ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-22948/20 от 01.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10563/21

Екатеринбург

03 февраля 2022 г.

Дело № А50-22948/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сирота Е. Г.,

судей Тимофеевой А. Д., Черемных Л. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2021 по делу № А50-22948/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Пегаз» (далее – общество «Пегаз», истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» (далее – общество «Газпром газораспределение Пермь», ответчик) об обязании заключить с истцом соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения (АДО) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО) в редакции общества «Пегаз» (с учетом статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство), Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми (далее – Департамент).

Общество «Газпром газораспределение Пермь» подало встречное исковое заявление об обязании общества «Пегаз» заключить соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в редакции общества «Газпром газораспределение Пермь».

Определением от 09.04.2021 суд принял встречное исковое заявление общества «Газпром газораспределение Пермь» к производству арбитражного суда для рассмотрения совместно с первоначальным иском.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2021 судом урегулированы разногласия, возникшие между обществом «Газпром газораспределение Пермь» и обществом «Пегаз» по заключению соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в следующей редакции:

Соглашение

об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ООО «ПЕГАЗ», именуемое в дальнейшем «Специализированная организация», с одной стороны, и АО «Газпром газораспределение Пермь», именуемое в дальнейшем «Газораспределительная организация» или «ГРО», с другой стороны, вместе именуемые также «Стороны», во исполнение пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Постановлением Правительства № 410 от 14.05.2013 (далее – Правила пользования газом), заключили настоящее соглашение (далее по тексту – Соглашение) о нижеследующем:

1. Термины и определения

1.1. Термины и определения, применяемые в настоящем Соглашении, используются в следующих значениях:

Аварийно-диспетчерское обеспечение (далее - АДО) – комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Аварийно-диспетчерская служба (АДС) – подразделение газораспределительной организации для обеспечения приема, обработки, учета аварийных заявок и аварийного обслуживания систем газораспределения и газопотребления с многоканальным номером телефона (как правило, 04, 104) и круглосуточным режимом работы, включая выходные и праздничные дни.

Аварийная заявка - сообщение об аварии (взрыве, пожаре или ином происшествии (инциденте) на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании) или угрозе ее возникновения, а также о загазованности помещения, поступившее в аварийно-диспетчерскую службу ГРО (далее - АДС).

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Аварийно-восстановительные работы на сети газораспределения [газопотребления] - комплекс технологических операций по восстановлению работоспособного состояния сети газораспределения [газопотребления] после локализации аварии и инцидентов.

Внутридомовое газовое оборудование (далее - ВДГО): в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа, далее - СУГ) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки СУГ, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом (далее - МКД), газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа (далее - ПУГ), а также ПУГ, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению; в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании СУГ) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки СУГ, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки СУГ, бытовое газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и ПУГ.

Внутриквартирное газовое оборудование (далее - ВКГО) - газопроводы МКД, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к ВКГО, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) ПУГ.

Газораспределительная организация (ГРО) - организация, осуществляющая техническую эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в МКД или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО), заказывающей Специализированной организации выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Техническое обслуживание ВДГО (ВКГО) - работы и услуги по поддержанию ВДГО (ВКГО) в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

1.2. Термины и определения, применяемые в настоящем Соглашении, но не указанные в п. 1.1 настоящего Соглашения, используются в значениях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон в рамках осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения ГРО внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту соглашения - ВДГО и (или) ВКГО) многоквартирных домов и (или) домовладений и (или) квартир, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению и обслуживаемого Специализированной организацией по договору(ам) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО (далее - Объекты).

2.2. Реестр объектов (Приложение № 1) может быть изменен на основании подписанного Сторонами дополнительного соглашения к настоящему Соглашению. Внесение изменений в сведения об Объектах ВДГО осуществляется Специализированной организацией путем направления в ГРО дополнительного соглашения, с приложением подтверждающих документов в течение 5 (пяти) рабочих дней после наступления таких изменений. ГРО обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней подписать указанное дополнительное соглашение или направить мотивированные возражения.

