Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3706/15
Екатеринбург
09 июня 2015 г. | Дело № А50-16298/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.12.2014 по делу № А50-16298/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее – общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы») – ФИО1 (доверенность от 01.01.2015 № 01-01-9/920).
Общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Кадастровой палаты от 26.02.2014 № 5900/301/14-28415 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка общей площадью 3819 кв. м с кадастровым номером 59:29:0780003:86, расположенного по адресу: Пермский край, Осинский район, п. Светлый; обязании Кадастровой палаты восстановить аннулированные сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 3819 кв. м с кадастровым номером 59:29:0780003:86, расположенного по адресу: Пермский край, Осинский район, п. Светлый.
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Осинского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра).
Решением суда от 05.12.2014 (судья Трубин Р.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), а также на нарушение процессуальных норм.
Заявитель считает обоснованным аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке по истечении двухлетнего срока со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, поскольку на момент принятия оспариваемого решения отсутствовала информация о правопритязаниях в отношении указанного земельного участка, решение принималось исходя из сведений, которые содержались на тот момент в Государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Решение суда по делу №А50-19723/2013 не могло быть принято ответчиком во внимание, поскольку на момент принятия оспариваемого решения не вступило в законную силу.
Кадастровая палата считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что на момент вынесения оспариваемого решения ей должно было быть известно о наличии правопритязаний на спорный земельный участок в связи с имеющимися заявлениями о регистрации дополнительных соглашений, сведениями о приостановлении государственной регистрации от 05.04.2013, поскольку полномочиями по осуществлению регистрационных действий входит в исключительную компетенцию Управления Росреестра, в связи с чем Кадастровая палата сведениями о правопритязаниях на спорный земельный участок располагать не могла.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение норм ст. 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не указали, каким нормам права не соответствует обжалуемое решение; законом не предусмотрено оснований восстановления аннулированных сведений в государственном кадастре недвижимости, а также повторное использование кадастрового номера земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между Тишковской сельской администрацией (арендодатель) и обществом «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 103 709 кв. м, для размещения производственных баз в п.Светлый, сроком на 49 лет (п. 1.1, 1.2 договора).
На основании постановления администрации Тишковского сельсовета от 01.02.2001 № 1 администрацией Тишковского сельсовета и обществом «Северо-западные магистральные нефтепроводы» 01.02.2001 подписано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды от 30.07.1999 № 68, которым п.1 договора дополнен фразой «арендодатель сдает, а арендатор принимает в долгосрочное пользование на условиях аренды земельные участки общей площадью 3 516,4 кв. м, согласно прилагаемого плана земель, отведенные под производственные объекты в п. Светлый».
На основании постановления администрации Тишковского сельсовета от 21.06.2002 № 35 сторонами договора аренды подписано дополнительное соглашение № 2 к договору, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 59-240-832-004-032 (507 кв. м) исключена из площади арендованных на основании дополнительного соглашения № 1 земельных участков.
В связи с изданием постановлений главы Осинского муниципального района от 22.05.2007 № 456, 457, заключением иных договоров аренды земельных участков от 08.09.2007 и от 09.06.2007 муниципальным образованием Осинский муниципальный район в лице начальника управления имущественных отношений, жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Осинского муниципального района и обществом «Северо-западные магистральные нефтепроводы» подписано дополнительное соглашение от 25.12.2007 № 04-04-125. Данным соглашением в договор аренды от 30.07.1999 № 68 внесены изменения, стороны установили площадь земельного участка считать равной 19 135 кв. м.
22.10.2012 в связи с изданием администрацией Осинского муниципального района постановления от 12.09.2012 № 660 сторонами договора подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 30.07.1998 № 68. Согласно указанному дополнительному соглашению п.1.1 договора аренды изложен в редакции: «арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 59:29:0780003:86 общей площадью 3819 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, целевое использование – под объектами обслуживания ЛПДС «Оса» (подъездной путь ЛПДС «Оса») и земельный участок с кадастровым номером 59:29:0780003:88 общей площадью 10 597 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, целевое использование – под объекты обслуживания ЛПДС «Оса».
Общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» 18.02.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68, что подтверждается, в том числе, распиской регистрирующего органа.
Управление Росреестра по Пермскому краю 03.07.2013 отказало в государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68 на том основании, что регистрация договора аренды участка от 30.07.1999 № 68 проведена только в отношении земельного участка для размещения магазина площадью 507 кв. м с кадастровым номером 59-240-832-004-032, в последующем запись о регистрации аренды в отношении земельного участка прекращена.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2013 по делу №А50-19723/2013 отказ Управления Росреестра от 03.07.2013 № 01/004/2013-336,337,339 в государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68 признан незаконным, на Управление Росреестра возложена обязанность провести государственную регистрацию дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68.
Общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» вновь 25.04.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды земельного участка от 30.07.1999 № 68, что подтверждается, распиской регистрирующего органа.
Регистрирующий орган 12.05.2014 приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с тем, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:29:0780003:86 сведения аннулированы 13.05.2013.
В последствии регистрирующий орган 06.06.2014 отказал заявителю в государственной регистрации дополнительных соглашений к договору на основании абз. 12 п. 1, п. 1.2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Орган кадастрового учета принял решение от 26.02.2014 № 5900/301/14-28415 об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:29:0780003:86 были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости на основании решения от 13.05.2013 ввиду истечения двухлетнего срока действия временного статуса сведений.
Полагая, что действия ответчика по исключению сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:29:0780003:86 из государственного кадастра недвижимости при наличии правопритязаний в отношении спорного земельного участка, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (ст. 1 Закона о кадастре).
Согласно ст. 20 Закона о кадастре кадастровый учет земельных участков как объектов недвижимости проводится на основании заявлений собственников и иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 указанного Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на дату принятия решения о снятии участков с учета) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Судами установлено, что спорные земельные участки, сведения о которых исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с истечением двух лет со дня постановки их на учёт и отсутствием государственной регистрации права, были поставлены на кадастровый учет 12.05.2011, между тем на момент истечения установленного в законе двухгодичного срока имелись правопритязания в отношении спорного земельного участка, что следует из вступившего в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2013 по делу №А50-19723/2013, согласно которому заключение дополнительных соглашений от 25.12.2007 № 04-04-125, от 18.04.2012, от 22.10.2012 к договору аренды от 30.07.1999 соответствовало действующему законодательству, на регистрирующий орган возложена обязанность провести государственную регистрацию указанных дополнительных соглашений. Суд апелляционной инстанции также указал, что на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения решение суда от 30.12.2013 по делу № А50-19723/2013 вступило в законную силу и подлежало исполнению.
Довод ответчика о том, что в органе кадастрового учета на момент принятия решения от 13.05.2013 отсутствовали сведения о правопритязаниях в отношении указанного земельного участка, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Установив, что оснований для аннулирования и исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости не имелось, оспариваемое решение регистрирующего органа противоречит вышеизложенным положениям Закона о кадастре, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в соответствии со ст. 16 Закона о кадастре аннулирование сведений о земельном участке влечет прекращение его существования как объекта земельных отношений и делает невозможной регистрацию дополнительных соглашений к договору аренды, суды пришли к обоснованному выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим устранением допущенных нарушений прав и законных интересов общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» в рассматриваемом случае будет являться восстановление в Государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:29:0780003:86, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили требование заявителя о признании незаконными действий Кадастровой палаты по аннулированию сведений из Государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке и обязали Кадастровую палату в целях восстановления нарушенного права заявителя восстановить кадастровый учет спорного земельного участка.
Доводы Кадастровой палаты об отсутствии правовых оснований для восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений об аннулированных объектах недвижимости судом отклоняется, так как каких-либо обстоятельств, препятствующих восстановлению земельного участка в прежних границах с соответствующим кадастровым номером не установлено.
Ссылка заявителя на не информированность о наличии правопритязании по спорному земельному участку не может быть принята кассационной инстанцией, поскольку сводится лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.12.2014 по делу № А50-16298/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Торопова
Судьи Н.Г. Беляева
Е.А. Платонова