ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-25415/2021 от 07.07.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3785/22

Екатеринбург

12 июля 2022 г.

Дело № А50-25415/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.

при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в лице Отдела лицензионно-разрешительной деятельности (далее – Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2022 по делу № А50-25415/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыл представитель общества с ограниченной ответственностью Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» (далее – общество) – Кочева С.В. (доверенность от 12.10.2021).

В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель Управления – Нагуманов Т.И. (доверенность от 22.06.2022, диплом).

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2021 № 59 ЛРР 005230921001352/1260 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2022 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что общество деятельность по хранению оружия осуществляет с нарушением требований статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ), пункта 55 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Правила № 814). При этом административный орган со ссылкой на пункт 110, абзац 5 пункта 143, абзац 3 пункта 177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства внутренних дел России от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция) указывает, что совместное хранение оружия и патронов в одной комнате для хранения оружия возможно только спортивным организациям и образовательным учреждениям и лишь тогда, когда оружие и патроны используются ими для занятий спортом и охоты.

Управление также отмечает, что положения пунктов 143, 177 Инструкции взаимосвязаны с требованиями раздела V, пунктов 15, 59 Правил № 814, которыми допускается временное хранение оружия (патронов) такими организациями в одной комнате хранения оружия (далее – КХО) при проведении тренировочных стрельб и соревнований по видам спорта, связанным с использованием оружия и не могут расцениваться в качестве надлежащих условий организации хранения оружия (патронов) юридическими лицами при их применении на постоянной основе.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, Управлением в связи с подготовкой 24.09.2021 заключения по аннулированию выданного Управлением обществу разрешения серии РХИ № 01666660, для целей изъятия оружия осуществлен выход на объект по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, д. 1 и установлено, что хранение оружия обществом осуществляется в КХО по указанному адресу совместно с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Колледж безопасности» (предшествующее наименование «Колледж безопасности и права»; далее – некоммерческая организация). В деятельности общества Управлением выявлено нарушение статьи 22 Федерального закона № 150-ФЗ, пункта 55 Правил № 814, пунктов 110, 143, 177 Инструкции.

По факту выявленного в деятельности общества нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, Управлением 24.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 1260 и 06.10.2021 вынесено постановление № 59 ЛРР 005230921001352/1260 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили выводы административного органа о несоблюдении положений статьи 22 Федерального закона № 150-ФЗ, пункта 55 Правил № 814, пунктов 110, 143, 177 Инструкции, поскольку обществом допущено хранение спортивного оружия в КХО совместно с оружием некоммерческой организации на основании договора совместного хранения в период с апреля 2014 г. по 24.09.2021.

Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 150-ФЗ оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: - гражданское; - служебное; - боевое ручное стрелковое и холодное.

На основании статьи 3 Федерального закона № 150-ФЗ к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны; 2) спортивное оружие; 3) охотничье оружие; 4) сигнальное оружие; 5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации; 6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях.

В силу статьи 4 Федерального закона № 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

Статьей 10 Федерального закона № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся в том числе: - государственные военизированные организации; - юридические лица с особыми уставными задачами; - юридические лица - поставщики; - физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство; - образовательные организации; - граждане Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц (часть 5 статьи 22 Федерального закона № 150?ФЗ).

Согласно пункту 51 Правил № 814 субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона № 150-ФЗ и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 55 Правил № 814 юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.

Порядок и условия хранения оружия и патронов в процессе их производства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 56 Правил № 814).

Исходя из пункта 79 Правил N 814 оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Об изъятии оружия и патронов составляется протокол (акт), в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол (акт) составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Оружие и патроны, выданные юридическим и физическим лицам во временное пользование, изымаются на период устранения выявленных нарушений либо обстоятельств, препятствующих обеспечению сохранности или безопасности хранения этого оружия и патронов (пункт 80 Правил № 814).

На основании пункта 46 Инструкции № 288 спортивные организации и образовательные учреждения для хранения оружия и (или) патронов участников спортивных мероприятий, а также оружия и (или) патронов, принадлежащих гражданам Российской Федерации и юридическим лицам, должны оборудовать отдельное место (сейф, шкаф, пирамиду, стеллаж) в оружейной комнате, складском помещении или на складе и получить (иметь) в органах внутренних дел соответствующие разрешения на хранение и (или) на хранение и использование оружия.

В силу пункта 110 Инструкции юридические лица (спортивные организации и образовательные учреждения) и граждане Российской Федерации могут передавать имеющиеся у них на законных основаниях оружие и (или) патроны, используемые ими для занятий спортом и охоты, на ответственное хранение юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте.

Оружие и (или) патроны передаются при наличии договора об их временном хранении, заключенного владельцем оружия и (или) патронов со спортивной организацией или образовательным учреждением, после внесения соответствующих записей о модели, калибре, номере оружия и количестве, типе и калибре патронов в книгу временного хранения оружия и патронов с указанием паспортных данных представителя соответствующей организации и реквизитов разрешения, имеющегося на сдаваемое для временного хранения оружие (патроны), включая серию, номер, дату выдачи данного разрешения и наименование органа внутренних дел, его выдавшего.

