Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3048/15
Екатеринбург
15 июля 2015 г. | Дело № А50-20223/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н. ,
судей Сухановой Н.Н. , Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента социальной политики администрации г. Перми на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 по делу № А50-20223/2014 Арбитражного суда Пермского края .
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-профилактическое предприятие санаторий профилакторий "Алмед" (далее - ООО "ЛПП СП "Алмед", Общество) - ФИО1 (доверенность от 11.11.2014 № 137);
Департамента социальной политики администрации г. Перми - ФИО2 (доверенность от 14.01.2015).
ООО "ЛПП СП "Алмед" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету социальной защиты населения администрации города Перми о признании недействительным решения от 16.07.2014 № СЭД-20-01-17-45 об отказе в предоставлении субсидии.
Решением суда от 11.12.2014 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) произведена замена Комитета социальной защиты населения администрации города Перми (далее – Комитет) на правопреемника - Департамент социальной политики администрации города Перми. Решение суда от 11.12.2014 отменено, заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента социальной политики администрации города Перми от 16.07.2014 № СЭД-20-01-17-45 об отказе в предоставлении субсидии признано недействительным.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 20.03.2015, оставить в силе решение суда первой инстанции от 11.12.2014, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что правомерно отказал Обществу в выплате субсидии за услуги по оздоровлению и отдыху детей в смену с 01.06.2014 по 21.06.2014, поскольку оно включено в Реестр 23.06.2014 – только после этого у организации возникает право на претендовать на получение субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утверждённым постановлением Администрации г. Перми от 29.04.2011 № 191 «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми». Заявитель также ссылается на то, что доказательств невозможности подачи заявки в Реестр до начала смены Обществом не представлено.
Как следует из материалов дела, на основании заявки Общества от 18.06.2014 приказом Комитета от 01.07.2014 № СЭД-20-03-05-75 ООО "ЛПП СП "Алмед" с 23.06.2014 включено в Реестр (файлы Zajavka na 1 l.pdf, Prikaz SED-20-03-05-75 ot 01.07.2014 O vkljuchenii v Reestr na 1 l.pdf).
Между Комитетом и Обществом 03.07.2014 подписано соглашение о предоставлении субсидии, по условиям которого Комитет предоставляет субсидию Обществу для возмещения части затрат на оздоровление и (или) отдых детей в размере общей суммы сертификатов на оздоровление и (или) отдых детей, полученных от родителей (законных представителей). Размер субсидии определяется в соответствии с Порядком предоставления субсидий. Комитет перечисляет денежные средства Обществу за каждую организованную смену.
В п. 7.1 соглашения определено, что оно вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношение, возникшее с 23.06.2014. Действует до 31.12.2014, в части оплаты - до полного исполнения обязательств.
ООО "ЛПП СП "Алмед" 04.07.2014 направило в Комитет отчет о расходовании бюджетных средств на организацию оздоровления и (или) отдыха детей в каникулярное время, в котором указало на организацию оздоровительной смены для детей в период с 01.06.2014 по 21.06.2014 с получением сертификатов в количестве 214 штук, и запросило субсидию в сумме 1 962 624,17 руб.
В письме от 16.07.2014 № СЭД-20-01-17-45 Комитет отказал Обществу в предоставлении субсидии в связи с тем, что оно включено в Реестр с 23.06.2014, соглашение о предоставлении субсидии от 03.07.2014 также предусматривает его распространение только с 23.06.2014, соответственно, у Комитета не возникло обязанности по перечислению ООО "ЛПП СП "Алмед" субсидии за смену с 01.06.2014 по 21.06.2014.
Полагая, что отказ Комитета не соответствует требованиям закона, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оставляя требования ООО "ЛПП СП "Алмед" без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что Общество включено в Реестр после оказания соответствующих услуг, что исключает его право на получение субсидии.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования, исходя из следующего.
В подп. 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
В п. 6 указанной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 13, 22, 23, 32- 36, 38-40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В ст. 3 Закона Пермского края от 02.04.2010 № 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей" определено, что государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия в сфере организации оздоровления и отдыха детей: организация оздоровления и отдыха детей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в детских санаторно-оздоровительных лагерях. Средства на осуществление переданных полномочий являются расходным обязательством Пермского края, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В п. 3 постановления администрации г. Перми от 29.04.2011 № 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми" Комитет социальной защиты определен как уполномоченный орган по выдаче сертификатов на оздоровление и (или) отдых детей родителям (законным представителям); формированию и ведению Реестра; заключению соглашений с хозяйствующими субъектами, некоммерческими организациями и предоставлению субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, некоммерческим организациям; на возмещение части затрат на приобретение путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительные детские лагеря; осуществлению проверок соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка их предоставления.
Пунктом 4.4 указанного постановления утверждено Положение о формировании и ведении Реестра организаций, оказывающих услуги по оздоровлению и (или) отдыху детей (далее - Положение о формировании и ведении Реестра).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о формировании и ведении Реестра Реестр формируется ежегодно в целях отбора организаций (учреждений), оказывающих услуги по оздоровлению и (или) отдыху детей (далее - Организации), отвечающих условиям, определенным настоящим Положением. В Организациях, включенных в Реестр, предусмотрена возможность родителя (законного представителя) реализовать право на частичную оплату услуг по оздоровлению и (или) отдыху детей (путевки) путем передачи сертификата на оздоровление и (или) отдых детей.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения в Реестр включаются Организации при условии: представления документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения; размещения Организации на территории Пермского края; организации не находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации; включения Организации в Единый федеральный реестр туроператоров (для детских лагерей палаточного типа).
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, оказывающим услуги по отдыху детей в каникулярное время, открытия лимитов бюджетных обязательств между муниципальными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, оказывающими услуги по отдыху детей в каникулярное время утвержден постановлением администрации города Перми от 29.04.2011 № 191 (далее - Порядок предоставления субсидий).
Из положений п. 1.2 – 1.4, 2.1, 3.1, 5.1 – 5.5 Порядка предоставления субсидий следует, что субсидии предоставляются заинтересованным лицам, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению оздоровления и (или) отдыха детей, при соблюдении критериев, определенных в разделе 2 Порядка предоставления субсидий, в том числе включения заинтересованного лица в Реестр, выполнении условий установленных разделом 3 названного Порядка, а также представления соответствующих документов установленных разделом 5 Порядка предоставления субсидий. При этом предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченным органом и получателем Субсидии. Пунктом 5.6 Порядка определены основания отказа в предоставлении субсидии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Обществом услуги фактически оказаны, представленный Обществом 04.07.2014 в Комитет отчет о расходовании бюджетных средств на организацию отдыха и (или) оздоровления детей в каникулярное время с приложениями соответствовал требованиям п. 5.1, 5.2 Порядка предоставления субсидий.
Обществу отказано в предоставлении субсидии по формальному основанию, связанному с датой включения ООО "ЛПП СП "Алмед" в Реестр.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь перечисленными нормами, исходя из обстоятельств дела, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии.
Вывод суда апелляционной инстанции основан на полном и всестороннем исследовании материалов дела, к установленным обстоятельствам нормы права применены правильно. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 по делу № А50-20223/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социальной политики администрации г. Перми – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Н. Токмакова
Судьи Н.Н. Суханова
Т.П. Ященок