Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5569/22
Екатеринбург
14 сентября 2022 г.
Дело № А50-19889/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РКап Концессионная компания № 10» (далее – общество «РКап Концессионная компания № 10», истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2022 по делу № А50-19889/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по тому же делу.
Судебное заседание проводилось путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Одновременно судебное заседание организовано с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседании) в порядке, предусмотренном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании по делу № А50-19889/2021 в здании Арбитражного суда Пермского принял участие представительДепартамента имущественных отношений администрации города Перми – ФИО1 (доверенность от 28.12.2021 № 059-19-01-44-106).
В судебном заседании, проведенном с использованием системы
веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание) принял участие представитель общества «РКап Концессионная компания № 10» – ФИО2 (доверенность от 08.04.2022).
Общество «РКап Концессионная компания № 10» обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми (далее – Департамент, ответчик) с заявлением о признании незаконным и отмене решения, оформленного сообщением об итогах предложения о заключении концессионного соглашения от 06.07.2021.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (далее – общество «ПСК»).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «РКап Концессионная компания № 10» просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, информация о форме и предоставляемых документах при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе комиссией концедента не была размещения на сайте www.torgi.gov.ru, что исключает возможность отклонения предложения. Заявитель жалобы указывает на то, что для лица, подающего заявку о готовности участия в конкурсе, требований об обязательном предоставлении документов Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) не установлено. Общество ссылается на неприменение судами части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. По мнению общества, на стадии принятия заявок о готовности к участию в конкурсе не проводится конкурс (торги) на право заключения концессионного соглашения, не начинается процедура его организации, а выявляются иные лица, заинтересованные в заключении концессионного соглашения в отношении отдельного объекта государственного (муниципального) имущества на определенных условиях. Общество «РКап Концессионная компания № 10» настаивает на том, что комиссия не проанализировала соответствие предложения общества «ПСК» требованиям части 4.11 статья 37 Закона № 115-ФЗ. Заявитель жалобы ссылается на то, что в результате отклонения его заявки конкурс не проводился, концессионное соглашение заключено между концедентом и концессионером.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 30.12.2020 в адрес Администрации города Перми поступило предложение общества «ПСК» от 30.12.2020 № 510191-04-04974 о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми.
На основании письма от 27.01.2021 № 059-01-53-53/2-54 в соответствии с пунктом 2 части 4.4 статьи 37 Закона № 115-ФЗ обществу «ПСК» сообщено о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях.
В соответствии с письмом от 07.05.2021 № 510191-04-02146 общество «ПСК» предоставило проект концессионного соглашения по результатам переговоров.
Общество «ПСК» с письмом от 07.05.2021 № 510191-04-02146 предоставило согласованный проект концессионного соглашения.
В соответствии с требованием статьи 37 Закона № 115-ФЗ Департамент на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 07.05.2021 разместил предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми (сообщение о предложении от 07.05.2021 № 070521/0111982/02).
От общества «РКап Концессионная компания № 10» 24.06.2021 поступила заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения.
Обществом «РКап Концессионная компания № 10» представлены следующие документы: заявка о готовности к участию в конкурсе от 10.06.2021; предложение о заключении концессионного соглашения; проект концессионного соглашения; нотариально удостоверенные копия устава общества от 19.06.2021, копия протокола общего собрания участников общества от 10.06.2021 № 9; нотариально удостоверенная копия протокола от 30.07.2020 № 1 учредительного собрания общества от 19.06.2021; нотариально удостоверенная копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц общества 19.06.2021; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц общества от 07.06.2021; нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке общества на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 19.06.2021; нотариально удостоверенная копия Приказа от 10.08.2021 № 1 о вступлении в должность генерального директора общества от 19.06.2021; справка № 17241 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 31.12.2020 (подписана электронно-цифровой подписью ИФНС); копия справки из Фонда социального страхования Российской Федерации по состоянию от 31.12.2020; копия справки из Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.12.2020 № 091026; гарантийное письмо от Частной компании с ограниченной ответственностью Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед от 10.06.2021 № 162-10/06; договор целевого займа № 100621/1.
Департамент 06.07.2021 опубликовал сообщение по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми. Заявка общества «РКап Концессионная компания № 10» признана не соответствующей требованиям, предъявляемым частью 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.
В заявлении истец ссылается на то, что в сообщении от 06.07.2021 Департаментом при рассмотрении заявок не определен круг лиц, которые подавали заявки, а также какая из организаций и каким именно требованиям не соответствует Закону № 115-ФЗ; протокол о подведении итогов (итоги подводились комиссией Департамента 25.06.2021) на сайте отсутствует.
Кроме того, информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе Департаментом на сайте www.torgi.gov.ru не была размещена.
