ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-9913/17 от 15.02.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8756/17

Екатеринбург

16 февраля 2018 г.

Дело № А50-9913/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Ященок Т. П. , Вдовина Ю. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Арбитражного  суда  Пермского края от  30.06.2017 по делу № А50-9913/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыл представитель инспекции -  ФИО1 (доверенность от 09.01.2018).

Товарищество собственников жилья «Дом «Театральный» (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ «Дом «Театральный») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа  Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) во внесении сведений в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, изложенного в письме от 17.02.2017 № СЭД-45-13-08-22.

Решением суда от 30.06.2017  (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017  (судьи Щеклеина Л.Ю., ВасеваЕ.Е., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и дополнении к ней инспекция просит названные судебные акты отменить, принять новое решение, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права. Считает, что представленный товариществом протокол общего собрания от 15.04.2013, в котором «за» способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете проголосовали собственники, обладающие 547,98 голосов (57,8%), не влечет за собой никаких правовых последствий, а само по себе наличие указанного протокола не является доказательством, подтверждающим законность открытия специального счета. Указывает, что собственники помещений в многоквартирном доме № 29 по ул. Петропавловская в г. Перми не приняли решения по вопросам, предусмотренными ч. 3 - 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), соответственно, у инспекции отсутствовали правовые основания для внесения обозначенного дома в реестр специальных счетов.

При рассмотрении дела судами установлено, что решением общего собрания собственников жилья от 15.04.2013 собственниками в многоквартирном доме по адресу: <...> был выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, сроки проведения капитального ремонта утверждены в соответствии с региональной программой капитального ремонта, владельцем специального счета определено ТСЖ «Дом «Театральный». Специальный счет был открыт в ОАО «Сбербанк России».

Товарищество 14.02.2017 обратилось в инспекцию с уведомлением об отмеченном  с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.04.2013 и справки об открытии специального счета в филиале Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России».

На данное уведомление получен отказ Инспекции, мотивированный несоответствием представленного протокола от 15.04.2013  требованиям ч. 1        ст. 46 ЖК РФ.

Не согласившись с таким отказом, товарищество обратилось в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суды на основании ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признали недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Судами верно со ссылкой на нормы ч. 2 ст. 20, п. 4 ст. 172 ЖК РФ, Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, указано, что инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

На основании п. 3.12, 3.13 данного Положения инспекция ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов; информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Таким образом, решение от 17.02.2017 № СЭД-45-13-08-22 вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Подпунктами 1, 4, 5 п. 4 ст. 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Согласно ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч. 1 ст. 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Материалами  дела подтверждено, что во исполнение требований ч. 3, 5 ст. 170 ЖК РФ товарищество инициировало общее собрание собственников, которым принято решение по вопросам способа формирования фонда капитального ремонта, установленным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, а после этого направило в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и справки банка об открытии специального счета, чем исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало право на подачу уведомления для включения уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.

Судами при рассмотрении спора установлено, что инспекция не доказала законность основания отказа товариществу во включении в реестр уведомлений.

На территории Пермского края действует Закон Пермского края от 11.03.2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК).

В п. 7 ст. 8 Закона № 304-ПК указано, что копия протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме направляется в адрес органов местного самоуправления для сведения.

Исходя из положений ч. 5 ст. 10 данного закона  орган государственного жилищного надзора Пермского края ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Информирование органа местного самоуправления и регионального оператора осуществляется по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, дважды в год: до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июля по состоянию на 1 июля или при поступлении соответствующих запросов от органа местного самоуправления и регионального оператора. Ответ за запрос направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты его поступления в орган государственного жилищного надзора Пермского края.

Инспекция в письме отказала товариществу, ссылаясь на несоответствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, поскольку решение общего собрания собственников жилья принято количеством голосов менее чем 66,7 процентов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (отсутствовал кворум). Иных правовых оснований отказа в оспариваемом письме инспекция не привела.

Между тем, как правильно указано судами, решение общего собрания собственников жилья в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано. Наличие у инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по способу формирования фонда капитального ремонта не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке.

На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушает законные права и интересы товарищества в сфере иной экономической деятельности.

Все доводы заинтересованного лица, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного  суда  Пермского края от 30.06.2017 по делу                        № А50-9913/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от  27.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Н.Н. Суханова

Судьи                                                                                    Т.П. Ященок

                                                                                     Ю.В. Вдовин