ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-23882/2021 от 24.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4488/22

Екатеринбург

31 августа 2022 г.

Дело № А50-23882/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Суспициной Л.А.,

судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.А., рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русь» (далее – общество «Русь», заявитель, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2022 по делу № А50-23882/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу.

Судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы общества «Русь», назначенное на 28.07.2022, откладывалось применительно
к части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 24.08.2022, о чем вынесено определение Арбитражного суда Уральского округа от 28.07.2022.

Для рассмотрения кассационной жалобы первоначально сформирован следующий состав суда: председательствующий Суспицина Л.А., судьи
Столяров А.А., Полуяктов А.С. Определением Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2022 в составе суда произведена замена судьи Столярова А.А. ввиду его ухода в очередной отпуск судьей Купреенковым В.А. В связи
с заменой судьи в составе суда рассмотрение жалобы начато сначала.

Лица, участвующие в деле № А50-23882/2021, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание 24.08.2022 проведено судом округа путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании приняли участие:

представители общества «Русь» – ФИО1 (доверенность
от 21.09.2021), ФИО2 (доверенность от 21.09.2021);

представитель Губернатора Пермского края – ФИО3 (доверенность от 17.09.2021);

генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Красава» (далее – общество «АПК «Красава») ФИО4 (сведения единого государственного реестра юридических лиц), представитель общества «АПК «Красава» – ФИО5 (доверенность
от 13.01.2022 № 2).

Представители Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее –
ТУ Росимущества в Пермском крае) явку в судебное заседание не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

От Губернатора Пермского края и общества «АПК «Красава» поступили
в суд отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дополнительно представленные Губернатором Пермского края доказательства по делу (поименованные в приложениях к дополнительным пояснениям от 15.08.2022 и ходатайству от 23.08.2022) судом округа
не приняты, к материалам дела не приобщены, поскольку в силу статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор, принятие и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций; при этом данные документы ввиду их представления в электронном виде через систему «Мой Арбитр» фактическому возврату на бумажном носителе не подлежат.

Общество «Русь» обратилось в Арбитражный суд Пермского края
с заявлением о признании недействительными распоряжения Губернатора Пермского края от 24.06.2021 № 148-р «О соответствии инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Пермского края от 09.07.2015
№ 503-ПК «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов»
и распоряжения ТУ Росимущества в Пермском крае от 29.06.2021 № 59-434-р «Об отказе от проведения торгов, открытых по составу участников, в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц и объектов недвижимости» и обязании указанных заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено
общество «АПК «Красава».

Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2022
в удовлетворении заявленных требований обществу «Русь» отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, общество «Русь» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель жалобы оспаривает как ошибочный вывод судов
о соответствии оспариваемого распоряжения Губернатора Пермского края
от 24.06.2021 № 148-р нормам действующего законодательства, настаивая
на том, что данный ненормативный акт вынесен с нарушением пункта 3.10 Порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Пермского края от 9 июля 2015 г. № 503-ПК «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2016 № 40-п (далее – Порядок рассмотрения документов № 40-п, Порядок № 40-п), а именно: при наличии оснований для отказа
в предоставлении земельного участка (предварительном согласовании), установленных законодательством Российской Федерации.

Так, как указывает заявитель жалобы, спорные земельные участки
с кадастровыми номерами 59:32:3960006:5186 и 59:32:5210001:239 на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 24.06.2021 № 148-р были предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено 27.05.2021
в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, что, по мнению заявителя, недопустимо в силу пункта 11 статьи 39.16 названного Кодекса. В этой связи заявитель считает, что вынесение Губернатором Пермского края распоряжения от 24.06.2021 № 148-р и затем основании уже этого акта ТУ Росимущества в Пермском крае распоряжения
от 29.06.2021 № 59-434-р лишило общество «Русь» права на участие
в объявленном аукционе. Отмечает, что отклоняя приведенные выше доводы
со ссылкой на неверное толкование обществом «Русь» норм материального права, суды не дали иного толкования пункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации об основаниях для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, не приняли во внимание, что
в удовлетворении соответствующей жалобы общества «Русь» Пермским Управлением Федеральной антимонопольной службы было отказано лишь
в связи с тем, что распоряжение Губернатора Пермского края
от 24.06.2021 № 148-р на момент рассмотрения жалобы являлось действующим и не оспоренным, проверка соответствия данного распоряжения требованиям пункта 3.10 Порядка рассмотрения документов № 40-п, пункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской антимонопольным органом не проводилась.

