ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-32571/2022 от 21.09.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5851/23

Екатеринбург

22 сентября 2023 г.

Дело № А50-32571/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С. В.,

судей Тороповой М. В., Беляевой Н. Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дурновцевой Лидии Андреевны (далее – предприниматель Дурновцева Л.А.) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2023 по делу № А50-32571/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприниматель Дурновцева Л.А. (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству Агропромышленного комплекса Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными отказа в предоставлении субсидии, изложенного в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии в 2022 году, утвержденного приказом
от 17.11.2022 № 25-01.2-02-357; отказа в предоставлении субсидии, изложенного в пункте 2 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на приобретение минеральных удобрений в 2022 году, утвержденного приказом от 25.11.2022 № 25-01.2-02-381.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 14.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Дурновцева Л.А. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что обжалуемые судебные акты, приводят к ухудшению положения Главы КФХ как лица, выполнившего все требования для предоставления субсидии на втором этапе. На момент подачи заявки на предоставление субсидии форма 2-фермер уже была сдана в Пермьстат, вывод об отсутствии у Министерства обязанности делать самостоятельные запросы в Пермьстат на предмет установления наличия сданной формы 2-фермер расходится с фактическими обстоятельствами, в рамках иных дел Министерство указанные запросы делало.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Министерства в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами,01.11.2022 Предприниматель обратился в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края.

17.11.2022 Министерством издан Приказ № 25-01.2-02-357
"Об утверждении перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение, о предоставлении субсидии, перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии", опубликованный на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.agro.permkrai.ru) 18.11.2022.

На основании пункта 1.15.3 Порядка № 67-п (в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 2.9.3 Порядка
№ 67-п) Предприниматель включен в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии в 2022 году.

07.11.2022 Предприниматель обратился в Министерство с заявкой на участие в отборе и предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений в 2022 году.

25.11.2022 Министерством издан Приказ № 25-01.2-02-381
"Об утверждении перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение, о предоставлении субсидии
(о заключении Соглашения)", опубликованный на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.agro.permkrai.ru).

На основании пункта 3.11.4 Порядка № 550-п (в связи с непредставлением документа, указанного в пункте 3.3.12 Порядка № 550-п) Предприниматель включен в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на приобретение минеральных удобрений в 2022 году.

Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, изложенном в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии в 2022 году, утвержденного приказом от 17.11.2022 № 25-01.2-02-357, а также отказом в предоставлении субсидии, изложенном в пункте 2 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на приобретение минеральных удобрений в 2022 году, утвержденного приказом от 25.11.2022 № 25-01.2-02-381, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого отказа в предоставлении субсидии недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах и обстоятельств, установленных по делу и не находит оснований для их отмены.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Министерстве агропромышленного комплекса Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 21-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции, в том числе по разработке и реализации государственных программ по развитию агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

В целях реализации вышеуказанной государственной программы, Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п утверждена Государственная программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края" и Постановлением Правительства Пермского края от 12.02.2020 № 67-п утвержден Порядок
№ 67-п, который определяет цели, условия и правила предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования (далее - субсидии) из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

Согласно пункту 1.2 Порядка № 67-п, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость) на:

- проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв (пункт 1.2.1 Порядка № 67-п);

- собственное производство молока (пункт 1.2.2 Порядка № 67-п);

- приобретение элитных семян (пункт 1.2.3 Порядка № 67-п);

- поддержку племенного животноводства (пункт 1.2.4 Порядка № 67-п);

- содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород и поголовья помесных коров (пункт 1.2.5 Порядка № 67-п);

- содержание маточного поголовья овец, коз, общего поголовья маралов, лошадей (пункт 1.2.6 Порядка № 67-п);

- уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства (пункт 1.2.7 Порядка № 67-п).

Согласно пункту 2.8 Порядка № 67-п Министерство размещает на официальном сайте объявление о приеме документов для предоставления субсидий, содержащее информацию о дате начала и дате окончания (на первом этапе не позднее 20 апреля текущего финансового года, на втором этапе - не позднее 20 ноября текущего финансового года), месте приема документов, указанных в пункте 2.9 настоящего Порядка (далее - объявление), в срок:

- на первом этапе - по 31 марта текущего финансового года (пункт 2.8.1 Порядка № 67-п);

- на втором этапе - по 10 октября текущего финансового года (пункт 2.8.2 Порядка № 67-п).

