ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-20372/2011 от 17.05.2012 АС Уральского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2862/12

Екатеринбург

21 мая 2012 г.

Дело № А50-20372/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей  Ященок Т.П.,  Татариновой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Кама-лес» (ИНН: 5915004923, ОГРН: 1025901829040; далее – общество) на решение Арбитражного суда Пермского края                        от 14.12.2011 по делу № А50-20372/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по указанному делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Министерства лесного хозяйства Пермского края (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее – министерство), изложенного в письме от 30.09.2011 № СЭД-48-01-25-289 «Об отказе в приеме лесной декларации» и обязании принять декларацию.

 Решением суда от 14.12.2011 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда         от 20.02.2012 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные им требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность отказа министерства в приеме лесной декларации по причине непроведения лесопатологического обследования и невключения лесных участков в план санитарно-оздоровительных мероприятий, поскольку проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, что является достаточным основанием для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, заявитель указывает на то, что отказ в принятии декларации по указанному основанию не предусмотрен Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 № 529 (далее – Порядок).

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить вынесенные судами по данному делу решение и постановление без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что 21.10.2008 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 6184 га, расположенного в ГКУ «Кизеловское лесничество», Коспашское участковое лесничество Кизеловского района Пермского края.

По условиям договора арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и лесоразведение на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов (п. 19.5, 19.10 договора).

Обществом 20.07.2011 подана в министерство лесная декларация по виду лесопользования – заготовка древесины в ГКУ «Кизеловское лесничество» в период с 01.08.2011 по 31.07.2012.

Согласно приложению № 1 к декларации в ней заявлены к сплошной санитарной рубке лесосеки площадью 23,3 га и 50,0 га, расположенные в квартале 289 выдел 5 и квартале 301 выдел 2 Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество».

При проверке декларации установлено, что на заявленных в декларации участках (лесосеках) не проведено лесопатологическое обследование в соответствии с требованиями лесного законодательства, сведения о лесосеках не включены в приказ министерства на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. В связи с изложенными обстоятельствами обществу отказано в принятии декларации, основания для отказа изложены в письме министерства от 30.09.2011 № СЭД-48-01-25-289.

Общество, полагая, что отказ в согласовании и принятии декларации является неправомерным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности принятого министерством решения об отказе обществу в принятии декларации.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Исходя из положений ст. 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Министерство в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2011 № 537-п является органом исполнительной власти, осуществляющим организацию принятия лесных деклараций (п. 3.23).

В силу п. 1 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

Согласно п. 3 Порядка лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного представлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (декларируемый период).

Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации (п. 5 Порядка).

В соответствии с п. 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения лесной декларации извещает об этом лесопользователя. В случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

Меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (п. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 № 32 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно п. 3 данного документа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных     ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов включает обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (п. 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки).

Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523.

Данным Руководством к числу санитарно-оздоровительных мероприятий отнесены мероприятия по сплошной санитарной рубке (п. 7); санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9); основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является, в том числе, проект освоения лесов (п. 10); планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 19).

В материалы дела представлен Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу для заготовки древесины на территории ГКУ «Кизеловское лесничество». Указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы № 01-2009/091.

Дополнением к Проекту освоения лесов в разделе 3 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» предусмотрены мероприятия по сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на указанном лесном участке в квартале № 289 в выделе 5 и квартале № 301 в выделе 2 Кизеловского (бывшее Коспашское) участкового лесничества площадью 23,3 га и 50,0 га соответственно.

Результаты проведенной в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации экспертизы дополнения к Проекту освоения лесов отражены в заключении № 01-2010/306, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 26.08.2010 № СЭД-30-01-03-268. В данном заключении содержатся рекомендации экспертной комиссии о том, что сплошные санитарные рубки на арендуемом лесном участке в объеме, предусмотренном в дополнении к Проекту освоения лесов, могут проводиться в соответствии с годовым планом санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным Агентством по природопользованию Пермского края в установленном порядке. Копию приказа Агентства по природопользованию Пермского края об утверждении плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке необходимо включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов. Арендатору (обществу) рекомендовано включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов материалы, указанные в разделе «Замечания и предложения по материалам дополнения к проекту».

Данные рекомендации соответствуют вышеприведенным положениям Руководства в части планирования санитарно-оздоровительных мероприятий и включения лесосеки в годовой план.

Обществом указанные рекомендации не выполнены. На обозначенных лесных участках не проведено лесопатологическое обследование в соответствии с действующим законодательством, данные участки не включены в приказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.

При таких обстоятельствах министерство правомерно отказало обществу в принятии декларации, указав на отсутствие оснований для включения заявленных в декларации лесосек в лесную декларацию.

Следовательно, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу          ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2011 по делу                    № А50-20372/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Кама-лес» – без удовлетворения.

Председательствующий                                                       В.А. Лукьянов

Судьи                                                                                    Т.П. Ященок

                                                                                              ФИО1