ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-24864/14 от 10.09.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6076/15

Екатеринбург

14 сентября 2015 г.

Дело № А50-24864/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Семеновой З.Г., Тороповой М.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Райлян Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи
кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – территориальное управление) на решение  Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2015 по делу № А50-24864/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

          В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представитель Территориального управления - ФИО1 (доверенность от 12.01.2015 № 04).

В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Западно-Уральский порт» (далее – общество «Западно-Уральский порт», заявитель)  -  ФИО2 (доверенность от 15.08.2014).

Общество «Западно-Уральский Порт» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения территориального управления, выраженного в письме от 30.09.2014
№ 01-14941-08 об отказе в предоставлении в аренду заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:10:0501001:60 площадью 69626 кв. м, с разрешенным использованием - под погрузочную базу, по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка», и об обязании ответчика предоставить земельный участок в аренду заявителю.

Решением суда от 16.02.2015(судья  Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены; признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решение территориального управления, выраженное в письме от 30.09.2014 № 01-14941-08, об отказе в предоставлении в аренду обществу «Западно-Уральский Порт» земельного участка с кадастровым номером 59:10:0501001:60 площадью 69626 кв. м, с разрешенным использованием - под погрузочную базу, по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка»; обязании территориального управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества «Западно-Уральский Порт» путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:10:0501001:60 площадью
69626 кв. м, с разрешенным использованием - под погрузочную базу, по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка», в аренду обществу «Западно-Уральский Порт».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда             от 07.05.2015 (судьи Панькова Г.Л., Макарова Т.В., Семенова В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считает решение и постановление принятыми с нарушением норм материального  и процессуального права, а выводы судов не соответствующими обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы,  судами не дана надлежащая оценка его доводам о невозможности распоряжения спорным земельным участком. При этом территориальное управление отмечает, что объекты недвижимости, на которые в настоящее время зарегистрировано право собственности заявителя, относятся к федеральной собственности; право собственности общества «Западно – Уральский Порт» на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, зарегистрировано по порочным основаниям и у него отсутствует предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации  исключительное право на приобретение права аренды земельного участка, а у территориального управления отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка в аренду заявителю. Также территориальное управление ссылается на факт нарушений при формировании земельных участков, наличия двойного учета в государственном кадастре недвижимости, что препятствует государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, что в силу
п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исключает возможность распоряжения им, в том числе путем предоставления в аренду. Территориальное управление считает, что принятые судебные акты по данному делу  затрагивают права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле – Государственного предприятия Учреждения АМ-244/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того территориальным управлением в судебном заседании 10.09.2015 заявлено ходатайство о приобщении к делу свидетельства
от 12.10.1993 № 34.

Ходатайство о приобщении доказательств рассмотрено в судебном заседании, состоявшемся 10.09.2015. В удовлетворении ходатайства отказано, так как данный документ не может быть приобщен к делу, поскольку в силу
ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.06.2011, 24.06.2011, 25.10.2011 проведена государственная регистрация права собственности общества «Западно-Уральский порт» на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка» – пирс общей площадью 1 657, 5 кв. м, фундамент под трансформатор, заборы, ворота, ограждение фундаментов, электролинию, железнодорожный тупик протяженностью 1 546, 5 кв.м, судоремонтный цех площадью 616,8 кв. м, склад общей площадью 91,5 кв. м, котельную с пристроем общей площадью
118 кв. м, автодорогу в затон протяженностью 1 630, 6 м, на основании договоров купли-продажи от 25.05.2011 и от 11.07.2011.

Общество «Западно-Уральский порт» 28.08.2014 обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 69 626 кв. м с кадастровым номером 59:10:0501001:60 по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка», для эксплуатации недвижимого имущества.

Территориальное управлением 30.09.2014 направило в адрес заявителя письмо № 01-14941-08 об отсутствии оснований для предоставления в аренду земельного участка ввиду того, что расположенное на нем недвижимое имущество было незаконно отчуждено из федеральной собственности.

Заявитель, считая данный отказ незаконным и необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно ч. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных
в п. 1 ст. 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии со ст. 1, 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества вправе использовать земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на праве аренды.

Как установлено судами, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности общества «Западно-Уральский порт» на недвижимое имущество - расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка» – пирс общей площадью 1 657, 5 кв. м, фундамент под трансформатор, заборы, ворота, ограждение фундаментов, электролинию, железнодорожный тупик протяженностью 1 546, 5 кв. м, судоремонтный цех площадью 616, 8 кв. м, склад общей площадью 91, 5 кв. м, котельную с пристроем общей площадью 118 кв. м, автодорогу в затон протяженностью 1 630, 6 м, на основании договоров купли-продажи от 25.05.2011 и от 11.07.2011.

Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью 69 626 кв. м с кадастровым номером 59:10:0501001:60 по адресу: Пермский край, г. Соликамск, порт «Усолка», который сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости  11.01.2008 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под погрузочную базу).

На основании изложенного и принимая во внимание, что общество «Западно-Уральский порт» имеет исключительное право на использование занятого недвижимым имуществом данного земельного участка, а  у территориального управления отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду заявителю спорного земельного участка, судами правомерно удовлетворены требования общества «Западно-Уральский порт».

  Ссылка территориального управления на то, что судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Государственного предприятия Учреждения АМ-244/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации) является несостоятельной. Заявитель не указал, каким образом судебные акты по настоящему спору затрагивают интересы указанного лица, которое в суд кассационной инстанции с жалобой на судебные акты не обратилось. Из судебных актов не усматривается, что в мотивировочной или резолютивных частях суд принял решение о правах и обязанностях данного учреждения.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2015 по делу
№ А50-24864/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от07.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                С.В. Лазарев

Судьи                                                                            З.Г. Семенова

М.В. Торопова