ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-5050/13 от 22.07.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4577/15

Екатеринбург

29 июля 2015 г.

Дело № А50-5050/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Столярова А. А., Смирнова А. Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – общество «МРСК Урала») на решение  Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2014 по делу № А50-5050/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Департамент имущественных отношений
администрации г. Перми представили в Арбитражный суд Уральского округа ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей управления и департамента. Ходатайства судом удовлетворены.

В судебном заседании принял участие представитель общества «МРСК Урала» - Шиляева М.В. (доверенность от 24.12.2014 № 117-011-2015).

Общество «МРСК Урала» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Изыскатель» (далее – общество «Изыскатель») о признании отсутствующим права собственности общества «Изыскатель» на 1-этажную трансформаторную подстанцию № 7122 (далее – ТП-7122), склад, назначение: нежилое лит. Г, Г4, расположенную по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Космонавта Беляева, 15 и ул. Одоевского, 43, зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним под номером 59-59-23/108/2008-207.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит», закрытое акционерное общество «Институт Пермский Промстройпроект», индивидуальный предприниматель Полев Александр Вадимович, индивидуальный предприниматель Полева Евгения Аркадьевна, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми.

Решением  суда от 25.12.2014 (судья Антонова Е.Д.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.03.2015 (судьи  Зеленина Т. Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «МРСК Урала» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, вывод судов о возникновении права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на спорный объект не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

По мнению заявителя, доказательств, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на спорный объект и нахождение спорной ТП-7122  на балансе муниципального унитарного предприятия города Перми «Банно-прачечный комбинат № 2» (далее – унитарное предприятие «БПК № 2»), не имеется. Вывод судов о том, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло на основании решения Малого совета Пермского городского Совета народных депутатов от 09.07.1992  № 98 ошибочен, в перечне нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность,  объект – ТП-7122  отсутствует. Заявитель отмечает, что указанный объект является технически сложным электросетевым имуществом, источником повышенной опасности, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлен особый порядок владения и пользования таким имуществом.

Помимо изложенного, по мнению заявителя, вывод судов о том, что спорная ТП-7122  не находилась на территории деятельности электросетевого предприятия и не могла быть приватизирована обществом «МРСК Урала» основан на неправильном применении норм материального права, заявитель отмечает, что с момента ввода в эксплуатацию ТП-7122 находится в фактическом владении общества  «МРСК Урала», заявитель, как и его предшественники, осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание объекта.

По мнению заявителя, включение спорного объекта в состав домовладения № 15/43 и двойная регистрация права собственности общества «МРСК Урала» и муниципальной собственности и хозяйственного ведения на трансформаторную подстанцию произошло в результате ошибочных действий при инвентаризации.

Заявитель считает противоречащим нормам материального права и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод судов о законности государственной регистрации права муниципальной собственности и хозяйственного ведения на спорный объект, отмечая, что оформление передачи в муниципальную собственность производится путем принятия Советом народных депутатов соответствующего решения об утверждении соответствующего перечня объектов, передаваемых в собственность.

Также, по мнению заявителя, судами неверно применены нормы материального права – положения Закона Российской Федерации от 03.07.1991  № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, Указа Президента Российской Федерации от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации», Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Учитывая, что  ТП-7122 относилась к основным производственным фондам специализированного унитарного предприятия - государственного производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго» и составляла часть его имущественного комплекса, заявитель полагает, что она подлежала приватизации, следовательно, не подлежала передаче в муниципальную собственность на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

Далее заявитель оспаривает вывод судов о том, что спорная ТП-7122 приватизирована без здания, а только как оборудование, как не соответствующий фактическим обстоятельством дела, имеющимся в деле доказательствам. Заявитель отмечает, что в план приватизации акционерного общества «Пермэнерго» вошло здание ТП-7122, что подтверждается Приложением № 15 к Плану приватизации, утвержденным распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 13.08.2001 № 556-р  «Перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности акционерного общества «Пермэнерго» (филиал Пермские городские электрические сети) и учтенных при расчете его уставного капитала по состоянию на 01.07.92»,  здание ТП-7122 имеет в указанном перечне порядковый номер — 845.

Кроме того, заявитель отмечает как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам вывод судов о том, что ТП-7122 включена в электросетевой комплекс «Подстанция 110/6 кВ «Балатовская» и зарегистрирована за обществом «МРСК Урала» без здания, а как оборудование (линейный объект).

