ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-21665/15 от 29.11.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7544/17

Екатеринбург

06 декабря 2017 г.

Дело № А50-21665/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Поротниковой Е.А., Жаворонкова Д.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края и  Контрольно-счетной палаты Пермского края на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А50-21665/2015 Арбитражного суда Пермского края.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общественной организации «Федерация плавания Пермского края» (далее – ОО «Федерация плавания Пермского края») – Коскова Н.М. (доверенность от 20.11.2017);

Контрольно-счетной палаты Пермского края – Ахметьянов А.М. (доверенность от 13.10.2017), Голдобина Е.Ю. (доверенность от 20.01.2017).

Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее – Министерство, Минспорта) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного Контрольно-счетной палатой Пермского края (далее – КСП ПК) представления от 15.06.2015 № 13 в части пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5 описательной части, пунктов 1 и 2 резолютивной части.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Навигатор», общество с ограниченной ответственностью «СК Олимпия-Пермь» (далее – общество «СК Олимпия-Пермь», АНО «Центр спортивной подготовки Республика снега-59», ОО «Федерация плавания Пермского края», общественная организация «Федерация тенниса Пермского края» (далее – ОО «Федерация тенниса Пермского края»).

Решением суда от 14.04.2017 (судья Герасименко Т.С.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2017 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Муравьева Е.Ю) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление
КСП ПК от 15.06.2015 № 13 в части пункта 4 мотивировочной части в части выводов относительно общества «СК Олимпия-Пермь» в сумме 200 000 рублей, ОО «Федерация плавания Пермского края»; пунктов 5, 6, 10.4, 10.5 мотивировочной части; пункта 1 резолютивной части представления в части принятия мер по возврату в краевой бюджет с общества «СК Олимпия-Пермь» суммы 200 000 рублей, с ОО «Федерация плавания Пермского края», с ОО «Федерация тенниса Пермского края». В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

В кассационной жалобе Минспортавыразило несогласие в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 8, 10, 10.3 описательной части представления, пункт 1 резолютивной части представления части требований по возврат субсидии, перечисленной АНО «Центр спортивной подготовки «Республика снега-59» на сумму 831,0 тыс. руб., пункта 2 резолютивной части представления. В обоснование своих доводов касательно признания недействительным пункта 8 представления Министерство указывает на отсутствие в Федеральном законе от 04.12.2007
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ) четкого разграничения понятий физических и спортивных мероприятий. По мнению заявителя, массовый спорт является одним из элементов системы подготовки спортивного резерва, в связи с чем расходы осуществлялись правомерно.

Министерство отмечает, что при анализе пункта 9 представления суд не принял во внимание, что в соответствие с техническим заданием, а также актами сдачи-приемки оказанных услуг данное мероприятие предназначено для спортсменок сборных команд Пермского края всех видов спорта и не соответствует критериям мероприятий спорта высших достижений.

Что касается пункта 10.3, то здесь, считает заявитель, судом не было применено постановление Правительства Пермского края от 23.12.2011
№ 1106-п. Виды расходов на проведение АНО «РС-59».

Министерство также указывает на неправомерность пункта 2 резолютивной части представления. Судом не дана оценка писем
спортивных федераций, представленных заявителем и приобщенных к материалам дела.

В кассационной жалобе КСП ПК просит отменить постановление
от 23.08.2017, оставить в силе решение от 14.04.2017 в связи с тем, что судами были нарушены нормы Бюджетного кодекса РФ (ст. 78, 219, 306.4), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 64, 68). КСП ПК считает, что выводы судов основаны на неверном толковании норм бюджетного законодательства.

По мнению КСП ПК, судом апелляционной инстанции не была дана оценка фактов, изложенных в пояснениях, отзывах и апелляционной жалобе заявителя.