Кроме того, заявитель жалобы указывает, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 24.06.2021 № 148-р на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 59:32:3960006:5186 и 59:32:5210001:239 находились объекты капитального строительства (водозаборная станция, сооружение, автодорога), что, по мнению заявителя, недопустимо в силу пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель жалобы приводит также доводы о том, что инвестиционный проект, представленный обществом «АПК «Красава», не соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1603 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов», указывая в числе прочего
на то обстоятельство, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3960006:5186 и 59:32:5210001:239 представляют собой пастбища, в этой связи строительство на них невозможно, количество рабочих мест согласно инвестиционному проекту общества «АПК «Красава» увеличивается лишь на 72 места (вместо 250), положительное сальдо налоговых поступлений планируется только с 2024 года.

Помимо этого заявитель жалобы указывает на превышение Губернатором Пермского края полномочий при вынесении оспариваемого распоряжения
от 24.06.2021 № 148-р, поскольку спорные земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3960006:5186 и 59:32:5210001:239 находятся в составе федеральной собственности, правом распоряжения которыми Губернатор Пермского края не обладает. Полагает, что суды применительно
к рассматриваемому случаю неверно истолковали положения пункта 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обращает внимание суда
на чрезвычайно быстрые сроки прохождения административных процедур при согласовании проекта распоряжения от 24.06.2021 № 148-р

Отказывая в признании недействительным распоряжения
ТУ Росимущества в Пермском крае от 29.06.2021 № 59-434-р, суды, по мнению заявителя жалобы, не учли положения пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат указания на то, что
не может быть предметом аукциона земельный участок, предназначенный под реализацию инвестиционного проекта, равно не учли, что основанием для вынесения такого распоряжения стало незаконное распоряжение Губернатора Пермского края от 24.06.2021 № 148-р. Заявитель оспаривает как ошибочный вывод судов о том, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации
не запрещают организатору торгов отказаться от аукциона на любом этапе его проведения, как основанные на неверном толковании пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылки судов на то обстоятельство, что общество «Русь» реализовало право на участие в конкурентных процедурах, подав заявку на присвоение своему проекту «Ферма по выращиванию молодняка крупного рогатого скота молочных пород на 4900 голов» статуса приоритетного, заявитель жалобы считает несостоятельными.

Резюмируя изложенное, заявитель жалобы настаивает в итоге
на незаконности предоставления обществу «АПК «Красава» спорных земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3960006:5186
и 59:32:5210001:239 без торгов, поскольку это нарушает права и охраняемые законом интересы общества «Русь» на участие в аукционе по продаже права
на заключение договоров аренды в отношении указанных земельных участков.

В отзыве на кассационную жалобу Губернатор Пермского края
и общество «АПК «Красава» просят оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая их законными
и обоснованными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа
в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Пермском крае от 18.05.2021 № 59-313-р «О проведении торгов, открытых по составу участников, в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся
в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц и объектов недвижимости» было оформлено решение о проведении процедуры торгов
в отношении следующего имущества: земельный участок с местоположением: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, д. Осенцы, кадастровый номер 59:32:5210001:239, площадь 345498 кв. м, кадастровая стоимость
442 064 руб. 69 коп.; земельный участок с местоположением: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, кадастровый номер 59:32:3960006:5186, площадь 15228011 кв. м, кадастровая стоимость 19 484 240 руб. 07 коп.

ТУ Росимущества в Пермском крае, в том числе, на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru, 27.05.2021 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды поименованных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц
и объектов недвижимости. Согласно данному извещению дата окончания подачи заявок – 30.06.2021, дата и время проведения аукциона – 06.07.2021.

Для участия в торгах обществом «Русь» поданы заявки от 03.06.2021
в отношении этих земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:5210001:239 и 59:32:3960006:5186.

