Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9733/21
Екатеринбург
23 марта 2022 г.
Дело № А50-5542/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Столярова А.А., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красный Октябрь» на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2021 по делу № А50-5542/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Красный октябрь» (далее – общество «Красный октябрь») об обязании провести мероприятия по очистке арендуемых земель лесного фонда от захламления.
Решением суда от 16.06.2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество «Красный Октябрь» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке находящегося в аренде лесного участка по договору № 826 от 21.01.2015 от захламления путем вывоза незаконно размещенных на территории Лобановского участкового лесничества Пермского лесничества в лесном квартале 125 выделах 13, 15 площадью 0,3 га (координаты № 57 514 74,7; Е056 206,1); в лесном квартале 142 выделе 20 площадью 1,0 га (координаты № 57 50 03,8; Е056 2754,5); в лесном квартале 156 выделе 1 площадью 0,1 га (координаты № 57 50 09,6; Е056 2252,1); лесном квартале 199 выделе 1 площадью 0,2 га (координаты № 57 50 10,9; Е056 2259,1); лесном квартале 246 выделе 17 площадью 0,2 га (координаты № 57 45 09,9; Е056 2705,1) твердых бытовых (коммунальных) отходов на специально предназначенный для этого лицензированный полигон.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Красный октябрь» просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель указывает, что лесной участок передан в аренду по договору для заготовки древесины, входит в состав земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П, на то, что статья 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратила силу на момент обнаружения несанкционированной свалки, а также на внесение изменений Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятие постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, общество заявляет, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. По его мнению, несанкционированные свалки в лесах необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране). Заявитель отмечает, что он не вправе выполнять мероприятия, не предусмотренные проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы; кроме того, заявляет, что в иске неверно указаны координаты несанкционированных свалок, что не позволяет точно определить отношение свалок к арендуемому участку.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и обществом «Красный октябрь» (арендатор) на основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 № 2 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» заключен договор аренды лесного участка № 826 от 21.01.2015 на срок с 21.01.2015 по 04.06.2061 , согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 договора.
В договор вносились изменения дополнительными соглашениями № 2 от 13.09.2017, № 3 от 15.12.2017, № 4 от 04.02.2019, № 5 от 19.02.2019 в части изменения площади лесного участка, его местоположения, объемов использования лесов.
Согласно пункту 2 договора в редакции дополнительного соглашения № 4 от 04.02.2019 лесной участок, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь: 22257,9570 га, категорию земель: земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Култаевское участковое лесничество кварталы (выделы) №№ 62 (1-51), 72 (1-31, 45), 84 (1-31), 87 (1-36), 217 (1-9, 11-22), 218 (1-6, 8, 12-37, 39-41), 219 (1-4, 6-17), 220 (1, 3-9, 11-19), 221 (1-15), 232 (1-10), 233 (1-3, 5-13), 234 (1-18), 235 (1-18), 240 (1-12), 241 (1-21), 242 (1-13), 245 (1-10), 246 (1-13), 247 (1-10), 248 (1-14); Пермское лесничество, Лобановское участковое лесничество кварталы (выделы) №№ 1 (1-17), 2 (1-28), 3 (1-16, 18-21), 4 (1-17), 5 (1-6, 8-21, 24-33), 6 (1-19, 21-24), 7 (1-5, 7-20), 8 (1-29), 10 (1, 2, 6, 8, 11, 13, 15-18, 21-32), 14 (1, 2, 4-7, 10, 13-20, 22-26, 30-34, 36-49, 51-55), 15 (1-4, 6-22, 24, 26-32), 16 (1-14, 16-19, 21-25), 18 (1-4, 6-9, 11-24), 20 (1, 2, 4, 6-7, 9-18), 21 (1-9), 22 (1-39), 23 (2-4, 6-23), 24 (1, 2, 4-16), 25 (1-22), 32 (1-12), 33 (1-21), 36 (1-32), 37 (1-15), 38 (1-13), 39 (1-20), 48 (1-32), 49 (1-22), 50 (1-21), 51 (1-13), 65 (1-34), 66 (1-25), 67 (1-20), 68 (1-6, 8-18), 71 (1-10, 13, 15, 17, 19-29), 72 (1-14, 16-34, 36-47), 73 (1-19), 74 (1-3, 5-20), 75 (1-19), 76 (1-23), 86 (1-44), 87 (1-26), 88 (1-30), 94 (1-48), 96 (1-32), 110 (3-10,12-17,19-27,30-32,34-37,39-40), 112 (1-27), 114 (1-28), 124 (1-22), 125 (1-13, 15-18), 131 (1-12), 132 (1-27), 142 (1-23), 143 (1-25), 144 (1-42), 145 (1-16), 146 (1-23), 152 (1-4, 6-27, 29-31), 156 (1-14, 16-35), 160 (1-50), 170 (1-18), 186 (1-25), 187 (1-25), 188 (1-44), 189 (1-40), 190 (1-24), 191 (1-34), 192 (1-19), 193 (1-39), 194 (1-20), 195 (1-23), 197 (1-19), 199 (1-3, 5-27), 201 (1-38), 202 (1-18), 203 (1-18), 204 (1-24), 205 (1-17), 206 (1-23), 213 (1-18), 214 (1-28), 215 (1-24), 216 (1-27), 217 (1-33), 218 (1-25), 219 (1-12,14-16,18-27), 220 (1-20), 221 (1-23), 222 (1-26), 223 (1-33), 224 (1-14), 225 (1-11), 226 (1-18), 227 (1-17), 228 (1-14), 230 (1-32), 231 (1-43), 232 (1-26), 233 (1-37), 234 (1-50), 236 (1-19, 21-22, 24-36), 237 (1-17), 238 (1-6, 8-12), 239 (1-13), 240 (1-4, 6-16), 241 (1-15), 242 (1-38), 243 (1-3, 5-6, 8, 10-13), 245 (1-20), 246 (1-23), 247 (1-18), 248 (1-18), 249 (1-19), 250 (1-31), 251 (1-10), 254 (1-22), 255 (1-23), 256 (1-28), 257 (1-38), 258 (1-41), 259 (1-17), 260 (1-30), 261 (1-31), 262 (1-27), 263 (1-27), 268 (1-16), 269 (1-14), 270 (1-11), 271 (1-12), 273 (1-17), 275 (1-35), 277 (1-37), 278 (1-34), 279 (1-35), 280 (1-44), 283 (1-5, 8-11), 284 (1-23), 285 (1-15), 287 (1-27), 288 (1-31), 289 (1-34), 292 (1-18), 293 (1-20), 294 (1-44), 296 (1-17), 297 (1-23), 298 (1-27), 299 (1-26), 300 (1-40); Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество кварталы (выделы) №№ 46 (1-33), 47 (1-16, 18-25), 48 (1, 3, 5-21, 23-33), 49 (1-7, 9-11, 13-15, 17-20, 22-24, 26-76), 50 (1-37), 51 (1-19), 52 (1-30), 55 (1-41), 59 (1-15), 60 (1-36), 61 (1-36), 62 (1-31), 63 (1-33), 64 (1-36), 68 (1-24,28-34), 70 (1-16, 18-42, 44-48), 71 (1-51, 55-61), 72 (1-53, 57-62), 76 (1-9, 11-13, 16-35, 37-49), 77 (1-16, 20-68), 78 (1-36, 38-44, 46-69), 79 (1-60), 82 (1-29), 83 (1-13,15-31,33-42), 84 (1-9,11-27), 85 (1-2, 4-17, 19-25, 27-30, 32-36, 38-46). Договор, а также дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
