ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-9587/16 от 31.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6775/17

Екатеринбург

03 ноября 2017 г.

Дело № А50-9587/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенков В. А.,

судей Татаринова И. А., Торопова М. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – кадастровая палата) на решение  Арбитражный суд Пермского края от 07.06.2017 по делу № А50-9587/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем  размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.

Ходатайство кадастровой палаты о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского каря с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю(далее – управление Росреестра)  и кадастровой палаты, выразившегося в не установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:01:4410257:18 по ул. Озерной, 16 в г. Перми, а также об обязании установить кадастровую стоимость указанного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, ФИО1.

          Решением от 07.06.2017 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.

          Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда               от 21.08.2017 (судьи Макаров Т.В., Полякова М.А.,  Семенов В.В.)  решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе  кадастровая палата просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено альтернативных способов определения кадастровой стоимости земельного участка при поставке земельного участка на государственный учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости, при этом установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка  его рыночной стоимости возможно в рамках Закона об оценочной деятельности. Заинтересованное лицо полагает, что требование заявителя об обязании кадастровой палаты установить кадастровую стоимость незаконно, так как совершение ею действий, выходящих за пределы ее полномочий, недопустимо, и является посягательством на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления. Таким образом, заявитель полагает, что не установление филиалом кадастровой стоимости спорного земельного участка бездействием не является.

В заявлении Департамент просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами, в Департамент поступило заявление от 01.12.2016 о предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерная, 16, в Дзержинском районе г. Пермь, под одноэтажный жилой дом литера А.

Поскольку в кадастровой выписке от 13.01.2016 № 5900/201/16-7349 кадастровая стоимость указанного земельного участка не определена,  расчет цены выкупаемого земельного участка осуществить невозможно.

Департамент 27.01.2016 обратился в Управление Росреестра за разъяснением причин отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 459:01:4410257:18, и поиска вариантов их устранения.

В ответ на указанное обращение Управление Росреестра в письме от 04.02.2016 сообщило Департаменту, что   в связи с отсутствием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу 59:01:4410257, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерная, 16 не может быть определена. Порядок определения кадастровой стоимости для таких земельных участков не установлен законодательством. Кроме того, Управлением Росреестра сообщено Департаменту, что с учетом минимальных сроков принятия решения о проведении очередной государственной кадастровой оценки (не чаще, чем один раз в течение 3-х лет), очередная оценка может быть проведена в 2016 году.

Полагая, что Управлением Росреестра, а также кадастровой палатой допущено незаконное бездействие по не установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерной, 16, Департамент обратился в суд с рассматривемым заявлением.

Удовлетворяя требования, суды исходили из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным (здесь и далее ранее действующей редакции) кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в

качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу ст. 24.11 Закона № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
от 05.07.2016)  для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона № 135- ФЗ).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом определяется постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).

Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания).

Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2 Методических указаний).

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем

умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз.1 п. 2.1.3 Методических указаний).

В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового

квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором

расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если

кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов (абз. 2 п. 2.1.3 Методических указаний).

Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном

кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости

(земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1 - 2.1.16настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.

В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5 Методических указаний).

Как установлено судами, спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01 января 2013 года. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.

Как верно отмечено судами, отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации  кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 24.12 Закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016)  действие ст. 24.12 - 24.17Закона 135-ФЗ  приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.

Вместе с тем наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в собственность по договору купли-продажи ФИО1

Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п.1.2  Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 таким органом является Росреестр.

Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210  кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Как следует из материалов дела, 07 декабря 2015 года в государственный

кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410257:18, номер кадастрового квартала 59:01:4410257 по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Озерная, 16, разрешенное использование - под 1-этажный жилой дом (литера А), кадастровая стоимость не указана. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу не установлены.

Исходя из конкретных фактических обстоятельств дела,  свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядок прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицам надлежало определить его кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку указанных действий заинтересованными лицами не произведено, вывод судов о незаконности такого бездействия и нарушении прав заявителя является обоснованным.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Департамента о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, и возложили на кадастровую палату обязанность определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерной, 16 в г. Перми.

Доводы заявителей отклоняются, поскольку  не опровергают вывод судов о том, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в собственность  ФИО1, при этом отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

  Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражный суд Пермского края от 07.06.2017 по делу № А50-9587/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               В.А. Купреенков

Судьи                                                                            И.А. Татаринова

М.В. Торопова