Выдача оружия (патронов) осуществляется под расписку представителя организации в книге временного хранения.

Согласно пункту 129 Инструкции для оружия и (или) патронов, принятых спортивными организациями и образовательными учреждениями на временное хранение, в складском помещении ведутся книги временного хранения такого оружия и патронов по установленной форме и учетные документы, указанные в пункте 127 настоящей Инструкции;

В пункте 137 Инструкции определено, что спортивные организации и образовательные учреждения ведут, в том числе книги наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов, в том числе принятых на ответственное хранение.

В соответствии с пунктом 140 Инструкции организации при проведении спортивных соревнований или охоты с участием иностранных граждан учитывают ввезенное ими оружие и патроны в специальных разделах книг приема и выдачи оружия. Также в специальных разделах указанных книг ведется учет оружия и патронов, принятых спортивными организациями для временного хранения на спортивных объектах, в том числе во время проведения спортивных соревнований и тренировочных стрельб.

На основании пункта 143 Инструкции выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.

Прием оружия и (или) патронов на временное хранение, в том числе при проведении спортивных, охотничьих или иных стрелковых мероприятий, во время командировки работников может осуществляться на основании соответствующих распорядительных документов (приказов, распоряжений) руководителя юридического лица, его заместителя, ответственного за сохранность оружия и патронов в организации, или уполномоченного ими должностного лица организации (подразделения организации), ответственного за сохранность оружия и патронов на объекте их хранения.

Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 Инструкции.

Для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой «для временного хранения оружия и патронов», если на это помещение ранее не выдавалось разрешение одной из обозначенных серий. При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения.

В силу пункта 163 Инструкции оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.

На оружие, закрепленное за работниками юридических лиц, в сейфе, шкафу, пирамиде, стеллаже или ящике крепятся бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия.

Согласно пункту 168 Инструкции на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира. Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений.

Пунктом 176 Инструкции закреплено, что в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.

Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.

На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

В соответствии с пунктом 177 Инструкции в случае хранения в одном помещении оружия нескольких подразделений юридического лица приказом руководителя назначается ответственный за сохранность оружия в помещении.

При этом оружие подразделений должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках отдельно и опечатываться (пломбироваться) лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом подразделении.

В случае хранения в одном помещении (оружейной комнате или складском помещении) оружия и (или) патронов нескольких юридических лиц (спортивных организаций и образовательных учреждений) совместным приказом руководителей указанных организаций назначается ответственный за сохранность оружия и (или) патронов в таком помещении.

При таком совместном хранении разных юридических лиц в одном помещении оружие и (или) патроны размещаются в отдельных сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах или металлических ящиках и опечатываются (пломбируются) лицом, ответственным за сохранность оружия в данном помещении, и лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом из указанных юридических лиц.

Подпунктом «в» пункта 191 Инструкции установлено, что в местах использования оружия и патронов - в тирах, стрелково-стендовых комплексах и на стрельбищах - дополнительно проверяются наличие на соответствующем стрелковом объекте оружейной комнаты либо складского помещения, а при организации в них временного хранения оружия и патронов, принадлежащих гражданам, спортивным организациям либо образовательным учреждениям, - отдельных сейфов, шкафов, пирамид либо стеллажей.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора совместного хранения от 03.04.2014 и 19.08.2019 некоммерческая организация предоставляла обществу место для оружейного сейфа для организации совместного хранения спортивного оружия и боеприпасов к нему в КХО, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, 1.

По условиям договора некоммерческая организация обязуется обеспечить сохранность оружия и патронов, исключить возможность доступа третьих лиц, круглосуточную охрану.

Суды, руководствуясь Правилами № 814, Инструкцией сделали правильный вывод о том, что право на хранение оружия в одном помещении несколькими юридическими лицами предусмотрено для субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся нескольких подразделений одного юридического лица, а также спортивные организации и образовательные учреждения.

Некоммерческая организация является образовательной организацией, на основании соответствующей лицензии. Общество является спортивной организацией. Названные организации имеют разрешения на хранение и использование оружия, выданные Управлением, в которых в качестве адреса объекта с местом хранения оружия и патронов указано: г. Пермь, ул. Краснова, д. 1.

Следовательно, как верно определено судами, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на хранение оружия несколькими субъектами хранения в одном помещении, если при хранении оружия несколькими юридическими лицами в одном помещении соблюдаются условия, указанные в статье 22 Федерального закона № 150-ФЗ, Управлением расширительно истолкованы нормы Инструкции, не учтен субъектный статус сторон (образовательная и спортивная организации) при хранении оружия, а также не учтены отличия временного и постоянного хранения и соответствующие требования к таким периодам хранения.

В связи с этим обществом требования пункта 55 Правил № 814 и пункта 177 Инструкции соблюдены.

Таким образом, событие вмененного административного правонарушения Управлением не доказано.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2022 по делу № А50?25415/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в лице Отдела лицензионно-разрешительной деятельности – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи В.А. Лукьянов

Т.П. Ященок