В сентябре - октябре 2020 года Пермским лесничеством ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» (подведомственное учреждение Министерства, далее - Лесничество) в ходе патрулирования подведомственной территории Лобановского участкового лесничества Пермского лесничества и осуществления мероприятий по контролю за состоянием лесной территории выявлено захламление лесного участка, находящегося в аренде у ответчика, коммунальными и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором в лесном квартале 125 выделы 13, 15 площадью 0,3 га.; в лесном квартале 142 выдел 20 площадью 1,0 га.; в лесном квартале 156 выдел 1 площадью 0,1 га.; в лесном квартале 199 выдел 1 площадью 0,2 га.; в лесном квартале 246 выдел 17 площадью 0,2 га.
Результаты патрулирования оформлены актом осмотра лесного участка от 30.09.2020.
Уведомлением от 02.10.2020 Лесничество сообщило ответчику о необходимости принятия мер по уборке выявленных захламлений на арендованном им лесном участке.
Однако в ходе проведенных в октябре 2020 года повторных осмотров территории лесного участка вновь выявлены несанкционированные свалки. По результатам обследования составлены акты от 01.10.2020, 29.10.2020, 30.10.2020, в которых отражено, что ранее направленное в адрес общества «Красный октябрь» требование не выполнено, свалки по состоянию на указанные даты не ликвидированы, а морфологический состав свалок представляет собой: полиэтиленовые пакеты, пленки, ветки деревьев, старые доски, металлом, покрышки, доски ДСП, что подтверждается приложенными к актам фототаблицам.
Кроме того, составлены акты о лесонарушении № 11/2020, 12/2020, 13/2020, 14/2020, 15/2020 от 09.11.2020, в которых в качестве периода совершения выявленного нарушения указаны осень, весна 2018 года, что указывает на возникновение свалок после передачи лесного участка в аренду обществу «Красный октябрь».
Лесничество, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, направило материалы осмотра в Министерство.
Министерство в целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора направило в адрес арендатора претензию с требованием провести мероприятия по очистке лесного участка.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив наличие обязанности общества «Красный октябрь» по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке, суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Установленный статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу части 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается среди прочего сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель и лесов; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 (далее - Правила № 607), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды
По условиям пункта 13 договора аренды лесного участка № 826 арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами условиями договора; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и лесоразведение на лесном участке на условиях, в объеме и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов; проектом освоения лесов; а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, обязанность арендатора – общества «Красный октябрь» по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом и иными правовыми актами, в том числе Правилами № 607.
Суды правильно исходили из того, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов расположены на земельном участке лесного фонда, переданном обществу «Красный октябрь» по договору аренды лесного участка, свалки подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена на арендатора лесного участка, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество «Красный октябрь» несет ответственность по надлежащему содержанию предоставленного ему в аренду лесного участка и именно общество обязано устранить выявленные нарушения.
Судами отмечено, что отсутствие в проекте освоения лесов прямого указания на проведение очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на почву не освобождает общество как арендатора лесного участка от обязанности по осуществлению данных мероприятий в силу императивного характера вышеперечисленных норм.
Ссылка общества «Красный октябрь» на то, что действующим законодательством ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, судами правомерно отклонена, с учетом того, перечень мер санитарной безопасности не является исчерпывающим, пунктом 5 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ и подпунктом "д" пункта 2 Правил № 607 предусмотрены иные меры санитарной безопасности в лесах, к таким мерам по смыслу действующего законодательства относится также очистка лесных участков от загрязнений.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, выводов судов не опровергают, в части направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2021 по делу № А50-5542/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красный Октябрь»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи А.А.Столяров
М.В.Торопова