В частности, КСП ПК указывает на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии взаимосвязи между утвержденным порядком реализации проекта по обучению плаванию с проведением командного первенства и порядком финансирования данных мероприятий
(п. 3); об отсутствии нецелевого расходования средств при соблюдении Министерством порядка перераспределения бюджетных средств (п. 4, 6); об отсутствии нарушения ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (п. 5). Заявитель также отмечает, что условия использования субсидий по количественному и качественному составу участников (п. 10.2),  условия использования субсидий на возмещение затрат на организацию и проведение «Краевого детского фестиваля по плаванию» (п. 10.4), условия использования субсидий на возмещение затрат на организацию и проведение «Краевого фестиваля по теннису «Пермь Великая» (п. 10.5)  не подтверждаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, в III квартале 2015 года КСП ПК была проведена проверка Министерства по вопросам законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2014 году Министерству на реализацию основного мероприятия «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий» подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Пермского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1324-п, оформленная актом от 17.04.2015.

По результатам контрольного мероприятия в адрес Министерства направлено представление от 15.06.2015 № 13 с предложениями об устранении выявленных нарушений и принятии мер по возмещению в краевой бюджет субсидий, использованных с нарушениями условий их предоставления.

Основанием для вынесения представления от 15.06.2015 № 13 послужили следующие нарушения и недостатки, указанные в представлении.

В нарушение норм государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» Министерством не был разработан порядок реализации проекта по обучению плаванию учащимхся 3-х классов во внеурочное время и проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект, являющимся завершающим этапом проекта по обучению детей плаванием. Как следствие, Правительством Пермского края не был утвержден правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам на выполнение указанных мероприятий (п. 3 представления).

В отсутствие утвержденного Правительством Пермского края правового акта, регулирующего предоставление «субсидий юридическим лицам...» для выполнения мероприятий «Организация и проведение занятий по плаванию с учащимися 3-х классов во внеурочное время» на сумму 6 015,6 тыс. руб. и «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект» на сумму 200,0 тыс. руб. произведено перераспределение бюджетных средств в бюджетной росписи Министерства по реализации вышеуказанных мероприятий с кода видов расходов 200 «Закупки для государственных нужд» на код расходов 810 «Субсидии юридическим лицам...». Перераспределение бюджетных средств с одного кода вида расходов на другой привело к изменению ключевых направлений расходов и адресности получателей бюджетных средств, а применение целевой статьи расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий», не предназначенной для реализации этих мероприятий, – к нецелевому использованию бюджетных средств в общей сумме 6 215,6 тыс. руб. (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации – далее Бюджетный кодекс РФ) (п. 4. представления).

В нарушение п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей принятие получателем бюджетных средств обязательств в виде заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, Министерством были заключены договоры на реализацию мероприятия п. 1.1.6 подраздела 1.1 подпрограммы 1 на 1 982,82 тыс. руб. больше объема доведенных лимитов бюджетных обязательств. Так, договоры на предоставление субсидий в целях возмещения затрат на организацию и проведение официальных физкультурных и массовых спортивных мероприятий Пермского края в соответствии с Календарным планом на 2014 год утверждены на общую сумму 15 996,93 тыс. руб., тогда как лимиты бюджетных обязательств по КБК: Вед. 861 РзПр 1102 «Массовый спорт» ЦСР 0712001 КВР 630 «Субсидии некоммерческим организациям» доведены в сумме 14 014,11 тыс. руб. (п. 5 представления).

В нарушение п. 3.2 приказа Минфина России от 01.07.2013 ЛУ65Н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», п. 1.5.3 постановления Правительства Пермского края от 23.12.2011 № 1106-п договор на предоставление субсидии по возмещению затрат на организацию и проведение Международного фестиваля воздухоплавателей «Небесная ярмарка-2014» в сумме 2 732,22 тыс. руб., относящегося к официальным физкультурным мероприятиям Календарного плана, был профинансирован Министерством за счет подраздела бюджета 1103 «Спорт высших достижений» вместо подраздела бюджета 1102 «Массовый спорт», по целевой статье расходов 0722001 «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Пермского края» вместо целевой статьи расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий», что свидетельствует о нарушении бюджетного законодательства, выразившегося в нецелевом расходовании бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ (п. 6 представления).