2.3. АДО обеспечивается ГРО путем осуществления следующих мероприятий:

2.3.1. Мероприятия по диспетчерскому обеспечению, включающие:

- круглосуточное дежурство (включая выходные и праздничные дни) и обеспечение готовности АДС выехать на место аварии при поступление аварийной заявки с Объекта;

- круглосуточный прием аварийных заявок посредством многоканального номера телефона по каналам телефонной связи ГРО на номер «04», или радиотелефонной, сотовой связи (мобильного телефона) на номер «104», обработку, учет и передачу аварийных заявок аварийной бригаде.

2.3.2. Мероприятия по аварийному обеспечению, включающие:

- выезд аварийной бригады АДС на Объект для исполнения аварийной заявки;

- проведение мероприятий, направленных на предупреждение и локализацию аварии в соответствии с планом локализации аварий, при необходимости приостановление подачи газа при, устранение утечек газа, на Объекте предусмотренных Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению и возобновление подачи газа на сетях ГРО, после устранения Специализированной организации причин возникновения аварии.

2.4. Аварийно-восстановительные работы на Объекте и ремонт ВДГО (ВКГО) после локализации аварии, а также техническое обслуживание и диагностирование ВДГО (ВКГО), замена оборудования, проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов Объекта (-ов) не являются предметом настоящего Соглашения.

2.5. Настоящее соглашение является безвозмездным.

3. Порядок осуществления АДО

3.1. АДО, в том числе локализация аварий, предупреждение аварий, выполняется АДС круглосуточно и незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с Заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников ГРО к ВДГО (ВКГО) и (или) требования об уведомлении Заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах.

3.2. При поступлении в АДС аварийной заявки на место аварии диспетчером АДС должна (быть направлена аварийная бригада на специальном автомобиле АДС, оборудованном радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком и укомплектованном инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями.

3.3. Аварийная бригада АДС должна выехать к месту аварии не позднее, чем через 5 мин после поступления аварийной заявки с Объекта. Кроме того, при поступлении аварийной заявки диспетчер АДС должен проинструктировать обратившееся лицо о необходимых мерах безопасности.

3.4. Аварийная бригада АДС должна прибыть на место аварии в возможно короткий срок, но не позднее, чем через I (один) час после поступления аварийной заявки.

3.5. Действие персонала АДС на месте аварии осуществляется в соответствии с утвержденным в ГРО Планом локализации аварий.

3.6. Участие в локализации аварий сторонних организаций и служб различных ведомств (МЧС, полиция, скорая помощь и др.) должно определяться в согласованном данными организациями, службами и ГРО плане взаимодействия.

3.7. При наличии угрозы возникновении аварии, ее распространения, взрыве, пожаре или несчастном случае, а также при наличии неустранимой утечки газа ГРО обязана незамедлительно осуществить приостановление подачи газа на Объект без предварительного уведомления об этом Заказчика в порядке, предусмотренном Правилами пользованием газом. Приостановление подачи газа оформляется ГРО актом по форме, предусмотренной Приложением № 2 к настоящему Соглашению. Акт о приостановление подачи газа подписывается представителями ГРО, специализированной организации и Заказчиком.

3.8. Возобновление подачи газа на Объекты осуществляется:

3.8.1. ГРО на сетях, принадлежащих газораспределительной организации на праве собственности или ином законном основании, после надлежавшего выполнения Специализированной организацией аварийно-восстановительных работ на Объекте, а также (при необходимости) ремонтных работ и проверки герметичности соединений и отключающих устройств на ВДГО (ВКГО). Возобновление подачи газа на сетях оформляется ГРО актом по форме, предусмотренной Приложением № 3 к настоящему Соглашению. Акт о возобновлении подачи газа подписывается представителями ГРО, Специализированной организации и Заказчиком.

