пензы. 

В соответствии с Порядком от 29.04.2016 № 654 размещение  нестационарного торгового объекта на территории города Пензы  осуществляется на основании договора, заключенного по результатам  аукциона. 

В силу пункта 2.1 Порядка от 29.04.2016 № 654 отбор  хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого  аукциона, предметом которого является право заключения договора на  размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных  схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной  постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470 «Об  утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Пензы». 


Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на  территории г. Пензы осуществляется на основании договора на  размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по  результатам аукциона, в соответствии со схемой размещения  нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением  администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470. 

Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470  утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Пензы. 

Кроме того, размещение нестационарного торгового объекта на  территории г. Пензы лишь на основании схемы размещения  нестационарных торговых объектов без заключения договора на  размещение нестационарного торгового объекта противоречит  положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также принципу запрета  необоснованных предпочтений, поскольку для всех хозяйствующих  субъектов должен действовать одинаковый порядок размещения  нестационарных торговых объектов. 

В указанную схему включены нестационарные торговые объекты,  размещенные в соответствии с договорами аренды земельных участков,  заключенных с Управлением, в том числе нестационарный торговый  объект в районе пр. Строителей, д. 132, размещенный на основании  договора аренды земельного участка от 09.07.2010 № 217/10. 

Между тем, как установлено судами, договор аренды земельного  участка от 09.07.2010 № 217/10 прекратил свое действие, а договор на  размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке  с обществом не заключался. 

Довод предпринимателя о том, что на спорные правоотношения не  распространяется Порядок размещения нестационарных торговых  объектов на территории Пензенской области», утвержденный приказом 


Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32  и Порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора  на размещение нестационарных торговых объектов на территории города  Пензы, утвержденный постановлением администрации г. Пензы  от 29.04.2016 № 654, поскольку нестационарный торговый объект,  принадлежащий ответчику, включен в схему размещения нестационарных  торговых объектов на территории города Пензы, утвержденную  постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470, правомерно  признан судами первой и апелляционной инстанций несостоятельным. 

Нестационарный торговый объект, принадлежащий обществу,  включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации  г. Пензы от 09.04.2015 № 470, так как был размещен в соответствии с  действующим договором аренды земельного участка от 09.07.2010   № 217/10. 

Однако указанный договор аренды прекратил свое действие с  10.06.2016, когда уже действовали Порядок размещения нестационарных  торговых объектов на территории Пензенской области», утвержденный  приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области  от 02.03.2016 № 32 и Порядок проведения открытого аукциона на право  заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов  на территории города Пензы, утвержденный постановлением  администрации г. Пензы от 29.04.2016 № 654, которыми  предусматривалось размещение нестационарных торговых объектов на  основании договоров на размещение нестационарного торгового объекта в  местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых  объектов, утвержденной постановлением администрации г. Пензы  от 09.04.2015 № 470 «Об утверждении схемы размещения нестационарных  торговых объектов на территории города Пензы». 


Как указано выше, договор на размещение нестационарного  торгового объекта с предпринимателем не заключался. 

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном  статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и  представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному  выводу об удовлетворении заявленных требований. 

Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной  коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным  правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую  оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к  переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных  судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2  статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и  апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам  дела и основаны на правильном применении норм материального и  процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых  судебных актов не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.12.2017 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.05.2018 по делу № А49-9969/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения. 


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом. 

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи В.А. Карпова 

 А.Ф. Фатхутдинова