В нарушение п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.1 постановления Правительства Пермского края от 18.01.2010 № 17-п Министерством заключен договор о предоставлении субсидии с общества «Сириус», не имеющему правовых оснований на получение такой субсидии (п. 7 представления).

В нарушение п. 3.2 приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», постановления Правительства Пермского края от 11.02.2011 № 65-п, п. 1.5.2, 6.2 постановления Правительства Пермского края от 23.12.2011 № 1106-п, письма Минспорта России от 12.05.2014
№ ВМ-04-10/2554, «Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта», утвержденных приказами Минспорта России, при выполнении мероприятия «Проведение тренировочных мероприятий спортсменов сборных команд Пермского края» Министерством допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 10 585,407 тыс. руб., выразившееся в направлении средств краевого бюджета и оплате денежных обязательств не соответствующих правовым основаниям по их выделению (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ): по подразделу бюджета 1102 «Массовый спорт» вместо подраздела бюджета 1103 «Спорт высших достижений»; по целевой статье расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий», вместо целевой статьи расходов 0722001 «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Пермского края»; по коду расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» вместо кода видов расхода 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных) учреждений)» (п. 8 представления).

По результатам выполнения государственного контракта от 1.05.2014
№ 2014.98272  на оказание услуг по организации учебно-тренировочных сборов спортсменов сборных команд Пермского края краевому бюджету нанесен ущерб в размере 5141,1 тыс. руб. в связи с невыполнением условий государственного контракта по количеству участников на 217 человек (п. 9 представления).

В соответствии с п. 10 представления при исполнении договоров на предоставление субсидий в целях замещения затрат, связанных с организацией и проведением официальных физкультурных мероприятий и массовых спортивных соревнований, отнесенных к коду 1 Календарного плана, получателями субсидий допущены нарушения условий их предоставления установленные п. 3.4. постановления от 18.01.2010 № 17-п на общую сумму 6 261,82 тыс. руб., в том числе:

1. Общество «Сириус» по договору от 08.09.2014 № ПО 43/2014 допустило нецелевое перечисление субсидии в сумме 224,0 тыс. руб.; произвело излишнее перечисление субсидий в сумме 262,71 тыс. руб. шести плавательным бассейнам за неподтвержденный объем часов учебного плана; не имеет подтверждающих документов о выполнении семью плавательными бассейнами фактического объема оказанных услуг из расчета 16 часов на одного ребенка по учебному плану на общую сумму 1 521,76 тыс. руб.

2. Общество «СК Олимпия-Пермь» в рамках исполнения договора
от 08.09.2014 № ПО 43/2014, в связи с неподтверждением учебного плана на 974 часа по обучению плаванию учащихся 3-х классов получило излишний объем субсидии на сумму 222,4 тыс. руб.; допустило нецелевое использование субсидий в сумме 200,0 тыс. руб. по договору от 08.09.2014 № 43/2014, выделенных на реализацию мероприятия «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект...».

3. АНО «Центр спортивной подготовки «Республика снега-59» в рамках договора от 16.12.2014 № ДС-451/2014 оплачены посреднические услуги в сумме 831,0 тыс. руб., не соответствующие условиям получения субсидий.

4. ОО «Федерация плавания Пермского края" допущено нецелевое использование субсидий в сумме 2000,0 тыс. руб. по договору от 16.12.2014
№ ДС-449/2014, выделенных на проведение «Краевого детского фестиваля по плаванию».

5. ОО «Федерация тенниса Пермского края» допущено нецелевое пользование субсидий в сумме 999,95 тыс. руб. по договору от 16.12.2014
№ ДС-17/2014, выделенных на проведение краевого фестиваля по теннису «Пермь Великая».

В п. 1 резолютивной части представления Министерству физической культуры и спорта Пермского края предложено принять меры по возврату в краевой бюджет субсидий, использованных с нарушениями условий по их предоставлению, в том числе использованных не по целевому назначению:

– от общества «Сириус» на общую сумму 2008,47 тыс. руб.;

– от общества «СК Олимпия-Пермь» на общую сумму 422,4 тыс. руб.;

– от АНО «Центр спортивной подготовки «Республика снега-59» на сумму 83 1,0 тыс. руб.;

– от ОО «Федерация плавания Пермского края» на сумму 2000,0 млн. руб.;

– от ОО «Федерация тенниса Пермского края» на сумму 999,95 тыс. руб.