Помимо изложенного, по мнению заявителя, неправомерен вывод судов о неустановлении обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика как приобретателя спорного объекта.

Заявитель кассационной жалобы отмечает, что последняя сделка по отчуждению спорного имущества совершена неправомочным отчуждателем, ответчик приобрел спорную подстанцию за символическую цену, по состоянию на момент составления акта приема-передачи спорной подстанции ответчику было очевидно, что подстанция эксплуатируется истцом, имеет табличку с указанием телефонных номеров ответственных за обслуживание должностных лиц и закрыта на ключ, при этом из фактического владения истца спорная подстанция никогда не выбывала.

Общество «Изыскатель» представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить в силе обжалуемые судебные акты, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне.

Департамент имущественных отношений администрации г. Перми представил отзыв на кассационную жалобу, в котором отмечает, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основе выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах.

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представило отзыв на кассационную жалобу, в котором отмечает, что сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время не изменены, по существу заявленных требований дополнений к ранее представленному в суд первой инстанции отзыву от 30.05.2013 № 3231-13 не имеется.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял во внимание следующее.

В силу ст. 135 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (редакция от 24.12.1992, с изменениями от 16.01.1996) право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Основ гражданского законодательства СССР и Республик от 31.05.1991 право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, не исключая возможности применения иных способов, предусмотренных в законе.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами (п. 1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (абз. 5 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Аналогичные разъяснения содержались и в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992
№ 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с утверждённым названным Указом Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее – Положение).

В соответствии с п. 6 раздела I Положения, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.

При этом величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Положением, определяется по состоянию на 01.07.1992 (п. 5 раздел I Положения).

В силу п. 10 Положения с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001  № 178-ФЗ в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Особенности приватизации объектов инфраструктуры жилого фонда и объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, предусмотрены ст. 31, 30.1 Федерального закона
от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Разъяснения, касающиеся применения норм ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, содержатся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации
от 05.09.2006 № 111 «О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению».

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Факт включения недвижимого имущества в реестр собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности и законного владения (абз. 4 п. 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно п. 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1  к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

На основании п. 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в п. 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп) для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.

Таким образом, полномочиями по принятию решения о передаче объекта в порядке разграничения государственной собственности в муниципальную собственность обладал Совет народных депутатов города, района, при этом оформление передачи производилось путем принятия названным органом соответствующего решения об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Из изложенного следует, что правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, является утвержденный соответствующим Советом народных депутатов города, района перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено:

объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;

объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Из подпунктов 1.1.3 и 1.1.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики России от 20.06.2003 № 242 (далее - Правила устройства электроустановок), следует, что электроустановка -

совокупность машин, аппаратов, линий вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии. Открытые или наружные электроустановки - электроустановки, размещенные внутри здания, защищающего их от атмосферных воздействий.

Под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок).

В силу ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой.

Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное (ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность) следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.

На основании постановления Администрации Свердловского района
г. Перми от 21.12.1992 № 394 зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Пермэнерго».

По решению внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества  «Пермэнерго» от 21.01.2008 открытое акционерное общество «Пермэнерго» реорганизовано в форме присоединения к обществу «МРСК Урала».

На основании договора о присоединении открытого акционерного общества  «Курганэнерго», открытого акционерного общества  «Пермэнерго», открытого акционерного общества «Свердловэнерго», открытого акционерного общества  «Челябэнерго» к обществу «МРСК Урала» от 04.12.2007, передаточного акта к договору о присоединении от 22.01.2008, 15.08.2008 в Едином государственном реестре прав произведена государственная регистрация права собственности истца (правопреемника открытого акционерного общества  «Пермэнерго») на электросетевой комплекс «Подстанция 110/6 кВ «Балатовская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями» (далее – ЭСК 110/6 кВ «Балатовская»).

Судами установлено, что  право собственности открытого акционерного общества  «Пермэнерго» на ЭСК 110/6 кВ «Балатовская» возникло на основании Плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго», утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации  Пермской области 14.12.1992.

Согласно приложению № 15 к распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 13.08.2001 № 556-р «Перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности акционерного общества «Пермэнерго» (филиал Пермские городские электрические сети), и учтенных при расчете его уставного капитала по состоянию на 01.07.1992» в уставный капитал акционерного общества открытого типа «Пермэнерго» спорный объект вошел за п/н 845, инвентарный номер 878 трансформаторная подстанция-7122, расположенная по адресу:
г. Пермь, ул. Беляева, 15, 1957 года постройки.