3.8.2. Специализированной организацией на сетях ВДГО (ВКГО) после надлежавшего выполнения Специализированной организацией аварийно-восстановительных работ на Объекте, а также (при необходимости) ремонтных работ и проверки герметичности соединений и отключающих устройств на ВДГО (ВКГО). Возобновление подачи газа на сетях оформляется Специализированной организацией актом по форме, предусмотренной Приложением № 3 к настоящему Соглашению. Акт о возобновлении подачи газа подписывается представителями ГРО, Специализированной организации и Заказчиком.

3.9. Проведенные ГРО мероприятия по АДО оформляются Актом аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по форме, предусмотренной в Приложении № 4 к настоящему Соглашению (далее - Акт об АДО). Акт об АДО составляется ГРО по каждому факту исполнения аварийной заявки на Объекте и подписывается представителями ГРО, Специализированной организации.

3.10. Акт о приостановлении подачи газа (Приложение № 2) составляется ГРО в количестве 3-х экземпляров по одному акту для ГРО, Специализированной организации, Заказчика и в обязательном порядке в течение суток направляется ГРО в Специализированную организацию, Заказчику для подписания. Акт о возобновлении подачи газа (Приложение № 3) составляется ГРО или Специализированной организацией в количестве 3-х экземпляров по одному акту для ГРО, Специализированной организации, Заказчика и в обязательном порядке в течение суток направляется стороне по настоящему соглашению и Заказчику для подписания. Акт об АДО составляется ГРО в количестве 2-х экземпляров по одному акту для ГРО, Специализированной организации и в обязательном порядке в течение суток направляется ГРО в Специализированную организацию для согласования.

3.11. Претензии Специализированной организации к качеству и объему работ по АДО могут быть отражены в Акте об АДО или направлены в письменном виде в ГРО не позднее 3 (трех) рабочих дней после локализации или предупреждения аварии на Объекте. Рассмотрение претензии осуществляется ГРО в течение 2 (двух) рабочих дней с привлечением представителя Специализированной организации (при необходимости). В случае обоснованной претензии, ГРО устраняет недостатки в течение 1 (одного) дня, о чем указывают в акте свободной формы, либо существующем Акте об АДО, с отметкой отсутствия претензий к качеству и объему работ ГРО по АДО со стороны Специализированной организации и Заказчика. Если в течение 3 (трех) рабочих дней после локализации или предупреждения аварии на Объекте от Специализированной организации не поступило претензии к объему и качеству проведенных мероприятий ГРО по АДО, указанные мероприятия считаются выполненными ГРО в соответствии с Актом об АДО.

3.12. Отказ представителя Специализированной организации или Заказчика от подписания актов, предусмотренных в пунктах 3.7 - 3.9 настоящего Соглашения, либо факт отсутствия указанных лиц на месте аварии фиксируется представителем ГРО в соответствующем акте и удостоверяется подписями двух незаинтересованных лиц.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Специализированная организация обязана:

4.1.1. Соответствовать требованиям, установленным главой IX Правил пользования газом к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию ВДГО (ВКГО).

4.1.2. Иметь действующие договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО), установленного на Объекте (-ах).

4.1.3. В течение 2 рабочих дней после подписания Сторонами настоящего Соглашения предоставить в ГРО сведения об ответственном и (или) полномочном(-ых) представителе(-ей) Специализированной организации (ФИО, должность, контактные телефоны), которого(-ых) ГРО должна уведомить о поступившей аварийной заявке.

4.1.4. Обеспечить надлежащее информирование Заказчика (-ов) об АДС, обеспечивающей АДО, включая наименование ГРО, контактный телефон АДС для приема аварийных заявок, круглосуточный режим работы АДС, а также о необходимости обеспечения Заказчиком(-ами) допуска сотрудников АДС к месту аварии, в том числе путем включения соответствующих обязательств в договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО).