В пункте 2 резолютивной части представления Министерству физической культуры и спорта Пермского края предложено о результатам выполнения государственного контракта от 29.05.2014 № 2014.98272 с ООО «ХолидейМАКС» на оказание услуг по организации учебно-тренировочных сборов спортсменов сборных команд Пермского края принять меры по возвращению в краевой бюджет денежных средств в общей сумме 5141,1 тыс. руб. в связи с неоказанием услуг 69 спортсменам на сумму 1634,0 тыс. руб. и оказанием услуг на сумму 3507,1 тыс. руб. 148 спортсменам, не состоящим в списках сборных команд Пермского края на 2014 год.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного Кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В своей деятельности Министерство руководствуется Федеральным законом № 329-ФЗ, Законом Пермской области от 20.07.1995 № 288-50
«О физической культуре Пермской области», Положением о министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края 11.02.2011 № 65-п.

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и услуг предусмотрено статьей 78 Бюджетного Кодекса РФ.

Министерство как главный распорядитель бюджетных средств обязано обеспечить наблюдение за соблюдением получателями субсидий, субвенций за их целевым назначением и порядком предоставления (ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ).

Правила предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края установлены Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 18.01.2010 № 17-п, а правила предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, установлены Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п.

Нормы расходов средств бюджета Пермского края и порядок финансирования на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий утверждены постановлением Правительства Пермского края
от 23.12.2011 № 1106-п.

Суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции относительно нарушения, указанного в п. 3 мотивировочной части оспариваемого представления КСП ПК.

Мероприятия государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1324-п (далее – государственная программа), «Организация и проведение занятий по обучению плаванию с учащимися 3-х классов во внеурочное время», «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект» реализовывались за счет предоставления субсидий юридическим лицам в соответствии с Порядком № 17-п.

Пунктом 1.1 указанного Порядка устанавливается, что предоставление субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат осуществляется на проведение физкультурных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края.

Разделом VI государственной программы установлено, что основными мерами правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, направленными на достижение целей конечных результатов государственной программы, являются разработка и утверждение порядков реализации отдельных проектов мероприятий, порядков предоставления субсидий на реализацию отдельных проектов мероприятий программы.

Таким образом, расходное обязательство Пермского края в виде утвержденного Правительством Пермского края проекта по обучению плаванию и, соответственно, порядок его финансирования, отсутствовали, не было установлено количество бассейнов и школ Пермского края, принимающих участие в проекте, нормативы затрат на обучение плаванию одного ребенка в час, и иные показатели.

Отсутствие правового регулирования в этой части могло способствовать в том числе нецелевому направлению Министерством бюджетных средств, так как в результате была изменена адресность получателей субсидий, участвующих в реализации проекта, фактически бюджетные средства получила организация, не оказывающая услуги по плаванию.

Согласно п. 4 мотивировочной части представления в ходе проверки установлено перераспределение бюджетных средств для выполнения мероприятий «Организация и проведение занятий по плаванию с учащимися
3-х классов» на сумму 6215,6 тыс. рублей, а также «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений, реализующих проект» на сумму 200,0 тыс. рублей с одного кода вида расходов на другой, что привело, по мнению проверяющих, к изменению ключевых направлений расходов, адресности получателей, и в целом к нецелевому использованию денежных средств в общей сумме.

В части 2 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. При этом основания внесения данных изменений четко регламентированы.

В настоящее время ст. 217 Бюджетного кодекса РФ устанавливает четкий перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета. Причиной таких ограничений является тот факт, что любые отступления от утвержденного бюджета являются, по сути, изменением воли законодателя относительно осуществления права государственной или муниципальной собственности.

Из положений п. 4 ст. 217, п. 3 ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.

В соответствии с п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.