Ранее – 05.02.2021 общество «АПК «Красава» обратилось
в государственное бюджетное учреждение Пермского края «Агентство инвестиционного развития» в соответствии с Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 06.12.2013 № 1721-п, с заявкой на участие в отборе инвестиционных проектов и прилагаемыми к ней документами с целью присвоения инвестиционному проекту «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края» статуса «приоритетный инвестиционный проект». По результатам рассмотрения этого инвестиционного проекта Советом по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае принято решение о присвоении проекту статуса «приоритетный инвестиционный проект» и предоставлении проекту мер государственной поддержки, что подтверждается выпиской из протокола заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае от 12.04.2021 № 64-гс.

Затем – 17.06.2021 общество «АПК «Красава» обратилось к Губернатору Пермского края с ходатайством о принятии распоряжения в соответствии
с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объекта «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» на земельных участках с кадастровыми номерами 59:32:5210001:239 и 59:32:3960006:5186 на срок до 49 лет.

По итогам рассмотрения ходатайства общества «АПК «Красава» распоряжением Губернатора Пермского края от 24.06.2021 № 148-р инвестиционный проект «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края», имеющий статус «приоритетный инвестиционный проект», признан соответствующим критериям, установленным Законом Пермского края от 09.07.2015 № 503-ПК
в целях предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:5210001:239 и 59:32:3960006:5186 с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства в аренду без проведения торгов обществу «АПК «Красава». Этим же распоряжением губернатором Пермского края рекомендовано Федеральному агентству по управлению государственным имуществом заключить договор аренды указанных земельных участков
с обществом «АПК «Красава» с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края» в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, сроком до 49 лет.

Министр по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края письмом от 25.06.2021 № И31-02-1-20-79 сообщил
ТУ Росимущества в Пермском крае о присвоении инвестиционному проекту общества «АПК «Красава» статуса «приоритетный инвестиционный проект»
и издании Губернатором Пермского края распоряжения от 24.04.2021 № 148-р.

ТУ Росимущества в Пермском крае вынесено распоряжение
от 29.06.2021 № 59-434-р «Об отказе от проведения торгов, открытых
по составу участников, в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц и объектов недвижимости», которым оформлено решение об отказе от проведения торгов
в отношении вышеназванных земельных участков.

Полагая, что поименованные распоряжение Губернатора Пермского края
от 24.06.2021 № 148-р и распоряжение ТУ Росимущества в Пермском крае
от 29.06.2021 № 59-434-р нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество «Русь» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Споры публично-правового характера, возникающие
из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.

Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных
с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя
в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав
и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии нарушения порядка издания Губернатором Пермского края распоряжения от 24.06.2021 № 148-р, а также
о соответствии распоряжения ТУ Росимущества в Пермском крае от 29.06.2021 № 59-434-р нормам действующего законодательства.

Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, дополнительно отметив, что действия ТУ Росимущества в Пермском крае
по отмене торгов основаны на пункте 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречат пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в актуальной редакции договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи..

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Как верно указано судами, в Пермском крае таковым является
Закон от 09.07.2015 № 503-ПК, устанавливающий критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Пермского края земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду юридическому лицу без проведения торгов
в соответствии с распоряжением Губернатора Пермского края.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 1 Закона Пермского края
от 09.07.2015 № 503-ПК в соответствии с распоряжением Губернатора Пермского края земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края предоставляются юридическим лицам без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам
и целям, определенным в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, или Пермского края, или муниципальных образований Пермского края, при условии соответствия указанных, инвестиционных проектов одному из следующих критериев:

-инвестиционный проект определяет строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций;

-инвестиционный проект включен в реестр инвестиционных проектов Пермского края в порядке, установленном Правительством Пермского края,
а также имеет соответствующий статус, присвоенный в порядке, установленном Правительством Пермского края;

-инвестиционный проект реализуется резидентом территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Пермского края (моногорода), в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенным в порядке, установленном Правительством Пермского края.

Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Пермского края от 09.07.2015 № 503-ПК, утвержден постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2016 № 40-п.

