АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-190/18
Екатеринбург
15 марта 2018 г.
Дело № А50-23505/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Семеновой З.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее –кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2017 по делу № А50-23505/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее – департамент) поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – управление Росреестра), кадастровой палаты по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:10, возложении обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1.
Решением суда от 09.10.2017 (судья Трубин Р.В.) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие управления Росреестра, кадастровой палаты по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:10 в Свердловском районе г. Перми. На кадастровую палату возложена обязанность определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:10 в Свердловском районе г. Перми.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 (судьи Зеленина Т.Л., Семенов В.В., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, определить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, невозможно, при этом действующим законодательством не установлен альтернативный способ определения кадастровой стоимости земельного участка при постановке его на государственный кадастровый учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости. Заявитель кассационной жалобы обращает внимание, что вышеуказанными Методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости, кроме того, определение кадастровой стоимости должностным лицом филиала кадастровой палаты по неустановленным Министерством экономического развития Российской Федерации методикам является незаконным. Таким образом, заявитель кассационной жалобы указывает, что в случае определения кадастровой стоимости земельного участка на основании Методических указаний, обосновать применение такого порядка в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:10 будет невозможно, что в дальнейшем может привести к привлечению должностных лиц к ответственности. Филиал кадастровой палаты обращает внимание, что проведение мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в размере их индивидуальной рыночной стоимости, нарушает положения ст. 4, 24.12, 24.15, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; более того, совершение должностными лицами действий, выходящих за пределы их полномочий, недопустимо и является посягательством на регламентированную нормативными актами деятельность государственных органов. С учетом изложенного, по мнению заявителя кассационной жалобы, бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неустановлении кадастровой стоимости земельного участка, отсутствует, в том числе с учетом отсутствия в Пермском крае акта исполнительного органа государственной власти, устанавливающего удельные показатели кадастрового квартала 59:01:5010048; а также отсутствия в федеральном законодательстве норм, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в черте населенного пункта при постановке его на государственный кадастровый учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 14.09.2016 в департамент поступило заявление о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:10 площадью 550 кв. м в Свердловском р-не г. Перми под строительство индивидуального жилого дома.
Департаментом вынесено распоряжение от 24.09.2015 № 2285 о предварительном согласовании ФИО1 предоставления испрашиваемого земельного участка. Данным распоряжением предусмотрено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером Б48-3.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 550 кв. м с кадастровым номером 59:01:5010048:10, номер кадастрового квартала 59:01:5010048 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский р-н, разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство, кадастровая стоимость не указана.
В целях подготовки проекта договора земельного участка Департамент обратился в управление Росреестра с запросом от 04.10.2016
№ И-21-01-09-17569 о разъяснении причин отсутствия кадастровой стоимости и вариантов их устранения.
Управление Росреестра письмом от 31.10.2016 № 353-з-65-13 сообщило департаменту о том, что в связи с отсутствием среднего значения удельной кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, кадастровая стоимость не может быть определена. Порядок определения кадастровой стоимости для таких земельных участков не установлен законодательством.
Полагая, что ответчиками допущено незаконное бездействие по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка, нарушающее права департамента, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено «Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998
№ 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В п. 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2 Методических указаний).
В соответствии с п. 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1-2.1.16 Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5 Методических указаний).
При рассмотрении настоящего заявления судами установлено, что спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01.01.2013. При этом значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принято во внимание, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие ст. 24.12-24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, судами установлено, что проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.
Между тем наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости необходимо для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, при этом отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем предоставления его в аренду ФИО1
В случаях, перечисленных в п. 1.2 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, а именно Росреестру, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (с учетом положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457).
Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В абз. 2 п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядком, предусмотренным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заинтересованным лицам надлежало определить кадастровую стоимость земельного участка в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, установив, что действия по определению кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории не осуществлены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности такого бездействия заинтересованных лиц и нарушении прав заявителя при осуществлении им полномочий собственника земельного участка, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования Департамента.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у кадастровой палаты полномочий по организации государственной кадастровой оценки земель отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права, а также противоречащие Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказу Росреестра от 12.05.2015 № П/210.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражный суд Пермского края от 09.10.2017 по делу
№ А50-23505/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи В.А. Купреенков
З.Г. Семенова