В соответствии с п. 1.3. Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 28.12.2013 № СЭД-39-01-22-265 (далее – Порядок от 28.12.2013) сводная бюджетная роспись утверждается Министром финансов Пермского края (далее – министр финансов края) до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст. 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 Порядка от 28.12.2013 ведение сводной бюджетной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Минфин края посредством внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Согласно п. 4.2, 4.3 Порядка от 28.12.2013 при принятии закона о внесении изменений в закон о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В ходе исполнения бюджета Пермского края показатели сводной бюджетной росписи изменяются в соответствии с решениями министра финансов края без внесения изменений в закон о бюджете в случаях, установленных законодательством.

Как следует из материалов дела, предоставление субсидий на проведение мероприятий Календарного плана на 2014 год «Организация и проведение занятий по обучению плаванию с учащимися 3-х классов во внеурочное время», «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект» осуществлялось в соответствии с Порядком № 17-п.

Общая сумма субсидий, предоставленная в целях возмещения затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в Календарный план на 2014 год по этим двум мероприятиям в 2014 году составила 5899,76 тыс. рублей.

Указанные два мероприятия включены в подпрограмму «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы, и их финансирование согласно Ведомственной структуре расходов бюджета на 2015-2016 годы приложение 11 Закона Пермского края от 24.12.2013 № 277-ПК «О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов») осуществлялось с целевой статьи расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий».

Таким образом, с учетом соблюдения Министерством порядка перераспределения бюджетных средств с одного кода на другой суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нецелевого расходования средств.

В части п. 5 представления апелляционный суд отметил следующее.

Принятие Министерством бюджетных обязательств в 2014 году осуществлялось в соответствии с действующим законодательством в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год.

Министерству доведены лимиты бюджетных обязательств по п. 1.1.6 государственной программы на сумму 14014,11 тыс. рублей.

Фактически Министерством в 2014 году принято бюджетных обязательств по 1.1.6 Программы именно на указанную сумму.

По данному коду бюджетной классификации приняты бюджетные обязательства по договорам на предоставление субсидий на возмещение затрат на проведение следующих физкультурных мероприятий:

1) Лыжня России в сумме 1390,24 тыс. руб.;

2) Паралимпийский фестиваль в сумме 885,00 тыс. руб.;

3) Фестиваль «Здоровый край – здоровая Россия» в сумме 297,6 тыс. руб.;

4) Российский азимут в сумме 873,17 тыс. руб.;

5) Кросс наций в сумме 1260,14 тыс. руб.;

6) Военно-прикладные виды спорта в сумме 467,8 тыс. руб.;

7) Уличный баскетбол в сумме 749,21 тыс. руб.;

8) Краевые мероприятия дзюдо 500,00 тыс. руб.;

9) Сельские игры-2014 в сумме 1423,63 тыс. руб.;

10) Спартакиада среди студентов в сумме 1069,57 тыс. руб.;

11) Спартакиада трудящихся и ветеранов в сумме 949,90 тыс. руб.;

12) Фестиваль тенниса в сумме 999,95 тыс. руб.;

13) Спортивная элита в сумме 1147,90 тыс. руб.;

14) Фестиваль плавания в сумме 2000,00 тыс. руб.

Всего на сумму 14014,11 тыс. рублей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что исходя из факта возникновения расходов по указанным мероприятиям Министерство в 2014 году не превысило утвержденные лимиты бюджетных обязательств, и соответственно, не допустило нарушение ст. 219 Бюджетного кодекса РФ.

В части п. 6 представления апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Средства краевого бюджета, предусмотренные целевой статьей расходов 0722001 на проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Пермского края по разделу и подразделу
1103 «Спорт высших достижений» в сумме 2732,22 тыс. руб., фактически направлены на финансирование спортивного мероприятия с соблюдением целевого использования средств. Субсидия на возмещение затрат на проведение спортивного мероприятия предоставлена аккредитованной Региональной общественной организации «Федерация воздухоплавательного спорта Пермского края».

