Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3703/15
Екатеринбург
16 июня 2015 г. | Дело № А50-14005/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Теплотекс» (ОГРН: 1055906310382, ИНН: 5920023600; далее – общество «Теплотекс»)на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.12.2014 по делу № А50-14005/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСпецПром» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; далее – общество «ИнвестСпецПром») – ФИО1 (доверенность от 25.05.2015 № 80).
Общество «ИнвестСпецПром» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу «Теплотекс» о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с мая по декабрь 2013 года в рамках договора теплоснабжения от 01.01.2013 № 157А/28, в сумме 2 136 666 руб. 18 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.06.2013 по 29.11.2014 в сумме 405 660 руб. 23 коп. с последующим их начислением по день фактической уплаты долга (с учётом уточнения искового требования, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.12.2014 (судья Овчинникова С.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Теплотекс» просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, поскольку в городе Чайковском Пермского края действует открытая система централизованного теплоснабжения, в которой вода, являющаяся теплоносителем, частично или полностью отбирается потребителем из системы, в расчетах между сторонами подлежит тариф на горячую воду, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Общество «Теплотэкс» указывает, что общество «ИнвестСпецПром» не является организацией, осуществляющей непосредственное производство горячей воды, не изменяет биологических и химических свойств теплоносителя, не несет дополнительных расходов, которые могут быть учтены при формировании тарифов на горячую воду, но лишь приобретает тепловую энергию у генерирующей организации, и не производит коммунальный ресурс «горячая вода».
Заявитель не согласен с расчетом теплоснабжающей организации, которая при распределении тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды использует расчетный коэффициент, не утвержденный каким-либо нормативно-правовым документом; при расчете не учитывается фактическая температура ГВС, расчет ведется с учетом температуры 75°С; при этом суд не приобщил к материалам дела платежные документы, которые в спорный период ответчик выставлял на оплату услуги «горячее водоснабжение» гражданам с учетом фактической температуры.
В отзыве на кассационную жалобу общество «ИнвестСпецПром» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества «Теплотекс» – без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом «ИнвестСпецПром» (теплоснабжающая организация) и обществом «Теплотекс» (потребитель) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) от 01.01.2013 № 157А/28 (далее – договор от 01.01.2013), в редакции протоколов согласования разногласий.
В соответствии с п. 1.1 названного договора теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) в сетевой воде из системы централизованного теплоснабжения, горячую воду из системы централизованного горячего водоснабжения в случае централизованного приготовления горячей воды и (или) теплоноситель, а потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию (мощность), горячую воду и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и теплоиспользующих установок, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, горячей воды и (или) теплоносителя. Вид потребляемой продукции (тепловая энергия (мощность), горячая вода, теплоноситель) определяется типом системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), схемой присоединения и видом теплоиспользующих установок (система отопления, система вентиляции, система горячего водоснабжения, водоподогревательная установка, технологическая установка, использующая тепловую энергию и (или) теплоноситель).
Перечень объектов потребителя, на которые поставляется тепловая энергия, согласован сторонами в приложении № 3 к договору.
Во исполнение условий договора теплоснабжения от 01.01.2013 в период с мая по декабрь 2013 года истец на объекты (многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Чайковском по адресам, указанным в расчете истца), находящиеся в управлении ответчика, поставил тепловую энергию и горячую воду.
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела (справки потребления тепловой энергии, посуточные ведомости учета параметров теплопотребления) и ответчиком не оспаривается.
Количество потребленной тепловой энергии, горячей воды определено на основании показаний общедомовых приборов учета, что соответствует положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 307 (далее – Правила № 307).
При определении стоимости тепловой энергии и горячей воды истец использовал тарифы, утвержденные постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 20.12.2012 № 288-т (тепловая энергия), от 18.09.2012 № 161-вг (горячая вода).
Согласно расчету истца в спорный период на объекты ответчика отпущены энергоресурсы общей стоимостью 22 888 759 руб. 10 коп.