Суды выявили, что согласно акту оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 (Пермские электрические сети), являющемуся приложением к плану приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго», утвержденному Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Пермской области 14.12.1992, трансформаторная подстанция–7122 (п/п 1232) вошла в план приватизации, имеет инвентарный номер 17346, дату ввода в эксплуатацию - 1957 год и учтена при расчете уставного капитала по состоянию на 01.07.1992.

Согласно  информации, представленной Муниципальным учреждением «Бюро технической инвентаризации г. Перми» от 15.03.2002
№ 11-1-455, выданной обществу «Пермэнерго» для предъявления в Пермскую областную регистрационную палату для регистрации права, электросетевой комплекс подстанция «Балатовская» с линиями электропередачи и трансформаторами подстанциями» поставлен на учёт в бюро технической инвентаризации г. Перми.

Право собственности открытого акционерного общества  «Пермэнерго» на ЭСК 110/6 кВ «Балатовская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями зарегистрировано в Пермской областной регистрационной палате 08.08.2002, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.08.2002
№ 59 АК 248446.

Основанием для выдачи указанного свидетельства о государственной регистрации явились следующие документы:

- план приватизации, утвержденный Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Пермской области 14.12.1992, с приложениями № 1, 2, 9;

- распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 13.08.2001 № 556-р «О внесении дополнений в распоряжение комитета от 19.06.2001 № 378-р «О внесении дополнений в план приватизации ПО ЭиЭ «Пермэнерго» с приложением № 15;

- разрешение Государственной инспекции архитектурно-строительного контроля на ввод объекта в эксплуатацию от 24.07.2002
№ 201;

Согласно пункту 1.7 новой редакции Устава общества «МРСК Урала», утвержденного Правлением Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» 28.02.2008, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности открытого акционерного общества «Пермэнерго» общество «МРСК Урала» является правопреемником открытого акционерного общества «Пермэнерго» по всем правам и обязанностям.

В соответствии с Техническим паспортом ЭСК 110/6 кВ «Балатовская»
от 08.07.2002 (с изменениями от 23.07.2007, 28.01.2011), адрес объекта:
г. Пермь, Индустриальный район, в состав электросетевого комплекса входит трансформаторная подстанция ТП-7122, расположенная в г. Перми, в Индустриальном районе, ул. Космонавта Беляева, 15.

В Техническом паспорте ТП - 7122, составленном по состоянию на 04.05.2012, содержатся данные о замерах контура заземление и переходного сопротивления (1987, 2012 г.), данные о ремонтах и профилактических испытаниях (2006, 2012, 2013 г.), однолинейная схема электрических соединений, протоколы испытаний и анализов (2012 г.), учётно-контрольная карта текущих ремонтов (1995, 2001, 2006, 2012 г.), ведомость дефектов
(2011 г.), паспорт на заземляющее устройство (2012 г.).

Судами установлено, что согласно представленным истцом инвентарным карточкам учета основных средств ТП-7122 поставлена на бухгалтерский баланс как здание ТП-7122 и как оборудование - ТП-7122 (инвентарные карточки от 17.02.1977 № 878, от 08.09.1978 № 1346). Учётно-контрольная карта подстанции содержит данные о ремонтных работах, проделанных в периоды 1959-1965, 1985-2012 годы.

Суды установили, что в соответствии с постановлением Верховного Совета  Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» решением Малого совета Пермского городского Совета народных депутатов от 09.07.1992  № 98 утверждён перечень объектов (предприятий и занимаемых ими помещений) передаваемых в муниципальную собственность города Перми (приложение № 1 и № 2); Комитету по управлению имуществом г. Перми 20.07.1992 г. поручено направить утверждённый перечень в Комитет по управлению имуществом администрации Пермской области для рассмотрения в установленном порядке.

Судами выявлено, что помещение по адресу: ул. Беляева, 15, находящееся на балансе Гостинно-банно-прачечного комбината, вошло в перечень нежилых помещений, утверждённый решением Пермского городского совета народных депутатов 05.06.1993.

