ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-19042/2021 от 08.09.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4657/22

Екатеринбург

13 сентября 2022 г.

Дело № А50-19042/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – Учреждение, страхователь) на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29.12.2021 по делу № А50-19042/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонному) (далее – Управление, Фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2021 № 203S19210020789.

От Фонда поступило встречное заявление о взыскании с Учреждения финансовой санкции в сумме 100500 руб., которое принято судом определением от 06.09.2021 для совместного рассмотрения с первоначальными требованиями.

В порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – взыскатель, Отделение).

Решением суда от 29.12.2021 (судья Новицкий Д.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение Фонда от 14.07.2021 № 203S19210020789 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в части привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в части назначения финансовой санкции в сумме, превышающей 10 050 рублей, признано недействительным, как не соответствующее законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Встречные требования Фонда удовлетворены частично. С Учреждения в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы финансовые санкции в размере 10 050 рублей.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 (судьи Шаламова Ю.В., Голубцов В.Г. Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и неприменение норм права, подлежащих применению. По мнению заявителя кассационной жалобы, Фондом не направлено в адрес страхователя уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений, следовательно, Учреждение было лишено права на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период и Фондом необоснованно начислены финансовые санкции. Так же кассатор считает, что пятидневный срок для устранения нарушений может быть применен только в случае, соблюдения процедуры привлечения страхователя к ответственности, что в рассматриваемом случае, по мнению заявителя, не было соблюдено ПФР.

В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.

Как следует из материалов дела, 01.06.2021 страхователем в Фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за апрель 2021 года в отношении 201 застрахованных лиц.

Указанные обстоятельства нашли отражение в акте от 11.06.2021
№ 203S18210018822, которым предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц» (далее - Закон № 27-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов проверки, 14.07.2021 Фондом вынесено решение № 203S19210020789, которым страхователь привлечен к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 100 500 рублей.

Считая, что решение фонда от 14.07.2021 № 203S19210020789 не соответствуют законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его незаконным.

Фонд направил в адрес Учреждения требования об уплате финансовой санкции в добровольном порядке.

Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, Фонд заявил встречные требования о взыскании финансовой санкции в судебном порядке.

Суд первой инстанции, при частичном удовлетворении заявленных Учреждением и Фондом требований, пришел к выводу о законности привлечения страхователя к ответственности, при этом установил смягчающие ответственность обстоятельства, сделав вывод о возможности снижения размера штрафных санкций до 10 050 руб.

Апелляционный суд поддержал данные выводы суда первой инстанции, при этом правомерно руководствовался следующим.

В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Законом № 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 которого, страхователи представляют предусмотренные пунктами
2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах» (с 30.05.2021 указанные формы утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п), в соответствии с разделом 3 которого «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». При этом код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Судами установлено, что отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2021 года на 201 застрахованное лицо со сроком представления до 17.05.2021, представлена страхователем 01.06.2021, то есть с нарушением установленного срока.

При этом доказательств невозможности соблюдения требований Закона
№ 27-ФЗ по представлению сведений по форме СЗВ-М в силу чрезвычайных событий, которые учреждение не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений Учреждением в материалы дела не представлено.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона
№ 27-ФЗ, суды, частично удовлетворяя требования Учреждения, исходили из наличия оснований для взыскания с него финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Установив обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения: отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения, суды пришли к выводу о том, что примененная к страхователю санкция в размере 100 500 руб. явно несоразмерна допущенному им нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах. Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, позволяющих снизить размер примененного штрафа до 10 050 руб., признав недействительным оспариваемое решение Фонда в соответствующей части.

Вопреки доводам жалобы, сроки и порядок привлечения к ответственности Учреждением соблюдены, что нашло свое отражение в судебных актах нижестоящих инстанций.

Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в материалах дела доказательств направления в адрес Учреждения уведомления об устранении ошибок, а также на наличие возможности страхователя дополнять и уточнять представленные ранее сведения без применения штрафных санкций, подлежит отклонению, поскольку заявитель привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная».

Доводы страхователя основаны на неверном толковании норм права.

Нормы материального права судами обеих инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2021 по делу № А50-19042/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Д.В. Жаворонков

Е.А. Кравцова