Согласно п. 2 приложения № 4 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 № 157А/28 оплата фактически потребленных в истекшем месяце тепловой энергии (мощности), теплоносителя осуществляется до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Выставленные истцом счета-фактуры ответчиком оплачены частично, по расчету истца задолженность общества «Теплотекс» составила 2 136 666 руб. 18 коп. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 405 660 руб. 23 коп. за период с 15.06.2013 по 29.11.2014.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 03.07.2014 № 632/и оставлена без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из доказанности факта поставки на объекты ответчика тепловой энергии и горячей воды, их объема и стоимости; отсутствия доказательств уплаты задолженности в заявленном размере; обоснованности требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, правильности их расчета.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что истец поставлял тепловую энергию ответчику на объекты - многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Разногласия между истцом и ответчиком возникли по поводу определения стоимости горячей воды.
Суды принимали во внимание, что в г. Чайковском существует открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения). На основании выкопировок из технических паспортов домовладений, справок государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» установлено наличие в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, централизованной системы горячего водоснабжения.
Согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В п. 16 ст. 2 Закона № 416-ФЗ указано, что под организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Факт непосредственного присоединения энергопринимающих устройств ответчика к тепловым сетям истца подтвержден заключенным между истцом и ответчиком договором теплоснабжения от 01.01.2013, актами о разграничении зон технической ответственности и балансовой принадлежности по обслуживанию тепловых сетей между обществом «ИнвестСпецПром» и обществом «Теплотекс».
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суды обоснованно установили, что истец, владея и осуществляя эксплуатацию сетей системы горячего водоснабжения, является организацией. осуществляющей горячее водоснабжение, ответчик получает услугу горячего водоснабжения с использованием централизованной системы горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения).
Судами установлено, что количество и стоимость тепловой энергии и теплоносителя за спорный период определены истцом на основании показаний общедомовых приборов учета и тарифа, утвержденного для общества «ИнвестСпецПром» постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 20.12.2012 № 288-т, от 18.09.2012 № 161-вг.
Объем потребленных ресурсов определен на основании данных приборов учета. Стоимость горячей воды исчислена путем умножения объема теплоносителя на тариф на горячую воду; объем тепловой энергии на нужды отопления установлен путем вычитания из объема тепловой энергии, зафиксированного прибором учета, объема тепловой энергии, затраченной на подогрев горячей воды, определенного путем умножения объема теплоносителя на коэффициент теплосодержания, согласно Заключению по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на горячую воду, отпускаемую обществом «ИнвестСпецПром» на 2012 год.
При проверке расчета учтены возражения ответчика по качеству поставленной горячей воды, произведена корректировка стоимости горячей воды с учетом ненадлежащего качества поставленного коммунального ресурса в соответствии с Правилами № 354, СанПиН 2.1.4.2496-09. Расчет истца скорректирован с учетом предоставленных ответчиком в рамках рассматриваемого дела документов относительно завершения отопительного сезона 2013-2014 годов с 13.05.2014 и довода об отсутствии нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>. Возражений относительно правильности перерасчета ответчиком не представлено.
Доводы о применении тарифа, не подлежащего применению, рассмотрены и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 19-0-ФЗ) отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды; к отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5.1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что к тарифам в сфере теплоснабжения, подлежащим регулированию, относится тариф на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования), в соответствии с которыми подлежали утверждению тарифы на горячую воду на спорный период.
Подпунктом 2 п. 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены тарифы на горячую воду.
В силу п. 7(1) Основ ценообразования органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду: тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения; тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В п. 7(2) Основ ценообразования указано, что тарифы на горячую воду устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разд. VIII Основ ценообразования.
Согласно п. 47 гл. VIII Основ ценообразования (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», вступившего в законную силу 22.11.2012) тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Суды правильно исходили из того, что установление тарифа на горячую воду законодатель не ставит в зависимость от непосредственного производства горячей воды теплоснабжающей организацией, отклонив ссылку ответчика на редакцию п. 47 Основ ценообразования от 14.07.2008.
Установив, что тариф на горячую воду обществу «ИнвестСпецПром» установлен Постановлением РЭК Пермского края от 18.09.2012 № 161-вг в виде одноставочного тарифа, доказательств отмены данного правового акта в спорном периоде или признания его недействующим ответчиком не представлено, суды сделали правильный вывод, что поставляемый коммунальный ресурс - горячая вода, в том числе с использованием системы открытого теплоснабжения (горячего водоснабжения), должен оплачиваться по утвержденному для данного ресурса тарифу.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.12.2014 по делу № А50-14005/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплотекс» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.Н. Черкасская
Судьи О.В. Абознова
А.А. Гайдук