В силу пункта 2.9.3 Порядка № 67-п для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство в сроки, указанные в объявлении, на бумажном и электронном носителях, в том числе, копию сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме № 29-СХ или форме № 2-фермер, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой, за отчетный финансовый год (представляется однократно при первичном обращении за предоставлением субсидии в текущем финансовом году).

Форма 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 530
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического Наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой", которым установлено, что индивидуальные предприниматели предоставляют отчетность 2 раза в год.

В силу пункта 1.15.3 Порядка № 67-п одним из основания для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям в предоставлении субсидии является несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, установленным в соответствующем разделе настоящего Порядка (за исключением документов, представляемых по собственной инициативе), или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, за исключением документов, которые в соответствии с настоящим Порядком запрашиваются Министерством.

При рассмотрении спора судами установлено, что 01.11.2022 предприниматель обратился в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края (файл "Дурновцева Л.А. овощи заявка").

Установив, что заявителем обязательное требование, предусмотренное пунктом 2.9.3 Порядка № 67-п, не соблюдено, суды пришли к обоснованному выводу, что Министерством правомерно отказано в предоставлении предпринимателю в 2022 году субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства на основании пункта 1.15.3 Порядка № 67-п.

Отклоняя довод предпринимателя о том, что форма 2-фермер сдана заявителем в Пермьстат, соответственно, в случае непредставления данной формы с заявкой у Министерства имелась возможность и обязанность запросить данный документ в органе статистики, суды обоснованно исходили из следующего.

В силу пункта 2.9.3 Порядка № 67-п предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителем с заявкой отчета по форме
2-фермер является обязательным.

Кроме того, исходя из положений Порядка № 67-п сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе в сроки, определенные в соответствующем разделе настоящего Порядка, по собственной инициативе дополнительно представить в Министерство выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату не ранее чем за месяц до даты подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявки о предоставлении субсидии в Министерство (пункт 1.9.1); документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1.9.2).

При этом в силу пункта 1.10 Порядка № 67-п в случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе документа, указанного в пункте 1.9.1 настоящего Порядка, Министерство получает указанный документ посредством использования официального интернет-ресурса Федеральной налоговой службы на дату поступления документов в Министерство и их регистрации в журнале регистрации заявок.

В случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе документа, указанного в пункте 1.9.2 настоящего Порядка, Министерство в течение трех рабочих дней с даты получения от сельскохозяйственного товаропроизводителя заявки на предоставление субсидии, предусмотренной соответствующим разделом (подразделом) настоящего Порядка (далее в настоящем разделе - заявка), запрашивает указанный документ у территориального налогового органа посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и у регионального отделения Фонда социального страхования в виде письменного запроса на дату поступления документов в Министерство и их регистрации в журнале регистрации заявок.

Судами установлено, что обязанности Министерства по самостоятельному получению в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя отчета по форме 2-фермер в случае непредставления его с заявкой, Порядком № 67-п не предусмотрено.

Также судами учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, в определении от 28.03.2022
№ 309-ЭС21-23440, относительно стимулирующих субсидий, в соответствии с которой природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств. Таким образом, право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным.

В случае нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных соответствующим порядком, у Министерства имеется право отказать в предоставлении субсидии.

Учитывая, что субсидия на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства носит стимулирующий характер, соответственно, лицо, предоставляющее данную субсидию (Министерство), вправе установить любые юридически значимые обстоятельства (условия) для ее получения, в том числе, необходимость обязательного представления с заявкой на получение субсидии определенного пакета документов.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, установив непредставление лицом, претендующим на получение субсидии, данных документов, пришли к обоснованному выводу, что у Министерства имелись законные основания для отказа в предоставлении такой субсидии, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным отказа в предоставлении субсидии, отраженного в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии в 2022 году, утвержденного приказом
от 17.11.2022 № 25-01.2-02-357.

Относительно обоснованности отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений в 2022 году, изложенного в приказе от 25.11.2022 № 25-01.2-02-381, судами установлено следующее.

В целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, принято Постановление Правительства Пермского края от 04.08.2021 № 550-п об утверждении Порядка № 550-п, определяющего определяет цели, условия и правила предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части фактически произведенных затрат (без транспортных расходов) на приобретение минеральных удобрений за счет средств бюджета Пермского, порядок возврата субсидий в случае нарушения порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении.