В рамках мероприятия «Небесная ярмарка Урала» Региональной общественной организацией «Федерация воздухоплавательного спорта Пермского края» проведены следующие официальные спортивные мероприятия: «Международный фестиваль воздухоплавателей»; «Небесная ярмарка-2014»; Первенство России; Чемпионат ПФО; Открытый Кубок Пермского края (код календарного плана № 24/4).

Расходы на указанные спортивные мероприятия осуществлены в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 № 1106-п «Об осуществлении порядка финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, и норм расходов средств бюджета Пермского края на их проведение».

Доводы КСП ПК о нарушении положений ст. 217 Бюджетного кодекса РФ при внесении изменений в сводную бюджетную роспись подлежат отклонению.

Бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения. Однако указанные отступления ограничены. В настоящее время ст. 217 Бюджетного кодекса РФ устанавливает четкий перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета. Причиной таких ограничений является тот факт, что любые отступления от утвержденного бюджета являются, по сути, изменением воли законодателя относительно осуществления права государственной или муниципальной собственности.

Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ в рамках внесения изменений в главу 24 Бюджетного кодекса РФ дано новое определение сводной бюджетной росписи, формируемой финансовым органом в соответствии с законом о бюджете и содержащей в случае необходимости дополнительные разрезы контролируемых параметров и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, детализирующих в установленных пределах показатели сводной бюджетной росписи, а также устанавливающей основания для перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов и исключающей обязательность внесения изменений в бюджет при превышении доходов бюджета планируемого уровня более чем на 10% и режима блокировки расходов как не соответствующих современным принципам финансового менеджмента.

Согласно п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

При этом в п. 4 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ установлено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи может предусматривать утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и(или) главных распорядителей бюджетных средств.

Кроме того, п. 3 ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.

Поскольку Министерством порядок перераспределения бюджетных средств с одного кода на другой соблюден, нецелевое расходование средств отсутствует.

В части п. 8 мотивировочной части апелляционный суд правомерно отмечает наличие указанного нарушения.

В соответствии с п. 19 ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ  тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, относятся к категории спортивных мероприятий.

Отнесение тренировочных мероприятий спортивных сборных команд по видам спорта к спортивным мероприятиям, а не к физкультурным мероприятиям, предусматривается в следующих нормативных правовых актах: ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 № 80-ст; п. 7 Приказа Минспорттуризма РФ от 08.05.2009 № 289 «Об утверждении Порядка включения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»; Федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта, утвержденных приказами Минспорта России; приложении 4 к Алгоритму предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденного Приказом Министерства физической культуры спорта Пермского края от 23.01.2012 № СЭД-4 01-02-11.

Таким образом, спорное мероприятие не является физкультурным, а является спортивным мероприятием, которое подлежало финансированию по подразделу бюджета 1103 «Спорт высших достижений», по целевой статье расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий».

Обоснованность выводов по п. 9 описательной части представления подтверждается имеющимися в деле материалами. Так, в соответствии с условиями заключенного государственного контракта ГК от 29.05.2014
№ 2014.98272 и технического задания к нему, исполнителем в лице ООО «ХолидейМАКС» оказаны услуги по организации учебно-тренировочных сборов спортсменов сборных команд Пермского края на сумму 10 585,407 тыс. руб.

Как следует из актов сдачи-приемки оказанных услуг, в учебно-тренировочных сборах приняли участие 22 краевые федерации по видам спорта из 94, зарегистрированных в Пермском крае, с численностью участников в количестве 447 человек.

Вместе с тем проведенный в ходе проверки анализ состава спортсменов, принявших участие в учебно-тренировочных сборах, не подтверждается сведениями от региональных спортивных федераций на 69 человек или на объем не оказанных, но оплаченных услуг в сумме 1634,0 тыс. руб.

Список спортсменов, включенных в состав сборных команд Пермского края и утвержденных соответствующими приказами Минспорта, не подтверждается на 148 человек по сравнению со списками спортсменов, принявших участие в тренировочных сборах, что свидетельствует о невыполнении условий государственного контракта на сумму 3507,1 тыс. руб.

То обстоятельство, что в последующем спортсмены были включены в списки сборных команд Пермского края о целевом использовании средств (в момент их предоставления) не свидетельствует.