Далее судами установлено, что в соответствии с приказом Муниципального управления по распоряжению объектами муниципальной собственности от 10.04.1998 № 117 муниципальное предприятие «Терма»  реорганизовано путем выделения банно-прачечных комбинатов, являющихся структурными подразделениями предприятия.

На основании приказа Муниципального управления по распоряжению объектами муниципальной собственности от 31.07.1998 № 254 создано унитарное предприятие «БПК № 2», за которым на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, переданное по разделительному балансу по состоянию на 01.07.1998, согласно приложению
№ 1 к приказу
 от 31.07.98 № 254. В п. 6.5 приказа от 31.07.1998 № 254 указано на обязанность зарегистрировать нежилые помещения по адресу: ул. Беляева, 15 в муниципальном учреждении «Бюро технической инвентаризации
г. Перми» на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «БПК № 2».

На основании постановления Администрации Индустриального района
г. Перми от 11.08.1998 № 484/2 
унитарное предприятие «БПК № 2» зарегистрировано путём выделения из муниципального предприятия  «Терма» и является его правопреемником в соответствии с разделительным балансом муниципального  предприятия «Терма» по состоянию на 01.07.98.

Администрацией Индустриального района г. Перми произведена регистрация унитарного предприятия «БПК № 2» в качестве юридического лица, выдано свидетельство о государственной регистрации от 11.08.1998
№ 1866.

Судами выявлено, что из представленной информации муниципального учреждения «Бюро технической инвентаризации г. Перми» от 05.06.2002
№ 24-1-949 для предъявления в Пермскую областную регистрационную палату на предмет регистрации права следует, что домовладение № 15/43, расположенное по ул. К. Беляева, и Одоевского, поставлено на учёт в бюро технической инвентаризации г. Перми за
унитарным предприятием «БПК № 2», в том числе здание трансформаторной подстанции, литер Г, кирпич (основание - приказ МУРОМС от 31.07.1998 № 254).

В последующем, на основании договора купли-продажи недвижимости
от 24.11.2004 индивидуальный предприниматель Полев Александр Вадимович приобрел у унитарного предприятия «БПК № 2» следующее имущество:

- 3-этажное кирпичное здание бани № 5 общей площадью 916,2 кв.м., литер А, трансформаторная подстанция, литер Г, склад, литер ГЗ, склад, литер Г4; 1-этажное кирпичное здание котельной с подвалом общей площадью 218,9 кв.м., литер Б, Б1, Б2, БЗ; 1-этажное кирпичное здание механизированной прачечной № 2 общей площадью 408,2 кв.м., литер В; 1-этажное кирпичное здание гаража общей площадью 31,7, литер Д; 1-этажное кирпичное здание гаража общей площадью 40,6 кв.м., литер Е, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2004 № 59 АК 762439.

Согласно п. 1.2 договора от 24.11.2004 недвижимое имущество, указанное в п.1.1 договора, принадлежит унитарному предприятию «БПК № 2» на праве хозяйственного ведения на основании свидетельств о государственной регистрации права 59 АК 219225, 59 АК 219227, 59 АК 219228 от 02.07.2002, 59 АК 656360 от 23.07.2004 г., приказа Муниципального учреждения по распоряжению объектами муниципальной собственности от 31.07.1998 № 254, приложения № 1, акта приёмки-передачи от 01.07.1998 № 5, от 01.07.1998 № 6, от 01.07.1998  № 7. 

Пунктом 1.3 договора от 24.11.2004 предусмотрено, что вместе с правами на недвижимость к покупателю переходят соответствующие права на земельный участок под комплекс зданий (земли поселений), общей площадью
5 492,5 кв.м., кадастровый номер объекта 59:01:44 1 0866:0001, условный номер объекта 59-01/2-001005327, принадлежащий продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, на основании свидетельства о государственной регистрации права 59 АК 615720 от 10.06.2004 г., расположенный по адресу:
г. Пермь, ул. Беляева, 15.

В п. 1.4 договора от 24.11.2004  указано, что продавец производит отчуждение недвижимого имущества, указанного в п.1.1 настоящего договора, на основании протокола заседания комиссии об определении победителя торгов унитарного предприятия «БПК № 2»» от 24.11.2004 г. В п. 1.5 договора продавец гарантировал покупателю, что продаваемое недвижимое имущество свободно от любых прав третьих лиц.

Имущество передано индивидуальному предпринимателю Полеву А.В. на основании акта приёма-передачи от 25.11.2004.