Как полагает истец, на основании сводной таблицы в соответствии с частью 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ общество «РКап Концессионная компания № 10» по исчерпывающим четырем критериям подтвердило соответствие заявки в полном объеме и, как следствие, соответствие постановлению Российской Федерации от 31.03. 2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».
Гарантийным письмом от Частной компании с ограниченной ответственностью Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед от 07.06.2021 № 162-10/06 и договором целевого займа от 10.06.2021 № 100621/1 общество «РКап Концессионная компания № 10» подтверждает возможность предоставления денежных средств.
Как полагает истец, обществом «РКап Концессионная компания № 10» подтверждена возможность получения денежных средств договорами займа с другим юридическим лицом, при этом займодавцем является иностранный фонд.
Ссылаясь на то, что Департамент неправомерно отклонил заявку общества «РКап Концессионная компания № 10» о готовности к участию в конкурсе и заключению концессионного соглашения, тем самым ограничил, не допустил, устранил конкуренцию, соответственно, нарушил Закон № 115-ФЗ и антимонопольное законодательство, общество «РКап Концессионная компания № 10» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона, по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.
В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона № 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
После поступления указанного предложения орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления такого предложения рассматривает его и принимает одно из решений, перечисленных в части 4.4 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (пункт 4.7 статьи 37 Закона № 115-ФЗ).
По смыслу части 4.9 статьи 37 Закона № 115-ФЗ заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если в сорока пятидневный срок с момента размещения на упомянутом официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом № 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 указанного Закона к инициатору заключения концессионного соглашения.
Таким образом, основанием для проведения конкурса в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона № 115-ФЗ будет являться поступление заявок лишь от тех лиц, которые отвечают установленным названным Законом критериям и которые представили все предусмотренные данной нормой документы.
В соответствии с частью 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения);
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом «РКап Концессионная компания № 10» предоставлен договор целевого займа от 10.06.2021 № 100621/1, заключенный с Частной компанией с ограниченной ответственностью Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед, которая является займодавцем, на сумму 264 млн. руб.
Документы или информация, подтверждающие, что Частная компания с ограниченной ответственностью Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед является кредитной организацией, в материалы дела не предоставлено, равно как и не представлены документы, подтверждающие наличие возможности получения денежных средств на основании пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.
Кроме того, справка № 17241 об исполнении налогоплательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 31.12.2020, представленная обществом «РКап Концессионная компания № 10», также не соответствует законодательству.
На основании указанных обстоятельств, Департамент пришел к выводу о том, что общество не отвечает требованиям, установленным частью 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, к лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения.
В Протоколе совещания по итогам размещения предложения официальном сайте предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения г. Перми от 28.06.2021 также сделан вывод, что общество «РКап Концессионная компания № 10» не отвечает требованиям, установленным частью 4.1.1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, для лиц, подающим заявки на заключение концессионного соглашения.
Кроме того, статьей 52.1 Закона № 115-ФЗ установлены особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения, согласно которой в ценовых зонах теплоснабжения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», единая теплоснабжающая организация, определенная в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», имеет преимущественное право на заключение концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, без проведения конкурса.
Между тем согласно пункту 1 постановления администрации г. Перми от 14.10.2021 № 859 «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми» администрацией города Перми принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми, состав, описание, технико-экономические показатели которых приведены в приложении 1 к условиям концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, утвержденном настоящим постановлением, для осуществления деятельности по производству и холодному водоснабжению (транспортировке питьевой и технической воды) путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.
Как установлено судами, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми 15.12.2021 объявлен несостоявшимся, в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе.
Из материалов дела усматривается и представителем общества в судебном заседании суда кассационной инстанции подтверждено, что общество «РКап Концессионная компания № 10» в указанном конкурсе участие не принимало.
С учетом изложенного, судом округа отклоняется довод заявителя жалобы о нарушении его прав на участие в конкурсных процедурах.
Кроме того, судами обоснованно отмечено, что необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Судами установлено, что администрацией города Перми отозвано письмо о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях от 27.01.2021 № 059-01-53/2-54.
Следовательно, признание незаконным оспариваемого решения не приведет к восстановлению прав заявителя, так как заключение концессионного соглашения в указанной процедуре не может быть осуществлено. Кроме того, как указано ранее, конкурс был проведен, в котором заявитель участия не принял.
С учетом изложенного, отказ в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении положений Закона № 115-ФЗ при оценке его заявки на заключение концессионного соглашения, судом округа не принимаются, как основанные на его неправильном толковании.
Суд округа не принимается ссылку заявителя жалобы на то, что комиссия не проанализировала соответствие предложения общества «ПСК» требованиям части 4.11 статья 37 Закона № 115-ФЗ, поскольку заявитель не привел правового обоснование того, каким образом нарушены его права указанным обстоятельством.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2022 по делу № А50-19889/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РКап Концессионная компания № 10» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи М.В. Торопова
Н.Г. Беляева