4.1.5. В случае возникновения аварийной ситуации при выполнении работ по ТО ВДГО и ВКГО обеспечить надлежащее информирование ГРО об аварии на объекте.

4.1.6. По возможности обеспечить доступ аварийной бригады АДС к месту аварии, а также во все иные помещения, в том числе закрытые (при необходимости), для выполнения мероприятий по АДО, способствовать обеспечению проезда специальных машин АДС и доставке других технических средств ГРО к месту аварии.

4.1.7. Подписать Акт об АДО.

4.1.8. Обеспечить скорейшее и надлежащее выполнение аварийно-восстановительных и (или) ремонтных работ ВДГО на Объекте после локализации аварии. В течение суток письменно уведомить ГРО о готовности Объекта к возобновлению подачи газа или о возобновлении подачи газа по окончанию аварийно-восстановительных и (или) ремонтных работ.

4.2. Специализированная организация имеет право:

4.2.1. Требовать от ГРО своевременного и надлежащего осуществления АДО ВДГО (ВКГО) на Объекте(-ах).

4.3. ГРО обязана:

4.3.1. Обеспечить АДС квалифицированным персоналом и специальными транспортными средствами, оборудованными радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком и укомплектованными необходимым для проведения работ (услуг) по АДО инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями.

4.3.2. Обеспечить круглосуточный режим работы АДС, в том числе круглосуточное дежурство диспетчера АДС и готовность к приему аварийных заявок по каналам телефонной связи ГРО на номер «04», или радиотелефонной сотовой связи (мобильного телефона) на номер «104».

4.3.3. Обеспечить круглосуточное дежурство аварийных бригад АДС их готовность выехать к месту аварии на Объекты при поступлении аварийной заявки. При поступлении аварийной заявки о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада АДС выезжает к месту произошедшей аварии не позднее, чем через 5 мин после поступления информации.

4.3.4. Немедленно информировать ответственного(-ых) и (или) полномочного(-ых) представителя(-ей) Специализированной организации о поступлении аварийной заявки с любого из Объектов, указанных в Приложении № 1, по контактным телефонам, заблаговременно предоставленным в порядке предусмотренным в п. 4.1.3. настоящего Соглашения.

4.3.5. Обеспечить прибытие аварийной бригады АДС к месту аварии в возможно короткий срок, но не позднее 1 (одного) часа после поступления (оперативной информации) в ГРО аварийной заявки. При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений Объекта аварийная бригада выезжает в течение 5 мин.

4.3.6. Принять все необходимые меры по предупреждению и локализации аварии, устранению утечек газа на Объекте в соответствии с Планом локализации аварии.

4.3.7. Предоставлять рекомендации по устранению неисправностей (дефектов и повреждений), улучшению условий эксплуатации газопроводов и оборудования Объектов.

4.3.8. При получении аварийной заявки проинструктировать заявителя о мерах безопасности в соответствии с утвержденной в ГРО памяткой.

4.3.9. Проводить инструктаж населения и других потребителей газа после выполнения аварийных и ремонтных работ.

4.3.10. При необходимости привлекать сотрудников полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4.4. ГРО имеет право:

4.4.1. Производить аварийное отключение газопроводов в случаях разрыва сварных стыков, коррозионных и механических повреждений газопровода и арматуры с выходом газа, неустранимых утечки газа, при обнаружении объемной доли газа в подвалах, туннелях, коллекторах, подъездах, помещениях зданий более 1%, а также при взрыве, пожаре, непосредственно угрожающих газопроводам и газоиспользующему оборудованию, жизни и здоровью людей или при несчастном случае.

5. Срок действия соглашения

5.1 Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и заключено на неопределенный срок.

5.2 Условия настоящего Соглашения могут быть изменены по соглашению Сторон путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Соглашению.

5.3 Стороны обязуются письменно сообщать друг другу об изменении своих наименований, адресов, банковских реквизитов, иных сведений, указанных в настоящем Соглашении, путем направления письменного уведомления в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты произошедших изменений. При этом заключения дополнительного соглашения между Сторонами не требуется.

