ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-1915/2023 от 30.11.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8565/23

Екатеринбург

06 декабря 2023 г.

Дело № А50-1915/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Гуляевой Е.И., Краснобаевой И.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа и Администрации Чайковского городского округа на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.06.2023 по делу № А50-1915/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание) представители:

Управления строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа (далее – Управление) – ФИО1 (доверенность от 22.12.2022 № 05-01-20-15);

Администрации Чайковского городского округа (далее – Администрация) – ФИО1 (доверенность от 23.12.2022 № 01-03-28-31);

индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО3 (доверенность от 26.12.2022).

Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению о признании градостроительного плана земельного участка от 10.02.2022 N РФ-59-2-12-0-00-2022-1008 недействительным, обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем выдачи нового градостроительного плана с учетом устранения выявленных недостатков (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), общество с ограниченной ответственностью "Чайковскстройпроект".

Решением суда от 08.06.2023 заявленные требования удовлетворены: градостроительный план земельного участка от 10.02.2022 № РФ-59-2-12-0-00-2022-0008, подготовленный Управлением, признан недействительным в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010243:19 и границ допустимого размещения объекта недвижимости с кадастровым номером 59:12:0010243:1939, как несоответствующий действующему законодательству; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО2

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление и Администрация просят указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Заявитель отмечает, что судами в ходе рассмотрения дела не установлено и не указано в решении, требованию какого закона или иного правового акта не соответствует выданный градостроительный план. Управление считает, что градостроительный план лишь повторяет сведения, содержащиеся в иных документах, в том числе сведения, содержащиеся в ЕРГН, и не устанавливает границы земельного участка. По мнению заявителя, суд не учел, что нарушение прав истца связано с возможными неверным установлением границ земельного участка, наличием реестровой ошибки, о чем поясняет специалист ООО "Флорис" в техническом заключении. Заявитель жалобы полагает, суд оставил без рассмотрения требование о выдаче нового градостроительного плана.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления перепланировки и переустройства нежилого помещения 26.01.2022 предприниматель обратился к Управлению с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010243:19, площадью 1531,30 кв. м для разработки проектной документации "Реконструкция многоквартирного жилого дома с устройством 2-х входных групп по адресу: ул. Советская, д. 30, г. Чайковский, Пермский край".

Предпринимателю выдан градостроительный план земельного участка № РФ-59-2-12-0-00-2022-1008 от 10.02.2022, подготовленный Управлением.

Заявителем получено письмо от подрядной организации ООО "Чайковскстройпроект" от 24.01.2023 о невозможности составить проектную документацию под реконструкцию многоквартирного дома по ул. Советская, 30 на основании предоставленного градостроительного плана от 10.02.2022, поскольку в указанном плане некорректно нанесена граница места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (линия отступа).

Указанная граница места допустимого размещения строения расположена внутри существующего многоквартирного жилого дома.

Согласно Техническому заключению, подготовленному ООО "Флорис", жилой дом и изначально вход в подвал не подпадают в границу допустимого размещения зданий, отраженную в градостроительном плане (возможно из-за наличия реестровой ошибки в сведениях о границах з/у); входная группа в осях 12-13/А возведена за границей допустимого размещения зданий; жилой дом и изначальные границы встроенно-пристроенных помещений не попадают в границу допустимых размещений зданий, отраженную в градостроительном плане.

Выявленные несоответствия в градостроительном плане явились основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив, что чертеж градостроительного плана от 10.02.2022 содержит сведения о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, не соответствующие установленным нормативным требованиям, суды удовлетворили заявленные требования.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Исходя из положений ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 26 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача градостроительного плана.

Порядок выдачи градостроительного плана регулируется статьей 57.3 ГрК РФ.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 ГрК РФ).

Источниками информации для его подготовки являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Кроме того, таковыми являются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

В целях получения градостроительного плана правообладатель земельного участка, иное лицо обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана и выдает его заявителю (части 5, 6 статьи 57.3 ГрК РФ).

В силу положений ч. 7, 9 ст. 51, 52, ч. 2, 3 ст. 55 ГрК РФ градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию.

Форма градостроительного плана, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 ГрК РФ).

Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр (далее - Приказ № 741-пр) утверждены форма градостроительного плана и порядок ее заполнения, согласно которому в разделе 2.3 формы указываются информация о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указывается ряд характеристик.

Градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

По существу, градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.

В силу части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка предусмотрено содержание определенной информации.

Согласно выданному градостроительному плану земельный участок расположен в территориальной зоне Ж3 "Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)", установлен градостроительный регламент.

В качестве акта уполномоченного органа, содержащего градостроительный регламент, содержится ссылка на Правила землепользования и застройки Чайковского городского округа, утвержденные постановлением Администрации от 11.01.2022 №13 (пункт 2.1 градостроительного плана от 10.02.2022).

Разделом 2.3 оспариваемого градостроительного плана предусмотрено, что минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений составляет 5 м.

Согласно техническому паспорту от 01.01.2018 на здание с планировкой первого и подвального помещений, с торцов дома по ул. Советская, 30 со стороны первого и четвертого подъездов предусмотрены спуски в подвальное помещение проектной документацией в 1979 году, на расстоянии от стены дома примерно 5 м.

Постановлением от 21.11.2022 № 1257 была утверждена документация по планировке территории и составе проекта межевания территории в границах двух кварталов, ограниченных улицами Советская, Камская, ФИО4, Строительная в г. Чайковский.

Как установлено судами, земельный участок под многоквартирным домом составляет 1531,3 кв. м, что меньше чем площадь самого дома (1631,3 кв. м), в результате чего входные группы в подвал оказались на смежном участке с кадастровым номером 59:12:0010243:33; данное обстоятельство подтверждает топографическая съемка и утвержденный проект межевания территории кадастрового квартала 59:12:0010243.

Указанные обстоятельства Управлением не оспариваются.

С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что чертеж градостроительного плана от 10.02.2022 содержит сведения о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, не соответствующие установленным нормативным требованиям.

Судами правомерно учтено, что после обращения в суд с заявлением, 21.03.2023 Администрация внесла изменения в проект межевания территории в границах 2-х кварталов, ограниченных улицами Советская, Камская, ФИО4, Строительная в г. Чайковский относительно земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. Советская, 30 г. Чайковский с кадастровым номером 59:12:0010243:19 (на проекте межевания территории этот участок значится как ЗУ 32 площадью 5554 кв. м) в части границы, в том числе, кадастрового квартала 59:12:0010243, что послужило основанием для уточнения предпринимателем требований в части отказа от требования о возложении на Администрацию обязанности внести соответствующие изменения в проект межевания.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что градостроительный план в указанной части не соответствует закону и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем суды признали недействительным градостроительный план земельного участка в части установления границ земельного участка, возложили обязанность на Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО2

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии нарушения прав предпринимателя оспариваемым градостроительным планом являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 08.06.2023 по делу № А50-1915/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа и Администрации Чайковского городского округа – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи Е.И. Гуляева

И.А. Краснобаева