Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4051/19
Екатеринбург
30 июля 2019 г.
Дело № А50-21965/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Купреенкова В. А., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Героев Хасана-32» (далее – ТСЖ «Героев Хасана-32») на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2018 по делу № А50-21965/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ТСЖ «Героев Хасана-32» - ФИО1 (доверенность от 13.03.2019);
Общества с ограниченной ответственностью «Лион-трейд» (далее – общество «Лион-трейд») – ФИО2 (доверенность от 15.11.2018).
ТСЖ «Героев Хасана-32» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу «Лион-трейд» о взыскании неосновательного обогащения в размере 24 048 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2018 (судья Дрондина Е.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Скромова Ю.В., Полякова М.А., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ «Героев Хасана-32» просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение статей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), пункта 1 статьи 246, статей 247, 290, пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Заявитель считает, что судами не учтено, что фасадная часть дома, на которой была размещена спорная вывеска, является общим имуществом многоквартирного дома, принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности, при этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение об установлении платы за установку и эксплуатацию, как вывесок, так и рекламных конструкций, на общем имуществе в размере 500 руб. за 1 кв.м., указанное решение в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано. В этой связи, по мнению заявителя, соблюдение ответчиком требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав по потребителей, не освобождает его об обязанности вносить плату за размещение вывесок на внешних стенах дома. Одновременно заявитель указывает, что спорная вывеска на фасаде многоквартирного дома не содержит сведений предусмотренных названной правовой нормы, и превышает обычно используемые для информационной вывески размеры, отмечает, что соответствующие сведения указаны ответчиком на иной вывеске, размещенной рядом с входом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что ТСЖ «Героев Хасана-32» является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом № 32 по ул. Героев Хасана, г. Перми.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, от 17.03.2012 установлена плата за пользование общим имуществом собственников жилого дома, а именно размещение вывесок и рекламы на внешних стенах дома в размере 500 руб. на 1 кв.м. в месяц.
Представителю ответчика 25.08.2017 вручено уведомление о дате и времени снятия размеров вывесок/рекламных конструкций, принадлежащих ответчику, которые расположены на фасаде многоквартирного дома № 32 по ул. Героев Хасана г. Перми.
Комиссией в составе управляющей ТСЖ «Героев Хасана, 32» ФИО3, представителя ТСЖ ФИО4 31.08.2017 зафиксировано наличиче вывески «ЛИОН», длина - 7 м., ширина - 1 м., общая площадь объекта составляет 7 кв.м. Копия акта вручена представителю ответчика.
В адрес ответчика 08.11.2017 направлено уведомление о необходимости заключения договора о предоставлении части общего имущества многоквартирного жилого дома № 32 по ул. Героев Хасана г. Перми для установки и эксплуатации вывесок.
Договор на размещение рекламной конструкции сторонами заключен не был.
В претензии от 24.11.2017 ТСЖ «Героев Хасана-32» потребовало от общества «Лион-трейд» погасить образовавшуюся задолженность за пользование общим имуществом путем размещения вывески «ЛИОН». Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Комиссией 28.03.2018 в составе управляющей ТСЖ «Героев Хасана-32» ФИО3, представителя ТСЖ ФИО4, члена правления ТСЖ «Героев Хасана, 32» ФИО5 28.03.2018 был произведен осмотр фасада многоквартирного - дома № 32 по ул. Героев Хасана г. Перми, в ходе которого было установлено, что вывеска «ЛИОН» демонтирована.
Истцом в адрес ответчика 16.04.2018 вновь направлена претензия с требованием погасить задолженность за пользование общим имуществом в период с 01.09.2017 по 28.03.2018 в сумме 24048 руб.
Поскольку указанная претензия была оставлена обществом «Леон-трейд» без удовлетворения, ТСЖ «Героев Хасана-32» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно статье 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе посредством заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть принято общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Вместе с тем, положения названного Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2 Закона о рекламе).
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как разъяснено в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (далее – информационное письмо от 25.12.1998 № 37), размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели, а потому и не обладает основными квалифицирующими признаками рекламы.
Согласно п. 15 информационного письма от 25.12.1998 № 37 вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума от 08.10.2012 № 58) разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При этом, то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Согласно пункту 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (пункт 2 названной статьи).
По смыслу статьи 1539 ГК РФ коммерческое обозначение может быть использовано на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Таким образом, указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.
Оценив содержание и вид спорной конструкции, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорная конструкция содержит слово «ЛИОН» и изображение цифр «8-23».
Указанная конструкция содержит коммерческое обозначение ответчика и размещена непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, в котором ответчиком осуществляется торговая деятельность, то есть фактически спорная конструкция ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании организации.
Одновременно в рассматриваемых сведениях не содержится ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к статье 3 Закона о рекламе.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума от 08.10.2012 № 58, судами правомерно отмечено, что отсутствие в спорной конструкции иных сведений, в том числе о режиме работы, не является основанием для признания данной конструкции рекламной, не соответствующей требованиям Закона о защите прав потребителей.
Размещение вывесок подобного содержания является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся обычаям делового оборота.
Таким образом, судами выявлено, что вывеска расположена в месте фактического осуществления деятельности организации, содержит сведения, направленные на информирование потребителя о месте осуществления торговой деятельности ответчика, распространение которых являются для ответчика обязательными на основании закона, и не содержит рекламной информации.
В таком случае согласование размещения указанной информационной вывески, не относящейся к объектам наружной рекламы, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о рекламе, не требуется.
На основании изложенного, учитывая, что информация размещена ответчиком в соответствии с требованиями закона, взимание с него соответствующей платы действующим законодательством не предусмотрено, суды пришли к правомерному выводу о том, что ответчик в рассматриваемом случае не может быть признан неосновательно обогатившимся за счет истца, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, кроме того указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2018 по делу № А50-21965/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Героев Хасана-32" – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи В.А. Купреенков
С.Э. Рябова