ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-44285/17 от 12.09.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4693/18

Екатеринбург

18 сентября 2018 г.

Дело № А50-44285/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей Гусева О. Г., Гавриленко О. Л.

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.

рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации города Соликамска (далее - Управление имущественных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2018 по делу № А50-44285/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представительУправления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) – ФИО1 (доверенность от 08.12.2017 № 110).

Управление имущественных отношений обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 05.12.2017 № 15165-17.

Определением суда от 12.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Соликамска, ФИО2

Решением суда от 06.03.2018 (судья Цыренова Е.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 (судьи Риб Л.Х., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе Управление имущественных отношений просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, продажа газовых сетей путем их реализации под положения статей 23, 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) не подпадает; часть 1 статьи 30 названного Закона не подлежит применению к продаже газовых сетей, так как в состав муниципальных унитарных предприятий продаваемые сети не входят, но и в перечень исключения не подпадают.

Управление имущественных отношений считает, что нарушения при реализации газовых сетей путем продажи без объявления цены, в его действиях отсутствует.

Антимонопольный орган в представленном на кассационную жалобу отзыве просит обжалуемые судебный акты оставить без изменения.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены обжалуемых решения и постановления судов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением имущественных отношений на основании решения Соликамской городской Думы 23.11.2016 № 37 «Об утверждении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества Соликамского городского округа на 2017 год, проектов Прогнозных планов приватизации муниципального имущества Соликамского городского округа на 2018-2019 годы» осуществлялась продажа муниципального имущества: 10 объектов газоснабжения: газовые сети протяженностью 1526,62 м, пункт газорегуляторный блочный, 1 этажный, общей площадью 11,6 кв. м.

Постановлением администрации города Соликамска от 10.07.2017 № 1155-па 12.07.2017 объявлен аукцион по продаже объектов газоснабжения лоты № 3-12:

- лот № 3 - газопроводная сеть от магистральной сети до жилого дома ул. 20-летия Победы № 9 г протяженностью 97 м (по кадастровому паспорту от 28 марта 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0404013:109;

- лот № 4 - газопроводная сеть от магистральной сети до жилого дома ул. 20-летия Победы № 9в протяженностью 95 м (по кадастровому паспорту от 28 марта 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0404013:111;

- лот № 5 - газопроводная сеть от магистральной сети до жилого дома ул. 20-летия Победы № 9 и 9а протяженностью 208 м (по кадастровому паспорту от 28 марта 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0404013:110;

- лот № 6 - газопроводная сеть от магистральной сети до жилого дома ул. 20-летия Победы № 96 протяженностью 106 м (по кадастровому паспорту от 28 марта 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0404013:112;

- лот № 7 - газопровод низкого давления протяженностью 113 м, микрорайон Парковый жилого района Клестовка (по кадастровому паспорту от 11 января 2012 года, выданному МП «БТИ Чердынского района»), кадастровый номер 59:10:0000000:4019;

- лот № 8 - газопровод высокого давления протяженностью 148 м, микрорайон Парковый жилого района Клестовка (по кадастровому паспорту от 11 января 2012 года, выданному МП «БТИ Чердынского района»), кадастровый номер 59:10:0000000:4024;

- лот № 9 - надземный газопровод низкого давления для коттеджной застройки по ул. Ульянова протяженностью 251,45 м (по кадастровому паспорту от 07 ноября 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0000000:2132;

- лот № 10 - газопровод низкого давления протяженностью 47,63 м, от ул. Ульянова, д. 33 (по кадастровому паспорту от 10 ноября 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0102033:40;

- лот № 11 - газопровод высокого давления протяженностью 460,54 м, от ул. Ульянова, д. 5 до ул. Ульянова, д. 33 (по кадастровому паспорту от 10 ноября 2014 года, выданному филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю), кадастровый номер 59:10:0000000:2458;

- лот № 12 - пункт газорегуляторный блочный, нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 11,6 кв. м, южная часть микрорайона Парковый жилого района Клестовка (по кадастровому паспорту от 11 января 2012 г., выданному МП «БТИ Чердынского района»), кадастровый номер 59:10:0000000:4018.

Информация о торгах была опубликована на официальный сайтах сети Интернет www.adm.solkam.ru, www.torgi.gov.ru, а также в газете «Соликамский рабочий».

Аукцион по продаже указанных объектов газоснабжения был признан несостоявшимся, были объявлены торги посредством публичного предложения, которые, как и аукцион, были признаны несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

Постановлением администрации города Соликамска от 18.10.2017 № 1714-па 20.10.2017 были объявлены торги без объявления цены (лоты № 3-12).

В установленный для приема заявок срок (с 23 октября по 16 ноября 2017 года) принято 6 заявок от закрытого акционерного общества «ГазЛизингТэк по лотам № 7-12. Иных заявок в адрес организатора не поступало.

По результатам торгов протоколом заседания комиссии по приватизации муниципального имущества Соликамского городского округа от 20.11.2017 победителем продажи без объявления цены признано закрытое акционерное общество «ГазЛизингТэк».

В антимонопольный орган поступила жалоба ФИО3 (вх. 017909) на неправомерные действия Управления имущественных отношений при продаже указанных объектов газоснабжения без объявления цены.

Решением антимонопольного органа от 13.12.2017 (далее - решение антимонопольного органа) жалоба ФИО3 необоснованной (пункт 1). В действиях Управления имущественных отношений установлено нарушение части 1 статьи 18 Закона № 178-ФЗ, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) (пункт 2).

Антимонопольным органом вынесено предписание об устранении нарушений, которым Управлению имущественных отношений предписано в срок до 22.12.2017 совершить действия, направленные на устранение нарушений, в том числе путем аннулирования торгов по лотам № 3-12.

Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В пункте 2 статьи 13 Закона № 178-ФЗ предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества, одним из которых является аукцион.

В силу части 1 статьи 18 Закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 178-ФЗ объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей); жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

На основании пункта 2 статьи 32 Закон № 178-ФЗ обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.

Судами установлено, что спорные объекты газоснабжения (лоты с 3-12) находятся в муниципальной собственности. При этом в аукционной документации в отношении данного имущества организатором аукциона установлены эксплуатационные обязательства покупателя муниципального имущества: использование при подаче газа 5 лет с момента приватизации (пункт 1.3 проекта договора купли-продажи муниципального имущества).

Учитывая, что аукционная документация содержит условие для покупателя, согласно которому при приватизации спорных объектов газоснабжения должны сохраняться их назначение как объектов подачи газа, а также соблюдаться условия эксплуатационных обязательств, суды обоснованно признали правильным вывод антимонопольного органа о неверно выбранном Управлением имущественных отношений способе приватизации муниципального имущества, поскольку спорное имущество не может быть отчуждено такими способами как аукцион, публичное предложение или без объявления цены.

В связи с изложенным суды пришли к верному выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания положениям законодательства и недоказанности нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы Управления имущественных отношений, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2018 по делу № А50-44285/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений Администрации г. Соликамска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Г. Гусев

О.Л. Гавриленко