ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-777/2023 от 15.11.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6583/23

Екатеринбург

16 ноября 2023 г.

Дело № А50-777/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Суспициной Л.А., Беляевой Н.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2023 по делу № А50-777/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Пермского муниципального округа Пермского края (далее –администрация) о признании недействительным постановления главы Пермского муниципального района Пермского края от 23.11.2022 №СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 в части пункта 6 приложения к указанному постановлению.

Решением суда от 24.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по настоящему делу, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права. Заявитель полагает необоснованным выводы судов о том, что земельные участки отнесены к сельскохозяйственным угодьям и выделены в счет земельной доли в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон №101-ФЗ). Предприниматель, ссылаясь на постановление от 16.02.2007 № 604, которым в отношении спорных земельных участков изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения личного подсобного хозяйства», полагает, что земельные участки с 2007 года не являются сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, и не подпадают по действие Закона №101-ФЗ. По мнению заявителя, установление в отношении земельных участков заявителя территориальной зоны СХ-2 не противоречит Правилам землепользования и застройки. Таким образом, по мнению предпринимателя, отказ администрации является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3980009:0229, 59:32:3980009:0231, площадью 3200 кв. м каждый, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Башкултаево.

Земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 03.11.2022 об установлении в отношении указанных земельных участков территориальной зоны СХ-2 «Зона садоводческих или огороднических земельных участков».

Постановлением Главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 № СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Култаевское сельское поселение», утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 № 53» заявителю отказано в удовлетворении заявления.

Согласно п. 6 Приложения к постановлению Главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 № СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 в обоснование отказа заявителю указано, что земельные участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016г. №157, от 25.03.2021г. №121), вышеуказанные земельные участки расположены в границах функциональной зоны «Зона сельскохозяйственного использования». В соответствии с Правилами землепользования и застройки вышеуказанные земельные участки расположены в границах территории, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии с Единым государственным реестром недвижимости, вышеуказанные земельные участки имеют категорию земель – «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Установление территориальной зоны СХ-2 «Зона садоводческих или огороднических земельных участков» в отношении Земельных участков противоречит ч.3 ст.31, ч.1 ст.34, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а так же п. 6 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации.

Полагая постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, спорные земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пунктов 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд

В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пунктам 1, 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации пастбища отнесены законодателем к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; при этом использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом № 101-ФЗ.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (п. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденным решением совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014г. №29; Правила Землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 09.06.2014 №53; постановление Главы Пермского муниципального района «О формировании земельных участков, расположенных в Култаевском с/п» № 604 от 16.02.2007, которым изменено разрешенное использование земельных участков, предоставленных в качестве долей СХПК «Россия» с «сельскохозяйственного производства» на «ведение личного подсобного хозяйства (полевой участок) без права строительства»; суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3980009:0229, 59:32:3980009:0231, расположены за границами населенных пунктов и относятся к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, земельные участки отнесены к сельскохозяйственным угодьям и выделены в счет земельной доли (пая) в соответствии с Законом №101-ФЗ.

Доказательства исключения земельных участков из состава сельхозугодий в материалы дела не представлено.

Исходя из предусмотренных земельным законодательством особенностей использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, что в настоящем означает невозможность изменения вида разрешенного использования таких земельных участков, суды пришли к правильному выводу о том, что постановление главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 №СЭД-2022- 299-01-01-05.С-680 в части пункта 6 приложения к указанному постановлению, является законным и обоснованным.

В удовлетворении требований отказано правомерно.

Доводы заявителя о том, что спорные земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, о недоказанности формирования земельных участков за счет земельных долей, направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Доказательств включения спорных земельных участков в границы населенного пункта и соответствующего изменения категории указанных земельных участков материалы дела не содержат. Таких обстоятельств судами не установлено.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с установленными процессуальным законом требованиями.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2023 по делу № А50-777/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.В. Торопова

Судьи Л.А. Суспицина

Н.Г. Беляева