ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-33412/18 от 03.07.2019 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3929/19

Екатеринбург

09 июля 2019 г.

Дело № А50-33412/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кангина А.В.,

судей Токмаковой А.Н., Жаворонкова Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой В.И. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Астра-сервис» (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2019 по делу № А50-33412/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:

общества – ФИО1 (доверенность от 09.01.2019);

инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо, инспекция) – ФИО2 (доверенность от 05.06.2019).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 18.09.2018 № 2784л.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2019 (судья Завадская Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Гладких Е.О., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции от 29.01.2019 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что оспариваемое предписание не может быть исполнено, поскольку требуется осуществить мероприятия по изменению порядка расчета платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» как без учета показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, так и при наличии показаний коллективного прибора учета тепловой энергии; размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила от 06.05.2011 № 354); инспекцией не в полном объеме исследованы представленные обществом документы, в связи с этим заинтересованное лицо сделало неверный вывод об отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии, однако в доме № 48б по улице Революции в г. Перми имеется коллективный прибор учета тепловой энергии, который учитывает объем тепловой энергии как для целей подогрева холодной воды, так и для целей отопления; расшифровка показателя удельного расхода тепловой энергии не содержит разграничения вида коммунального ресурса, для которого установлен коллективный прибор учета, в том числе данный показатель не содержит разграничения типа поставки коммунального ресурса.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит решение Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 оставить без изменения, поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, которые сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки доказательств, представленных сторонами, и с учетом конкретных обстоятельств дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения должностного лица инспекции от 17.08.2018 № 2784л в целях рассмотрения поступившего обращения от 09.08.2018 № СЭД-45-15-12-1005б в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка (срок проведения проверки – с 22.08.2018 по 18.09.2018) обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июль 2018 года в многоквартирном доме № 48б по улице Революции города Перми Пермского края, в ходе которой установлено, что обществом потребителям неправомерно начислена плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент – тепловая энергия, использованная для приготовления горячей воды) исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии, что является нарушением пункта 54 Правил от 06.05.2011 № 354.

По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт от 18.09.2018 № 2784л и выдано предписание от 18.09.2018 № 2784л об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2018, в соответствии с которым обществу предписано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 48б по улице Революции города Перми Пермского каря, произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент – тепловая энергия, используемая на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), обеспечить соблюдение пункта 54 Правил от 06.05.2011 № 354, формулы 20, 20.1 Приложения № 2 Правил от 06.05.2011 № 354, представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Полагая, что вышеуказанное предписание не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из выводов о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению формула 20 Приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354, с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил от 06.05.2011 № 354 в целях регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг применяются Правила от 06.05.2011 № 354.

Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил от 06.05.2011 № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Доводы общества о невозможности расчета платы по формуле 20 Приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354 по причине неутверждения тарифным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды подлежат отклонению с учётом разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.11.2016 № 38026-ОД/04, в соответствии с которым в случае принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.

Поскольку в спорный период на территории Пермского края действовал Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.12.2017 № СЭД-46-09-24-11 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Пермского края» утвержден норматив расхода тепловой энергии и для данного многоквартирного дома.

Тариф на поставляемую потребителям тепловую энергию (мощность) обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (Пермский городской округ)» утвержден постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 360-т.

Таким образом, на территории Пермского края действуют нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.

При расчете платы за горячее водоснабжение с применением формулы 20 Правил от 06.05.2011 № 354 распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения, в данном случае должно осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета. (Определение Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2019 № 309-ЭС19-2510).

При таких обстоятельствах инспекция правомерно указала обществу в оспариваемом предписании на необходимость произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент – тепловая энергия, используемая на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), обеспечить соблюдение пункта 54 Правил № 53, формулы 20 Приложения № 2 Правил № 354.

Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют этим фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2019 по делу № А50?33412/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Астра?сервис» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.В. Кангин

Судьи А.Н. Токмакова

Д.В. Жаворонков