Полеву А.В. 27.10.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанные объекты (повторное, взамен свидетельства
от 03.12.2004 серия 59 АК № 762439).

Исследовав представленную в материалы дела  справку государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации» от 27.12.2004
№ 2-1-656, выданную индивидуальному предпринимателю Полеву А.В. для предоставления в Департамент имущественных отношений администрации
г. Перми, суды выявили, что домовладение № 15 по ул. К. Беляева, 15, включая трансформаторную подстанцию, зарегистрировано на праве собственности за индивидуальным предпринимателем Полевым А.В.

На основании приказа Администрации города Перми от 09.03.2005 № 221 Департаментом имущественных отношений из реестра муниципальной собственности исключён имущественный комплекс по адресу ул. К. Беляева, 15/Одоевского, 43, в том числе здание трансформаторной подстанции лит. Г, инвентарный номер 6.

На основании приказа Управления земельных отношений от 15.05.2007 № 1126-з право постоянного (бессрочного) пользования унитарного предприятия «БПК № 2» земельным участком с кадастровым номером
59:01:44 1 0866:0001 площадью 5492,5 кв.м. по ул. К. Беляева, 15 в Индустриальном районе г. Перми прекращено, земельный участок передан в состав городских земель. Индивидуальному предпринимателю Полеву А.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью
5650,96 кв.м. под 3-х этажное кирпичное здание бани № 5 (лит. А), трансформаторную подстанцию (лит. Г), 2 склада (лит. Г3, Г4), 1-этажное кирпичное здание с котельной с подвалом (лит. Б, Б1, Б2, Б3), 1-этажное кирпичное здание механизированной прачечной № 2 (лит. В), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Е), принадлежащие владельцу на праве собственности по ул. К. Беляева, 15, в Индустриальном районе г. Перми за счёт земель населённых пунктов. Разрешённое использование земельного участка - объекты бытового обслуживания. 

На основании договора от 11.07.2007 № 136-79, приказа Управления земельных отношений от 15.05.2007 № 1126-з индивидуальный предприниматель Полев А.В. приобрел у Муниципального образования «Город Пермь» (в лице Управления земельных отношений администрации г. Перми) земельный участок площадью 5650,96 кв.м., с кадастровым № 59:01:44 1 0866:0010, расположенный на землях населённых пунктов и находящийся по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. К. Беляева, 15, предназначенный под 3-этажное кирпичное здание бани № 5 (лит. А), трансформаторную подстанцию (лит.Г), 2 склада (лит. Г3, г4), 1-этажное кирпичное здание котельной с подвалом (лит Б, Б1, Б2, Б3), 1-этажное кирпичное здание механизированной прачечной № 1 (лит. В), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Е).

Земельный участок передан индивидуальному предпринимателю
Полеву А.В. по акту приёма-передачи земельного участка от 11.07.2007.

На основании свидетельства о государственной регистрации
от 14.08.2007 серия 59 БА 0641735 за индивидуальным предпринимателем Полевым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 5650,96 кв.м., по адресу: г. Пермь, ул. К. Беляева, 15.

Далее, на основании договора купли-продажи от 17.05.2011 индивидуальный предприниматель Полев А.В. продал недвижимое имущество, включая трансформаторную подстанцию (лит. Г), земельный участок по адресу: г. Пермь, ул. К. Беляева, 15, индивидуальному предпринимателю Волковой Е.А.

На основании договора купли-продажи от 17.12.2011 индивидуальный предприниматель Волкова (Полева) Е.А. продала, а закрытое акционерное общество «Институт Пермский Промстройпроект» приобрело недвижимое имущество, включая трансформаторную подстанцию (лит. Г), земельный участок по адресу: г. Пермь, ул. К. Беляева, 1.

По акту приёма-передачи от 17.12.2011 недвижимое имущество и земельный участок переданы закрытому акционерному обществу  «Институт Пермский Промстройпроект».

Судами выявлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 11.06.2013 г. № 14/014/2013-225 за закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию, склад, назначение: нежилое, 1-этажный, лит Г, Г4, по адресу: г. Пермь,
ул. К. Беляева и ул. Одоевского, д. 15/43.

На основании свидетельства о государственной регистрации права
от 24.04.2013 серия 59-БГ № 841094 за закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» зарегистрировано право на земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под учреждения жилищно-коммунального хозяйства, общая площадь 5650,96 кв.м., адресу объекта: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. К. Беляева, 15, кадастровый номер 59:01:4410866:10.