В силу пункта 1.2 Порядка № 550-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), в целях возмещения части фактически произведенных затрат на приобретение минеральных удобрений (без транспортных расходов; без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость).

В соответствии с пунктом 3.3.12 Порядка № 550-п для участия в отборе и предоставления субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в сроки, указанные в объявлении, на бумажном и электронном носителях в ГКУ ПК "Центр развития агробизнеса" заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем копии сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме № 29-СХ или форме
№ 2-фермер, утвержденным приказами Федеральной службы государственной статистики об утверждении форм для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой, в зависимости от формы собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя, представленные в сроки и с периодичностью, установленными этими приказами, за отчетный финансовый год или год, предшествующий году, в котором ситуация в связи с опасными природными явлениями была признана чрезвычайной.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под текущим финансовым годом понимается год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); под отчетным финансовым годом - год, предшествующий текущему финансовому году.

Пунктом 3.11 Порядка № 550-п предусмотрены основания для отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии.

Так в силу пункта 3.11.4 Порядка № 550-п одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки и документов требованиям, установленным пунктом 3.6 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных заявки и документов (за исключением документов, представляемых по собственной инициативе).

Разрешая спор, судами установлено, что 07.11.2022 предприниматель обратился в Министерство с заявкой на участие в отборе и предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений в 2022 году (файл "Дурновцева Л.А. минеральные удобрения заявка").

Во исполнение пункта 3.3.12 Порядка № 550-п предпринимателем с заявкой представлен отчет по форме 2-фермер по состоянию на 02.11.2022.

Между тем, как следует из вышеизложенных положений Порядка
№ 550-п, для участия в отборе и предоставления субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме 2-фермер за отчетный финансовый год или год, предшествующий году, в котором ситуация в связи с опасными природными явлениями была признана чрезвычайной.

Распоряжением Губернатора Пермского края от 18.08.2021 № 181-р в 2021 году ситуация на территории Пермского края признана чрезвычайной в связи с опасными природными явлениями.

Таким образом, при подаче заявки на получение субсидии в 2022 году сельскохозяйственным товаропроизводителем обязателен к представлению отчет по форме 2-фермер за 2021 год или за 2020 год (с учетом признания ситуации в 2021 году чрезвычайной).

Судами установлено, что предприниматель начал осуществлять сельскохозяйственную деятельность в 2021 году, следовательно, возможности представить отчетность за 2020 год у него не имелось.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в соответствии с требованиями пункта 3.3.12 Порядка № 550-п предприниматель должен был представить с заявкой отчет по форме
2-фермер за отчетный финансовый год, то есть за 2021 год, однако, указанное требование не исполнил, пришли к верному выводу, что Министерство на основании пункта 3.11.4 Порядка № 550- правомерно отказало предпринимателю в предоставлении субсидии на приобретение минеральных удобрений в 2022 году.

Судами обоснованно принято во внимание, что в случае непредставления с заявкой сведений по форме 2-фермер за отчетный финансовый год (за год, предшествующий году, в котором ситуация в связи с опасными природными явлениями была признана чрезвычайной) у Министерства отсутствует возможность проверить корректность указанных в Производственной программе плановых показателей.

С учетом изложенного, установив, что непредставление отчета по форме 2-фермер за отчетный финансовый год (за год, предшествующий году, в котором ситуация в связи с опасными природными явлениями была признана чрезвычайной) является существенным нарушением и безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии, принимая во внимание, что субсидия на приобретение минеральных удобрений также носит стимулирующий характер, соответственно, неисполнение установленных Министерством (лицо, предоставляющее субсидию) условий
(в рассматриваемом случае - непредставление отчета по форме 2-фермер за отчетный финансовый год) является законным основанием для отказа в предоставлении такой субсидии, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что отказ в предоставлении субсидии, отраженный в пункте 2 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на приобретение минеральных удобрений в 2022 году, утвержденного приказом от 25.11.2022 № 25-01.2-02-381, является правомерным, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом исследования суда, и им дана надлежащая правовая оценка, по существу указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2023 по делу
№ А50-32571/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дурновцевой Лидии Андреевны – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.В. Лазарев

Судьи М.В. Торопова

Н.Г. Беляева