5.4 Стороны обязуются письменно сообщать друг другу обо всех обстоятельствах, способных повлиять на обязательства Сторон по настоящему Соглашению и их исполнение в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты возникновения указанных обстоятельств.

6. Ответственность сторон

6.1. Стороны несут ответственность за надлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Прочие условия

7.1. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению Стороны обязуются решать путем переговоров. Соблюдение досудебного порядка урегулирования споров и разногласий по настоящему Соглашению является обязательным. Сторона, получившая претензию обязана в течение 7 (семи) рабочих дней представить другой Стороне мотивированный ответ.

7.2. В случае невозможности решения возникших споров или разногласий путем переговоров, они подлежат передаче в арбитражный суд для разрешения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.3. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.4. По вопросам, не урегулированным в настоящем Соглашения, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7.5. К настоящему Соглашению прилагаются и являются его неотъемлемой частью: Приложение 1. Перечень объектов, подлежащих аварийно-диспетчерскому обеспечению.

Приложение 2. Форма Акта о приостановлении подачи газа.

Приложение 3. Форма Акта по возобновлению подачи газа.

Приложение 4. Форма Акта аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

8. Реквизиты и подписи сторон.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Газпром газораспределение Пермь» просит изменить решение суда первой инстанции в части спорных пунктов: исключить по тексту слова «ВКГО», «внутриквартирное газовое оборудование», пункт 2.5 исключить, дополнить пункты 4.1.9, 4.4.2 разделом 5, пункт 4.1.3 изложить в иной редакции, постановление суда апелляционной инстанции отменить. Общество «Газпром газораспределение Пермь» обращает внимание на то, что суды первой и апелляционной инстанций приняли пункт 4.1.3 соглашения об АДО в редакции истца, считая, что ни ГОСТом, ни законом обязанности по предоставлению исполнительной документации на объект нет. По мнению заявителя кассационной жалобы, на ответчика суды возлагают обеспечение безопасных условий жизнедеятельности гражданам, проживающим в МКД, при этом, судами не учитываются требования, установленные ГОСТом. Кассатор не согласен с выводами судов о том, что оснований для исключения из содержания соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении «внутриквартирное оборудование» не имеется. Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что стоимость аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО МКД включена в состав затрат, учитываемых при формировании тарифа за содержание и ремонт жилья, и оплачивается собственниками (пользователями) квартир МКД в составе коммунальных платежей управляющей компании.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Пегаз» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество «Пегаз» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту, диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового обслуживания.

Общество «Пегаз» направило в адрес общества «Газпром газораспределение Пермь» соглашение от 29.06.2020 № АДО-19-06/20
об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, которое получено обществом «Газпром газораспределение Пермь» 20.07.2020.

Общество «Газпром газораспределение Пермь» 19.08.2020 № ЦО-3568/07 направило ответное письмо от 19.08.2020 № ЦО-3568/07 с указанием на необходимость представления заключенных договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.

Общество «Пегаз», полагая, что общество «Газпром газораспределение Пермь» уклоняется от заключения соглашения, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Общество «Газпром газораспределение Пермь» заявило встречный иск о заключении соглашения, представило проект соглашения.

Суд первой инстанции урегулировал разногласия по заключению соглашения.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной из сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом в соответствии с положениями статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации путем урегулирования разногласий по спорным условиям (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-ЭС16-16501).

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

На основании пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно абзацу первому пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее – Правила № 410) аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Правил № 410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и поименованными Правилами.

В силу абзаца четвертого пункта 7 Правил № 410 специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В пункте 12 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления МКД.

Техническое обслуживание и ремонт ВДГО и (или) ВКГО осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте упомянутого газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (пункт 16 Правил № 410).