В пункте 2.1 постановления Правительства Пермского края от 01.02.2016 № 40-п определено, что уполномоченным органом на организацию процедуры рассмотрения документов в соответствии с Порядком № 40-п при поступлении к Губернатору Пермского края обращения юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для размещения объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта на территории Пермского края, соответствующих критериям, установленным Законом Пермского края от 09.10.2015 № 503-ПК, о принятии распоряжения
в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является Министерство по управлению имуществом
и градостроительной деятельности Пермского края.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Советом по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае (создан Указом Губернатора Пермского края от 14.08.2017 № 115 «О создании Совета
по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае») по результатам рассмотрения инвестиционного проекта «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края» принято решение о присвоении проекту статуса «приоритетный инвестиционный проект» и предоставлении проекту мер государственной поддержки, а Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
с учетом данного решения рассмотрено обращение общества «АПК «Красава», заинтересованного в предоставлении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:5210001:239
и 59:32:3960006:5186 в аренду без торгов для реализации своего инвестиционного проекта на территории Пермского края, о принятии распоряжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации

Судами также выявлено, что Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края соблюдена процедура рассмотрения документов, установленная Порядком № 40-п, при поступлении
к Губернатору Пермского края обращения общества «АПК «Красава», инвестиционный проект «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края» признан соответствующим критериям, установленным Законом Пермского края от 09.07.2015 № 503-ПК,
в целях предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:5210001:239 и 59:32:3960006:5186 с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства в аренду без проведения торгов обществу «АПК «Красава», данное решение оформлено распоряжением Губернатора Пермского края от 24.06.2021 № 148-р, которым в том числе Федеральному агентству по управлению государственным имуществом рекомендовано заключить договор аренды указанных земельных участков с обществом
«АПК «Красава» сроком до 49 лет в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что арбитражный суд не наделен полномочиями
на определение того, какой именно инвестиционный проект получит статус приоритетного и соответствующие меры государственной поддержки в виде признания этого проекта соответствующим критериям, установленным Законом Пермского края от 09.07.2015 № 503-ПК, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, поскольку таким правом наделены соответствующие органы – Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае, утвержденный в установленном порядке и включающий в себя специалистов в соответствующей области, уполномоченный в соответствии с Порядком № 40-п орган – Министерство
по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, поэтому суд не может подменять собой эти органы.

В этой связи при рассмотрении спора о признании недействительным распоряжения от 24.06.2021 № 148-р, вынесенного Губернатором Пермского края по итогам соответствующего обращения общества «АПК «Красава» судами исследованы и оценены обстоятельства, которые касаются соблюдения процедуры рассмотрения документов общества «АПК «Красава», установленной Порядком № 40-п. Вывод судом о соблюдении этой процедуры при установленных обстоятельствах дела является обоснованным, заявителем жалобы с приведением убедительных аргументов не опровергнут.

Ссылки общества «Русь» на вынесение Губернатором Пермского края оспариваемого распоряжения от 24.06.2021 № 148-р в нарушение пункта 3.9 Порядка рассмотрения документов, в соответствии с которым до подготовки проекта распоряжения губернатора проверяются, в том числе, наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка (предварительном согласовании), установленных законодательством Российской Федерации,
обоснованно не приняты судами в качестве основания для признания этого распоряжения недействительным, учитывая состоявшийся отказ
ТУ Росимущества в Пермском крае как уполномоченного органа
на распоряжение спорными земельными участками от проведения процедуры торгов в отношении этих участков, оформленный распоряжением
от 29.06.2021 № 59-434-р.

Следует отметить и то обстоятельство, что с заявкой на участие в отборе инвестиционных проектов с целью присвоения инвестиционному проекту «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края» статуса «приоритетный инвестиционный проект» общество «АПК «Красава» обратилось еще в феврале 2021 года, то есть, до вынесения
ТУ Росимущества в Пермском крае распоряжения от 18.05.2021 № 59-313-р
«О проведении торгов, открытых по составу участников, в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц и объектов недвижимости» и опубликования 27.05.2021 извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды в отношении спорных земельных участков. При этом общество «Русь», также как и общество «АПК «Красава», дважды подавало заявки на присвоение своему инвестиционному проекту «Ферма по выращиванию молодняка крупного рогатого скота молочных пород на 4900 голов» (04.12.2020 и 25.03.2021) статуса «приоритетный инвестиционный проект». По итогам рассмотрения обеих заявок экспертной группой по проведению общественной экспертизы инвестиционных проектов приняты решения о необходимости доработки инвестиционного проекта общества «Русь».