В пункте 10.2 представления указано, что обществом «СК Олимпия-Пермь» в рамках исполнения договора от 08.09.2014 № ПО 43/2014 в связи с неподтверждением учебного плана на 974 часа по обучению плаванию учащихся 3-х классов получило излишний объем субсидии на сумму 222,4 тыс. руб., допустило нецелевое использование субсидий в сумме 200,0 тыс. руб. по договору от 08.09.2014 № 43/2014, выделенных на реализацию мероприятия «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект...».

Касательно исполнения договора в части проведения соответствующего мероприятия установлено, что согласно акту об исполнении обязательств от 26.11.2014 исполнитель обеспечил проведение спортивного мероприятия на общую сумму 200,0 тыс. руб., стороны подтвердили, что спортивное мероприятие выполнено в полном объеме и надлежащим качеством, претензий друг к другу не имеют.

Целевое расходование денежных средств подтверждено материалами дела.

Вывод апелляционного суда по части п. 10.3 суд кассационной инстанции также полагает законным и обоснованным.

В соответствии с договором о предоставлении субсидии от 16.12.2014
№ ДС-451/2014 АНО «Центр спортивной подготовки «Республика снега-59» (далее – АНО «РС-59») предоставлена субсидия на возмещение затрат на организацию и проведение официального физкультурного мероприятия Спортивный праздник «Спортивная Элита Прикамья-2014» в сумме
1331,000 тыс. руб.

В соответствии с финансовым отчетом об использовании субсидии, возмещены затраты АНО «РС-59» в сумме 831,00 тыс. руб.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что собственные затраты АНО «РС-59» на проведение мероприятия не представлены, что подтверждается в том числе договором возмездного оказания услуг с Некоммерческим партнерством «ПермСпортКонсалтинг» от 24.12.2014 № 12/14. Документы, подтверждающие фактические затраты организации, ни при проведении проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представлены, в связи с чем КСП ПК пришло к обоснованному выводу о нецелевом использовании спорной суммы бюджетных средств.

В части п. 10.4, 10.5 апелляционный суд пришёл к верным выводам на основании следующего.

Субсидия ОО «Федерации плавания Пермского края» на возмещение расходов на проведение детского фестиваля по плаванию в сумме 2000 тыс. рублей предусмотрена в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в соответствии с Календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края» (п. 1.1.6) подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы.

Факт выполнения договора от 16.12.2014 № 449/2014 и целевого использования денежных средств подтверждается актом об исполнении обязательств по договору предоставления субсидии от 27.10.2015, отчетом о целевом использовании субсидий.

Субсидия ОО «Федерация тенниса Пермского края» на возмещение на проведение краевого фестиваля по теннису «Пермь Великая» в сумме
999,95 тыс. рублей предусмотрена в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в соответствии с Календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края» (п. 1.1.6) подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы.

Проведение краевого фестиваля по теннису «Пермь Великая» включено в Календарный план на 2014 год (приказ Министерства от 11.12.2014
№ СЭД-41-01-02-433 «О внесении изменений в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края на 2014 год», утвержденный приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 22.12.2013
№ СЭД-41-01-02-448).

Финансирование указанного мероприятия осуществлялось с целевой статьи расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий» согласно Ведомственной структуре расходов бюджета на
2015-2016 годы «приложение 11 Закона Пермского края от 24.12.2013 № 277-ПК «О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).

Использование в отдельных местах Положения «О проведении краевого фестиваля по теннису «Пермь Великая», утвержденного министром физической культуры и спорта Пермского края 25.11.2014, термина «соревнование» не свидетельствует о нецелевом расходовании средств бюджета Пермского края.

Судом апелляционной инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и входящие в предмет судебного исследования по данному спору, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений доводы и доказательства исследованы и оценены, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные отношения.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2017 по делу № А50-21665/2015 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края, Контрольно-счетной палаты Пермского края – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             А.Н. Токмакова

Судьи                                                                          Е.А. Поротникова

Д.В. Жаворонков