Пунктом 17 Правил № 410 установлено, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО являются: в отношении ВДГО МКД управляющая организация; в отношении ВКГО - собственник (пользователь) расположенного в МКД помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО может быть подписан: лицом из числа собственников помещений в МКД, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте ВКГО от их имени решением общего собрания собственников МКД, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью; управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в МКД, проголосовавших за такое решение.

Пунктом 30 Правил № 410 предусмотрено, что специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами и подписанного со стороны специализированной организации.

При этом в пункте 32 Правил № 410 установлено, что лицо, являющееся собственником (пользователем) помещения в МКД или собственником домовладения и выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (или) ВКГО и не может быть понуждено к его заключению в том случае, если от имени собственника помещения в МКД договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО уже заключен управляющей организацией (товариществом или кооперативом), действующей в качестве агента от имени и в интересах собственника помещения в МКД.

Как усматривается из материалов дела, обществом «Пегаз» представлены в дело заключенные договоры с обществами «АктивФинансГрупп», «УК «Владимирский», «Управляющая компания «Водолей», «Водолей-Сервис», «Городская управляющая компания», Управляющая компания «Домовладение», «Жилищно-расчетный центр-1», «Управляющая компания «Закамская», «Заречная управляющая компания», «Управляющая компания «КВАНТ», «Управляющая компания «ЖКХ Кировский», Управляющая компания «Качественное обслуживание домов», «Кристалл», «Управляющая компания «Мастер Комфорта», Управляющая компания «Профи-Дом», «Профком», Управляющая компания «Светлый дом», «Стандарт ПМ», «Управляющая компания «Сторм», «Управляющая компания «Технология энергосбережения», «Актив МКД», «УК «Феникс», «УК «Урал Сервис», «УК «Ремэкс».

С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что оснований для исключения из содержания соглашения ВКГО не имеется.

Предложенный истцом для заключения с ответчиком проект соглашения предусматривает осуществление взаимодействия сторон на безвозмездной основе (пункт 2.5).

В отношении иных пунктов судами установлено следующее.

Ответчиком для заключения соглашения предложено исключить данный пункт соглашения, дополнить пунктами 4.1.9, 4.4.2, разделом 5 следующего содержания:

П. 4.1.9 «Производить плату за АДО в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением».

П. 4.4.2 «Требовать от Специализированной организации внесения платы за АДО в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением».

Раздел 5 «Оплата услуг. Порядок расчетов».

П. 5.1 Расчет стоимости услуг по настоящему соглашению осуществляется в соответствии с Приказом генерального директора АО «Газпром газораспределение Пермь» от 28.02.2020 № ЦО-69 и состоит из фиксированной абонентской платы, исчисляемой как произведение стоимости АДО газопроводов сети газопотребления (в размере 2 492 руб. за 1 подъезд) и количества подъездов МКД, а также стоимости фактически выполненных аварийных заявок.

5.2. Оплата выполненных работ (услуг) по АДО производится Специализированной организацией ежемесячно на основании Акта выполнения работ (оказания услуг) по аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Акт выполнения работ (оказания услуг)).

5.3. Акт выполнения работ (оказания услуг) направляется ГРО, в Специализированную организацию в течение 5 (пяти) рабочих дней по окончании отчетного месяца в двух экземплярах для подписания и оплаты.

5.4 Специализированная организация в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения Акта выполнения работ (оказания услуг) обязана подписать его и направить один экземпляр в ГРО либо направить в ГРО мотивированный отказ от подписания Акта выполнения работ (оказания услуг), содержащий претензии Специализированной организации к данному Акту выполнения работ (оказания услуг).

5.5. Оплата выполненных (оказанных) ГРО работ (услуг) по АДО осуществляется Специализированной организацией путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО по реквизитам, указанным в разделе 9 настоящего Соглашения, в течение 5 (пяти) дней с даты подписания Акта выполнения работ (оказания услуг).

Таким образом, общество «ПЕГАЗ» заявляет о безвозмездности, а общество «Газпром газораспределение Пермь» о платности услуг.