Судами выявлено, что объекты, располагавшиеся на отмеченном выше земельном участке, кроме трансформаторной подстанции (ТП), литер Г, и склада, литер Г4, снесены собственником.

На основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нём нежилого строения от 24.10.2012 право собственности на земельный участок, площадью 5650, 96 кв.м., кадастровый номер: 59:01:4410866:10 и нежилое строение - трансформаторная подстанция, склад, назначение: нежилое, 1-этажный, лит. Г, Г4, по адресу: г. Пермь,
ул. К. Беляева/Одоевского, 15/43, перешло к обществу с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит». 

Согласно свидетельству о государственной регистрации права
от 06.11.2012 серии 59-БГ № 597867 за обществом с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит» на праве собственности зарегистрированы: 1-этажная трансформаторная подстанция, склад, назначение: нежилое, лит. Г, Г4, адрес объекта: г. Пермь, ул. К. Беляева, Одевского, 15/43. В качестве основания для регистрации указан договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нём нежилого строения
от 24.10.2012.

Судами установлено, что общество с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит» обратилось к истцу с письмом от 18.12.2012 с просьбой оформить акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности в связи с регистрацией права собственности общества с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит» на 1-трансформаторную подстанцию по адресу:
г. Пермь, ул. Беляева и Одоевского 15/43.

Соглашением от 02.04.2013, заключенным между закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» и обществом с ограниченной ответственностью «УралСервис-Монолит», стороны расторгли договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нём строения от 24.10.2012.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.06.2014 серия 59-БД 348745 за закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410866:191, общей площадью 189 кв.м., расположенный
по ул. К Беляева.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права
от 16.06.2014 серия 59-БД 348744  за закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410866:190, общей площадью 5 387 кв.м., расположенный
по ул. К Беляева.

На основании свидетельства о государственной регистрации права
от 16.06.2014 серия 59-БД 348746 за закрытым акционерным обществом «Институт Пермский Промстройпроект» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410866:192, общей площадью 75 кв.м., расположенный
по ул. К Беляева.

Судами установлено, что по информации Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 18.12.2013 1-этажная ТП- 7122 (лит. Г), год постройки 1957, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Беляева, 15/ул. Одоевского, 43, в реестре муниципального имущества города Перми не числится.

Далее судами установлено, что на основании договора купли-продажи
от 02.10.2014 право собственности на ТП-7122, 1957 года ввода в эксплуатацию, площадью 71 кв.м. перешло к
обществу «Изыскатель», что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.10.2014 № 21/017/2014-79, свидетельством о государственной регистрации от 05.11.2014 серия 59-БД 507503.

По данному договору право собственности перешло к обществу «Изыскатель» также на другое имущество, расположенное по адресу: г. Пермь. ул. Космонавта Беляева, 15/Одоевского, 43, а именно: склад, литер Г4; земельный участок площадью 189 кв.м. с кадастровым № 59:01:4410866:191, на котором расположена спорная ТП-7122; земельный участок площадью 75 кв.м. с кадастровым № 59:01:4410866:192; земельный участок площадью 5387 кв.м. с кадастровым номером  59:01:4410866:190.

Оценив указанные обстоятельства, суды установили, что на один и тот же объект – ТП 7122 одновременно зарегистрировано право собственности за обществом «МРСК Урала» и обществом «Изыскатель».

Оценив и исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции выявил, что право собственности истца на трансформаторную подстанцию зарегистрировано как оборудование (линейный объект) для передачи электрической энергии на расстояние по линиям электропередачи, право собственности общества «Изыскатель»,  зарегистрировано не на трансформаторную подстанцию как оборудование (линейный объект) для передачи электрической энергии расстояние по линиям электропередачи, а на помещение (здание) трансформаторной подстанции.

Приняв во внимание выводы, изложенные в заключениях, принятых по результатам судебной экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «ЭЛ-сервис» и судебной экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы строительства», суд первой  инстанции заключил, что сама по себе трансформаторная подстанция ТП-7122 не могла войти в план приватизации без здания.

 Кроме того, судом установлено, что в плане приватизации отсутствует указание на то, что ТП-7122 является встроенной в здание, в плане приватизации с учетом его корректировки, технического паспорта указана спорная трансформаторная подстанция, вместе с тем здание, в котором находится оборудование, не указано.

