ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-24368/13 от 14.11.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6877/17

Екатеринбург

21 ноября 2017 г.

Дело № А50-24368/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Тороповой М. В., Платоновой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Чайковского городского поселения на определение Арбитражного суда Пермского края о процессуальном правопреемстве от 09.06.2017 по делу № А50-24368/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее – общество «ТГК-9») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Чайковского муниципального района о взыскании неосновательного обогащения в сумме
1 429 131 руб. 12 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 145 912 руб. 07 коп.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.04.2014 утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено.

Арбитражным судом Пермского края 06.11.2014 выдан исполнительный лист серии АС № 005384857.

 Определением суда от 02.02.2015 произведена процессуальная замена истца, общество «ТГК-9» (ОГРН <***>, ИНН <***>) заменено на открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о прекращении исполнительного производства по настоящему делу.

В ходе рассмотрения данного заявления в суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, ответчик просил осуществить замену Администрации Чайковского муниципального района на Администрацию Чайковского городского поселения.

Определением суда первой инстанции от 09.06.2017 (судья
ФИО1), принятого по результатам рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве и  заявления о прекращении исполнительного производства,  в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано. Суд произвел замену стороны должника с Администрации Чайковского муниципального района на Администрацию Чайковского городского поселения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2017 (судьи Семенов В.В.,  Дюкин В.Ю., Полякова М.А.) определение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация Чайковского городского поселения просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель отмечает, что в периоды:  4 кв. 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г. Администрация Чайковского муниципального района являлась уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, на ее счет перечислялись денежные средства за аренду земельного участка, доказательств перераспределения этих денежных средств Администрацией Чайковского муниципального района не представлено, при этом наделение Администрации Чайковского городского поселения полномочиями по распоряжению земельными участками произведено  с 01.03.2015 в силу п. 4 ст. 11, п. 37 ст. 34 Федерального закона
от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С учетом изложенного заявитель полагает, что замена судом первой инстанции стороны должника с Администрации Чайковского муниципального района на Администрацию Чайковского городского поселения произведена необоснованно.

В дополнении к кассационной жалобе заявитель также поясняет, что в период возникновения задолженности по договору аренды государственная собственность на земельный участок не была разграничена, а в соответствии  со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городского и муниципального района поступало по 50%  доходов от аренды, связи с чем Администрация Чайковского городского поселения полагает, что подлежащая взысканию с нее сумма задолженности должна составлять 50% от общей взыскиваемой суммы.

По мнению Администрации Чайковского муниципального района, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы заявителянаправлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с положениями ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд производит замену стороны ее правопреемником в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах). Процессуальное правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и на стадии исполнения решения.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введена ст. 3.3, регламентирующая порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

С учетом указанной нормы суды обоснованно признали, что с момента вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171- ФЗ (01.03.2015) полномочия по распоряжению спорными земельными участками (являющиеся предметами договоров аренды) в силу прямого указания закона перешли к Администрации Чайковского городского поселения.

В силу положений п. 4 ст. 20, п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджета.

В соответствии с п. 2 раздела II приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013  № 65н «Об утверждении указаний в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» главному администратору доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющемуся федеральным органом государственной власти (государственным органом) (федеральным казенным учреждением), присваивается код главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), соответствующий коду главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с приложением 7 к настоящим Указаниям.

Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, все предусмотренные законом полномочия по администрированию доходов бюджета, в том числе как полномочия по взысканию задолженности по платежам в бюджет, так и полномочия по возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей из бюджета независимо от периода образования задолженности или переплаты, осуществляются действующим администратором доходов бюджета.

Согласно п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013
№ 125н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

Приняв во внимание, что Администрация Чайковского муниципального района  осуществляла функции арендодателя по договорам аренды в период до 01.03.2015 (до момента вступления в силу  Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ), при этом в период с 01.03.2015 и на момент принятия судом определения о процессуальном правопреемстве функции по распоряжению земельными участками осуществлялись Администрацией Чайковского городского поселения, суды пришли к верному выводу о том, что Администрация Чайковского городского поселения стала функциональным правопреемником Администрации Чайковского муниципального района, обязанным совершить необходимые действия, предусмотренные законом, в качестве действующего администратора  соответствующих доходов бюджета.

Факт перечисления излишних сумм арендной платы на лицевой счет Администрации Чайковского муниципального района не имеет определяющего значения для целей рассмотрения настоящего спора, так как получателями арендной платы за пользование неразграниченными землями в рассматриваемом периоде являлись соответствующие бюджеты согласно бюджетной росписи, Администрация Чайковского муниципального района лишь администрировала поступление платежей в соответствующие бюджеты.

Поскольку отношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, являются публично-правовыми, последующее распределение денежных средств, поступивших от истца в бюджет, не имеет отношения к спорным отношениям, имеющим гражданско-правовую природу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Администрации Чайковского муниципального района о процессуальном правопреемстве и произвел замену должника в исполнительном производстве.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения суда первой  инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не выявлено.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Пермского края о процессуальном правопреемстве от 09.06.2017 по делу № А50-24368/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Чайковского городского поселения – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            М.В. Торопова

Е.А. Платонова