Раздел II Правил, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения. Абзац первый данного пункта Правил предусматривает выполнение аварийно-диспетчерского обеспечения круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют нормам Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», согласно которым организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления ряда мероприятий, включая создание аварийно-спасательной службы или привлечение на условиях договоров соответствующих специализированных служб (статья 33).

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами (абзац третий пункта 7 Правил). Данные положения нормативного правового акта носят отсылочный характер и не могут рассматриваться как противоречащие законодательству Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Абзац 4 пункта 7 Правил № 410 определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО с ГРО по осуществлению АДО.

При этом положения Правил № 410 не предусматривают каких-либо выплат специализированной организацией в рамках исполнения обязанностей ГРО имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу по оказанию АДО ВДГО/ВКГО.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.11.2020 № АКПИ20-606.

Кроме того, как верно отмечено судами, соглашение об АДО само по себе не предусматривает оказание ответчиком услуг обществу «Пегаз». АДО предусматривает комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (пункт 2 Правил № 410).

Таким образом, фактически условия спорного соглашения направлены на обеспечение обществом «Газпром газораспределение Пермь», безопасных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что затраты на АДО подлежат включению в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа (подпункт «б» пункта 3 Правил № 410). Соответствующие изменения должны быть внесены в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021. До настоящего времени изменения не внесены. Однако указанное обстоятельство не может являться основанием для возложения данных затрат на специализированную организацию.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что соглашение, заключенное в соответствии с пунктом 7 Правил № 410 должно носить безвозмездный характер, взимание платы за оказание данного вида работ не предусмотрено, пункт 2.5 соглашения правомерно принят судом первой инстанции в редакции общества «Пегаз».

В отношении пункта 4.1.3 договора, который общество «Пегаз» просит изложить в следующей редакции: «В течение 2 рабочих дней после подписания Сторонами настоящего Соглашения предоставить в ГРО сведения об ответственном и (или) полномочном(-ых) представителе(-ей) Специализированной организации (ФИО, должность, контактные телефоны), которого(-ых) ГРО должна уведомить о поступившей аварийной заявке», общество «Газпром газораспределение Пермь» просит изложить в редакции: «В течение 2 рабочих дней после заключения настоящего Соглашения предоставить ГРО исполнительную документацию на каждый Объект, включающую схему его газоснабжения и информацию о составе ВДГО, а также сведения об ответственном(-ых) представителе(-ях) Специализированной организации (ФИО, должность, контактные телефоны), которого(-ых) ГРО должна уведомить о поступившей аварийной заявке, а также лице(-ах), уполномоченного(-ых) Специализированной организацией осуществлять приемку выполненных ГРО работ (услуг) по АДО на Объекте и подписывать Акт об АДО.», ссылаясь в обоснование на пункт 3.2. соглашения и ГОСТ Р 54961-2012, которыми предусмотрено наличие у руководителя аварийной бригады при выезде на объект исполнительной документации на объект, которая должна быть передана специализированной организацией, суды первой и апелляционной инстанций указали, что поскольку по данному пункту разногласий о том, что ни по ГОСТу, ни по закону у истца такой обязанности по представлению документации нет, приняли редакцию общества «Пегаз».

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к рассматриваемым условиям договора, принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», учитывая, что обжалуемые судебные акты приняты в результате рассмотренных судом первой инстанции разногласий сторон по условиям соглашения, соответствует указанным требованиям и правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2019 № 307-ЭС19-3613, суды первой и апелляционной инстанции урегулировали разногласия и обоснованно приняли спорные пункты в редакциях, соответствующих законодательству и отношениям сторон.

Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости внесения изменений в условия соглашений отклоняются судом округа по основаниям, изложенным выше.

Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 № 13031/12.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2021 по делу № А50-22948/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.Г. Сирота

Судьи А.Д. Тимофеева

Л.Н. Черемных