Вместе с тем, в соответствии с данными Технического паспорта трансформаторной подстанции (6 кВ) № 7122, расположенной по адресу
ул. Беляева, 15, составленного по состоянию на 04.05.2012, подстанция типа «ТП» с инвентарным номером 148592 была введена в эксплуатацию в 1957 году. Работы по проектированию и строительству подстанции были проведены проектной организацией ПГЭС и монтажной организацией ЮРЭС. Согласно Техническому паспорту трансформаторная подстанции ТП-7122 относится к типу «отдельно стоящая».

Из содержания Технического паспорта Электросетевого комплекса (ЭСК) «Подстанция 110/6 кВ «Балатовская» «Общие сведения» суды установили, что электросетевой комплекс - это производственно-технологический комплекс по преобразованию, распределению и передаче электрической энергии, состоящий из зданий и сооружений (разнородных вещей), образующих единое целое и предназначенных для единого функционального назначения. При этом указано, что установление составляющих сложной вещи (электросетевого комплекса) произведено открытым акционерным обществом «Пермэнерго» на основании технологической документации, обосновывающей неразрывность составляющих частей.  Кроме того, из представленного Технического паспорта Электросетевого комплекса «Подстанция 110/6 кВ «Балатовская с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями», составленного по состоянию на 08.07.2002 г. (с изменениями 23.07.2007 г. и 28.01.2011 г.) суд выявил, что трансформаторная подстанция ТП-7122 расположена в г. Перми в Индустриальном районе по ул. К. Беляева, 15, 1957 года ввода в эксплуатацию ТП-7122-1957, инвентарный номер-878; описание здания: производственное, этажность-1; площадь застройки по наружному объёму-72,9 кв.м.; год ввода в эксплуатацию-1957; также дана характеристика кабельных линий от ТП-7122.

При исследовании названных документов суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что технический паспорт электросетевого комплекса «Подстанция 110/6 кВ «Балатовская», а также иные документы технического характера, относятся к документам технического учёта и не являются правоустанавливающими или правоподтверждающими документами, на основании которых была произведена государственная регистрация права собственности на электросетевой комплекс, а лишь свидетельствуют о наличии в натуре на момент обследования объекта с определёнными техническими характеристиками, в связи с чем заключил, что включение спорного оборудования в план приватизации является неправомерным.

Суд кассационной инстанции полагает, что приведённый выше вывод суда первой инстанции сделан без анализа всей совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: Плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго», утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации  Пермской области 14.12.1992, которым предусматривался различный порядок учета и передачи трансформаторных подстанций в зависимости от того, приватизировалось ли только оборудование без здания (встроенная ТП)  либо трансформаторная подстанция располагалась в отдельно стоящем здании, приложения № 15 к распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 13.08.2001 № 556-р «Перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности акционерного общества «Пермэнерго», акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 (Пермские электрические сети), являющегося приложением к плану приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго», утвержденному Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Пермской области 14.12.1992, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации».

Кроме того, суд пришел к выводу о том, что право собственности муниципального образования г. Пермь на спорный объект возникло ранее даты утверждения Плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Пермэнерго», утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации  Пермской области 14.12.1992.

Однако, как отмечено выше, судами выявлено, что объект – помещение, расположенное  по адресу: ул. Беляева, 15, вошёл в перечень нежилых помещений, утверждённый решением Пермского городского совета народных депутатов 05.06.1993.

В указанном перечне, имеющемся в материалах дела, (том 4, лист дела 63), значится объект – расположенное  по адресу: ул. Беляева, 15, нежилое помещение, находящееся на балансе Гостинно-банно-прачечного комбината, назначение – торговля, бытовое обслуживание.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект – ТП-7122 указан в перечне нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденном решением Малого совета Пермского городского Совета народных депутатов от 09.07.1992 № 98, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не выполнены в полном объёме требования ст. 71, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не устранены.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

При новом рассмотрении суду необходимо оценить все отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, рассмотреть дело с соблюдением положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду необходимо установить фактические и иные обстоятельства настоящего дела и дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности и взаимосвязи.

Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2014 по делу № А50‑5050/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А.Татаринова

Судьи                                                                            А.А.Столяров

А.Ю.Смирнов