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ТУ Росимущества
в Пермском крае в рассматриваемом случае оснований для отказа
от объявленного аукциона не принимаются судом округа с учетом положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из материалов дела, решение об отказе от проведения процедуры торгов в отношении спорных земельных участков, оформленное распоряжением от 29.06.2021 № 59-434-р, вынесено ТУ Росимущества
в Пермском крае на основании положений пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых если иное
не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса, мотивировано вынесением Губернатором Пермского края распоряжения от 24.06.2021 № 148-р, которое было доведено
до ТУ Росимущества в Пермском крае письмо Министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25.06.2021 № И31-02-1-20-79, вопреки доводам жалобы, данное решение не противоречит положениям пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанное решение об отказе от проведения процедуры торгов
в отношении спорных земельных участков правомерно признано судами соответствующим действующему законодательству как вынесенное с учетом предоставления обществу «АПК «Красава» мер государственной поддержки инвестиционного проекта в виде заключения договоров аренды без торгов: спорные земельные участки предназначены и предоставляются для размещения (строительства) на них объекта, который является приоритетным инвестиционным проектом Пермского края, в связи
с чем земельные участки уже не могут являться предметом аукциона. Предоставление земельных участков без торгов в таком случае, даже при наличии иных претендентов на него, не является нарушением конкуренции. При этом Земельный кодекс Российской Федерации не запрещает организатору торгов отказаться от аукциона на любом этапе его проведения.

Апелляционным судом также учтено, что процедура проведения торгов явилась предметом рассмотрения Пермского Управления антимонопольной службы Российской Федерации, так в частности, решением от 22.07.2021 жалоба общества «Русь» признана необоснованной, никаких нарушений
в проведении торгов и их отмене контролирующим органом не выявлено.

Обстоятельств, препятствующих освоению спорных земельных участков в целях реализации инвестиционного проекта «Молочно-товарный комплекс общества «АПК «Красава» в Пермском районе Пермского края», из материалов дела не следует.

Доводы кассационной жалобы с указанием на обстоятельства, препятствующие предоставлению спорных земельных участков без торгов
в силу пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации
(со ссылками на размещение на участках водозаборной станции, сооружения, автодорога), также отклоняются судом округа с учетом положений статьи 39.36 названного Кодекса об использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, судами при установленных по делу обстоятельствах сделан обоснованный вывод о том, что распоряжение Губернатора Пермского края от 24.06.2021 № 148-р принято строго в соответствии с его компетенцией, установленными правилами подготовки и принятия соответствующих правовых актов, следовательно, являясь таковым, данное распоряжение
не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Доводы кассационной жалобы с указанием на несоответствие инвестиционного проекта общества «АПК «Красава» критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2014 № 1603 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов» отклоняются судом округа
как заявленные без учета того, что данное постановление принято Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, тогда как
в рассматриваемом случае идет речь о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционного проекта в виде заключения договоров аренды без торгов в порядке подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.

Ссылки заявителя жалобы на прохождение административных процедур при согласовании проекта оспариваемого распоряжения Губернатора Перамкого края, не могут быть приняты во внимание судом округа
как не имеющие самостоятельного правового значения и не влияющие
на законность данного ненормативного правового акта.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны
на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела, в связи
с чем отклоняются судом округа, в том числе
и по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Отклоняя доводы кассационной жалобы в полном объеме, суд округа также принимает во внимание, что избранный заявителем способ защиты
не приведет к восстановлению его права на участие в аукционе на право заключение договоров аренды спорных земельных участков, поскольку это исключается фактом заключения ТУ Росимущества в Пермском крае
с обществом «АПК «Расава» договоров аренды этих участков от 15.07.2021
№№ 06469, 06470.

Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нижестоящими судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа
не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2022 по делу
№ А50-23882/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русь» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Л.А. Суспицина

Судьи В.А. Купреенков

А.С. Полуяктов